Правительство простилось с бюджетом премьер-министр россии михаил фрадков переправил главный государственный план страны на 2006 год в думу.
Депутаты Государственной думы примутся за рассмотрение нового
бюджета сразу после летних каникул. И хотя значительную часть аппетитов
народных избранников министры постарались удовлетворить, несомненно, борьба за
его принятие обещает быть традиционно острой.
Вариант на "пять с плюсом"
В окончательном варианте, после пересчета цен на нефть,
предполагаемые доходы госказны России в следующем году оцениваются в пять с
небольшим триллионов рублей. Ранее показатель не превосходил 4,45 триллиона.
Профицит, то есть превышение доходов над расходами, тоже вырос с 500 до 800
млрд рублей. Увы, все это будет достигнуто в основном за счет добывающих
отраслей. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) при всех пересчетах остался
на уровне 5,9 процента, что никак не позволяет выйти на заданную президентом
планку - удвоение ВВП к 2010 году. Для этого необходимо, чтобы экономика
ежегодно росла как минимум на 7 процентов. К тому же для достижения этого
значения необходимо, чтобы опережающими темпами обновлялось оборудование, то
есть нужен значительный рост инвестиций. Следует также заметить, что важна не
абсолютная цифра валового продукта, а ее распределение на душу населения, чтобы
этот ВВП дошел до каждого россиянина. И для того и для другого необходимы
структурные реформы, которыепока несколько тормозятся.
Не сможет порадовать депутатскую душу и расчет инфляции. Она
осталась запланированной - на уровне 7-8 процентов, хотя это явно заниженное
значение. В этом году тоже надеялись удержать рост цен в пределах 10 процентов
- не удалось. Уже сейчас ясно, что инфляция по итогам года преодолеет
11-процентный барьер (если не 14-процентный). А основную лепту в рост цен
внесли реформа ЖКХ, монополии и скачок стоимости нефти на международных рынках,
сказавшийся и на внутренних ценах. Ведь при такой баснословной прибыли от
экспорта нефтепродуктов вряд ли найдется нефтепереработчик, который предпочтет
низкодоходный внутренний рынок: законы экономики никакими распоряжениями
правительства о повышении экспортных пошлин, к сожалению, не отменить. В
результате у всех компаний растут транспортные расходы и, соответственно,
стоимость товаров.
"Новые ворота" бюджета
Постоянно растущие цены на нефть позволили правительству пойти
навстречу пожеланиям "трудящихся" Государственной думы и существенно увеличить
расходы по некоторым направлениям. В частности, расходы на безопасность
возросли на 37 процентов. Причем основная часть средств будет пущена не на
зарплату силовикам, а на закупку современной техники и оборудования. На 20
процентов вырастут расходы на оборону страны. И опять-таки большая часть из них
пойдет на перевооружение армии.
Существенно - на 38 процентов - увеличатся расходы на
проведение давно назревшей реформы ЖКХ. Причем эти деньги пойдут не столько на
зарплаты работкам этой сферы, сколько именно на реформу. Хотя и бюджетники не
забыты. Увеличение расходов на их зарплаты, а также повышение пенсий составят
900 млрд рублей, расходы на образование вырастут на 29 процентов, а на
здравоохранение - на целых 64 процента.
Ассигнования на федеральные целевые программы (ФЦП) и
федеральные инвестиционные адресные программы (ФИАП) вырастут не на 287,22 млрд
рублей, как планировалось ранее, а сразу на 1 трлн. Правда, здесь есть одна
чисто организационная проблема. Минэкономразвития, которое должно распределять
эти деньги по наиболее важным инфраструктурным проектам, еще не проработало их
список и механизм контроля финансирования, а потому они пока будут лежать
"мертвым грузом". Ведь раньше перед российским правительством не вставала
проблема, куда деть деньги, - они умеют латать дефицитные дыры, а не
распределять профицит.
Однако при этом правительство жестко пытается отстаивать все
депутатские поползновения израсходовать Стабилизационный фонд, образующийся от
скупки "горячих" нефтедолларов у экспортеров. Если, по предварительным
прогнозам, он к концу следующего года может составить 1,740 трлн, а по
уточненным - целых 2,13 трлн. За последний год Стабфонд превратился в
своеобразную "палочку-выручалочку" правительства. Из него черпались средства на
раздачу по долгам Парижскому клубу стран-кредиторов (в результате этого наш
внешний госдолг сократился с 46 млрд долларов до 26), деньги на поддержку
Пенсионного фонда после того, как обнаружились дыры из-за непродуманного в
финансовом отношении введения монетизации льгот. В следующем году, очевидно,
дополнительные средства, отчисляемые в Стабилизационный фонд, вновь
понадобятся. Ранее эту функцию выполняла так называемая "инфляционная подушка":
дополнительными доходами, получаемыми в бюджет из-за высокой инфляции,
правительство покрывало недостаток средств госказны. Депутаты Государственной
думы давно пытались заставить правительство делиться этими доходами. Но тщетно.
Единственное, на что согласился министр финансов России Алексей Кудрин, -
назвать эти накопления "Стабилизационным фондом" и регламентировать расходы из
него.
Дефицит или профицит?
Однако, несмотря на значительный запланированный профицит и
увеличение государственных расходов на инвестиционные и структурные
направления, которые не приводят к росту инфляции, нынешний бюджет сложно
назвать "бюджетом развития". Дело в том, что запланированное превышение
государственных доходов над расходами является признаком слаборазвитой
экономики, которая попросту не в силах "переварить" с пользой свалившиеся на
нее деньги. Не случайно в развитых странах профицит обычно не планируется, а
закладывается небольшой дефицит, который покрывается за счет займов на рынках
ценных бумаг. Там понимают, что деньги должны работать, а не лежать в
государственных фондах, а стабилизационные фонды создаются на небольшой период
каких-либо финансовых или социальных реформ, чтобы сгладить их возможные
негативные последствия. А вот для развивающихся стран профицит характерен.
Самый большой профицит был зафиксирован в Кувейте в 80-х годах - до 60
процентов ВВП.
Как примут новый вариант бюджета-2006 депутаты, предсказать
сложно. С одной стороны, по заведенной в последние годы традиции правительство
во время подготовки бюджета советуется с ними и пытается учесть большинство
логичных требований, чтобы он максимально просто и быстро преодолел все три
чтения в Госдуме. С другой стороны, впереди любимое занятие депутатов -
откусывание "бюджетного пирога".
Андрей Давлицаров
Другие юридические статьи:
В Саратове создан прецедент. Впервые за многие годы
здесь решением суда наказан чиновник, за невыполнение своих обязанностей.
Волжский народный с...
Госдума на заседании 11 октября 2002 года приняла в первом
чтении законопроект "О внесении изменений в статью 66 федеральн...
Смольнинский федеральный суд удовлетворил заявление
прокурора Петербурга о признании недействительным с момента издания
постановления правительства города о проектировании ...
"Ведомости" / Эрин Уайт
Увольнение по собственному желанию часто сопровождается громким хлопаньем
дверью.
Многие увольняющиеся высказывают ...
Реализация Послания Президента Федеральному собранию ,
подготовка к выборам в ЗакС Ленобласти, охрана окружающей среды, забота о
ветеранах в регионе ...
Депутаты Государственной думы примутся за рассмотрение нового
бюджета сразу после летних каникул. И хотя значительную часть аппетитов
народных избранников министры постарались удовлетворить, несомненно, борьба за
его принятие обещает быть традиционно острой.
Вариант на "пять с плюсом"
В окончательном варианте, после пересчета цен на нефть,
предполагаемые доходы госказны России в следующем году оцениваются в пять с
небольшим триллионов рублей. Ранее показатель не превосходил 4,45 триллиона.
Профицит, то есть превышение доходов над расходами, тоже вырос с 500 до 800
млрд рублей. Увы, все это будет достигнуто в основном за счет добывающих
отраслей. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) при всех пересчетах остался
на уровне 5,9 процента, что никак не позволяет выйти на заданную президентом
планку - удвоение ВВП к 2010 году. Для этого необходимо, чтобы экономика
ежегодно росла как минимум на 7 процентов. К тому же для достижения этого
значения необходимо, чтобы опережающими темпами обновлялось оборудование, то
есть нужен значительный рост инвестиций. Следует также заметить, что важна не
абсолютная цифра валового продукта, а ее распределение на душу населения, чтобы
этот ВВП дошел до каждого россиянина. И для того и для другого необходимы
структурные реформы, которыепока несколько тормозятся.
Не сможет порадовать депутатскую душу и расчет инфляции. Она
осталась запланированной - на уровне 7-8 процентов, хотя это явно заниженное
значение. В этом году тоже надеялись удержать рост цен в пределах 10 процентов
- не удалось. Уже сейчас ясно, что инфляция по итогам года преодолеет
11-процентный барьер (если не 14-процентный). А основную лепту в рост цен
внесли реформа ЖКХ, монополии и скачок стоимости нефти на международных рынках,
сказавшийся и на внутренних ценах. Ведь при такой баснословной прибыли от
экспорта нефтепродуктов вряд ли найдется нефтепереработчик, который предпочтет
низкодоходный внутренний рынок: законы экономики никакими распоряжениями
правительства о повышении экспортных пошлин, к сожалению, не отменить. В
результате у всех компаний растут транспортные расходы и, соответственно,
стоимость товаров.
"Новые ворота" бюджета
Постоянно растущие цены на нефть позволили правительству пойти
навстречу пожеланиям "трудящихся" Государственной думы и существенно увеличить
расходы по некоторым направлениям. В частности, расходы на безопасность
возросли на 37 процентов. Причем основная часть средств будет пущена не на
зарплату силовикам, а на закупку современной техники и оборудования. На 20
процентов вырастут расходы на оборону страны. И опять-таки большая часть из них
пойдет на перевооружение армии.
Существенно - на 38 процентов - увеличатся расходы на
проведение давно назревшей реформы ЖКХ. Причем эти деньги пойдут не столько на
зарплаты работкам этой сферы, сколько именно на реформу. Хотя и бюджетники не
забыты. Увеличение расходов на их зарплаты, а также повышение пенсий составят
900 млрд рублей, расходы на образование вырастут на 29 процентов, а на
здравоохранение - на целых 64 процента.
Ассигнования на федеральные целевые программы (ФЦП) и
федеральные инвестиционные адресные программы (ФИАП) вырастут не на 287,22 млрд
рублей, как планировалось ранее, а сразу на 1 трлн. Правда, здесь есть одна
чисто организационная проблема. Минэкономразвития, которое должно распределять
эти деньги по наиболее важным инфраструктурным проектам, еще не проработало их
список и механизм контроля финансирования, а потому они пока будут лежать
"мертвым грузом". Ведь раньше перед российским правительством не вставала
проблема, куда деть деньги, - они умеют латать дефицитные дыры, а не
распределять профицит.
Однако при этом правительство жестко пытается отстаивать все
депутатские поползновения израсходовать Стабилизационный фонд, образующийся от
скупки "горячих" нефтедолларов у экспортеров. Если, по предварительным
прогнозам, он к концу следующего года может составить 1,740 трлн, а по
уточненным - целых 2,13 трлн. За последний год Стабфонд превратился в
своеобразную "палочку-выручалочку" правительства. Из него черпались средства на
раздачу по долгам Парижскому клубу стран-кредиторов (в результате этого наш
внешний госдолг сократился с 46 млрд долларов до 26), деньги на поддержку
Пенсионного фонда после того, как обнаружились дыры из-за непродуманного в
финансовом отношении введения монетизации льгот. В следующем году, очевидно,
дополнительные средства, отчисляемые в Стабилизационный фонд, вновь
понадобятся. Ранее эту функцию выполняла так называемая "инфляционная подушка":
дополнительными доходами, получаемыми в бюджет из-за высокой инфляции,
правительство покрывало недостаток средств госказны. Депутаты Государственной
думы давно пытались заставить правительство делиться этими доходами. Но тщетно.
Единственное, на что согласился министр финансов России Алексей Кудрин, -
назвать эти накопления "Стабилизационным фондом" и регламентировать расходы из
него.
Дефицит или профицит?
Однако, несмотря на значительный запланированный профицит и
увеличение государственных расходов на инвестиционные и структурные
направления, которые не приводят к росту инфляции, нынешний бюджет сложно
назвать "бюджетом развития". Дело в том, что запланированное превышение
государственных доходов над расходами является признаком слаборазвитой
экономики, которая попросту не в силах "переварить" с пользой свалившиеся на
нее деньги. Не случайно в развитых странах профицит обычно не планируется, а
закладывается небольшой дефицит, который покрывается за счет займов на рынках
ценных бумаг. Там понимают, что деньги должны работать, а не лежать в
государственных фондах, а стабилизационные фонды создаются на небольшой период
каких-либо финансовых или социальных реформ, чтобы сгладить их возможные
негативные последствия. А вот для развивающихся стран профицит характерен.
Самый большой профицит был зафиксирован в Кувейте в 80-х годах - до 60
процентов ВВП.
Как примут новый вариант бюджета-2006 депутаты, предсказать
сложно. С одной стороны, по заведенной в последние годы традиции правительство
во время подготовки бюджета советуется с ними и пытается учесть большинство
логичных требований, чтобы он максимально просто и быстро преодолел все три
чтения в Госдуме. С другой стороны, впереди любимое занятие депутатов -
откусывание "бюджетного пирога".
Андрей Давлицаров
Другие юридические статьи: В Саратове создан прецедент. Впервые за многие годы
здесь решением суда наказан чиновник, за невыполнение своих обязанностей.
Волжский народный с...
Госдума на заседании 11 октября 2002 года приняла в первом
чтении законопроект "О внесении изменений в статью 66 федеральн...
Смольнинский федеральный суд удовлетворил заявление
прокурора Петербурга о признании недействительным с момента издания
постановления правительства города о проектировании ...
"Ведомости" / Эрин Уайт
Увольнение по собственному желанию часто сопровождается громким хлопаньем
дверью.
Многие увольняющиеся высказывают ...
Реализация Послания Президента Федеральному собранию ,
подготовка к выборам в ЗакС Ленобласти, охрана окружающей среды, забота о
ветеранах в регионе ...
|