Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Недропользователи области подвели итоги
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
От таможенника ждут добра бывший разведчик возглавил фтс
СПб. Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ возглавил бывший руководитель Рособоронэкспорта и сотрудник внешней разведки Андрей Бельянинов. ...

Юридические услуги

Это год капитальных расходов считает председатель комитета финансов александр никонов

На последнем заседании городского правительства было принято постановление "О мерах по исполнению бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год". По словам губернатора Валентины Матвиенко, оно позволяет усилить требования по повсеместному соблюдению жесткой финансовой дисциплины при исполнении бюджета.

Как станет наполняться казна в следующем году и удастся ли добиться равномерного финансирования расходов в течение года? Об этом на деловом завтраке в Северо-Западном представительстве "Российской газеты" мы вели разговор с председателем комитета финансов Петербурга Александром Никоновым.

- Александр Анатольевич, начнем все же с года нынешнего. Последнее время ходят слухи, что бюджет 2004 года будет сведен с профицитом.

- В настоящий момент я бы не стал давать таких абсолютных заверений. Последние две недели года, как это было и в прошлом, обещают быть очень насыщенными по расходам. И сказать точно, в каком объеме придется осуществить финансирование, невозможно. А поэтому нельзя и утверждать, будет профицит или нет.

Мы ожидаем около 2,5 миллиарда рублей дополнительных доходов. Плановый дефицит же был 3,7 миллиарда, а с учетом принятых изменений к бюджету - 4,4 миллиарда рублей. На сегодня план по доходам перевыполнен. Но если расходы будут выбраны на сто процентов, то дефицит все же останется. В принципе, мы не планируем выйти на профицитный бюджет до 2008 года.

- Чем бюджет 2005 года отличается от предыдущих? Если судить по объему этого документа, то в первую очередь детальностью проработки.

- Комитет финансов и раньше всегда прорабатывал его детально. С моей точки зрения, основная особенность - увеличение капитальных расходов. На первый взгляд, рост относительной доли невелик - 1,2 процента. Но надо также учитывать, что и сам бюджет увеличился на 40 процентов. Так что на капитальное строительство направляются значительные дополнительные суммы.

К примеру, впервые заложено в общей сложности почти 2,5 миллиарда рублей на расселение ветхого и аварийного жилья. Миллиарды рублей предполагается потратить на развитие головных источников тепло-, водо-, электро- и газоснабжения.

Три миллиарда рублей предусмотрены на метро (в прошлом году миллиард). На 70 процентов больше денег выделяется на капитальный ремонт домов и учреждений бюджетной сферы. Поскольку расходы эти возрастают не только в абсолютном, но и в относительном выражении (то есть в процентах к общей сумме бюджета), на мой взгляд, это положительная тенденция, которая позволяет создать задел для развития экономики города.

- Но если увеличивается доля каких-то расходов, это неизбежно означает, что по другим статьям она уменьшается. И на что же правительство города собирается тратить меньше денег?

- Естественно, если больше становится капитальных расходов, уменьшается доля текущих. Подчеркиваю, именно доля. Есть значительное число расходов, размеры которых не могут сильно варьироваться. Город нужно отапливать весь, независимо от того, сколько в нем незаселенных квартир. Надо содержать определенное количество учреждений здравоохранения в расчете на тысячу жителей, опять-таки независимо от количества больных. И так далее. Эти расходы имеют условно-постоянный характер. И если объем бюджета растет быстрее, чем инфляция, доля таких расходов падает. При этом их абсолютная величина увеличивается из года в год. Условно-постоянная составляющая бюджета равна в настоящее время почти трем четвертям. При этом все деньги, которые зарабатываются дополнительно, идут на развитие.

- Нашего читателя Валентина Власова интересует, насколько эффективным, на ваш взгляд, оказалось введение конкурсной системы распределения городского заказа.

- Думаю, для такой сильно бюрократизированной системы как горзаказ полгода работы новой схемы распределения подрядов слишком мало, чтобы делать выводы. Нынешние результаты, с моей точки зрения, надо тщательно проанализировать, чтобы выделить действительную экономию от повышения эффективности расходов. Ведь сумма сэкономленных денег зависит не только от того, какие в итоге конкурсов установились цены на выполнение работ, но и от того, сколько было в самом начале заложено на эти цели в бюджете. Если финансирование запрошено с запасом, то и "экономия" получится значительной. Если главный распорядитель сумел точно рассчитать свои потребности в финансах, установить самому себе жесткие ограничения, то может оказаться, что существенно снизить цены посредством конкурсов уже будет нельзя. Если работу такого подразделения оценивать только "экономией", получится, что оно сработало плохо.

Я считаю, что ключевым для оценки эффективности бюджетных расходов должен стать переход на программно-целевые методы планирования. Рассматривать объем расходов в отрыве от результата неверно, ведь затраты должны быть не минимальными, а оптимальными. К сожалению, методика составления бюджета, ориентированного на результат, еще не разработана в деталях даже на уровне Федерации. Но, надеюсь, за 2005-2006 годы мы сумеем сделать правильный шаг в этом направлении. Конкурсная система распределения городского заказа - один из важных, но не единственный элемент повышения эффективности расходования средств.

- На последнем заседании правительства опять звучала тема равномерности расходования бюджетных средств. Среди вопросов наших читателей есть и такой - можно ли этого добиться, если налоги, основа бюджета, поступают неравномерно?

- Вопрос очень актуальный. Есть несколько его составляющих. Нельзя увязывать напрямую равномерность доходов и расходов. Многие расходы, особенно капитальные, делаются с расчетом на отдачу через- несколько лет. Именно для их финансирования делаются государственные заимствования. И они должны учитывать долгосрочные тенденции. При этом вполне может возникать ситуация, когда капитальные расходы производить надо, но текущие доходы поступили в меньшем размере.

Подобный "кассовый раз- Александр Никонов увеличения "налогового пресса" не наблюдает.

рыв" нужно покрывать за счет заимствований. Наша задача - сделать так, чтобы заимствования не были чрезмерными и не создали в будущем ситуацию, когда на один год выпадет погашение огромного долга. Мы так политику заимствований и строим. И именно она позволяет нам обеспечить равномерность расходов при неравномерное: и сбора налогов. Но... к сожалению, иногда происходит следующее - мы строим график заимствований исходя из того, что в первом квартале у нас будет дефицит бюджетных средств, а потом оказывается, что деньги не израсходованы. То есть главные распорядители бюджетных средств просчитались. Но мы же не можем срочно вернуть заимствованные деньги назад и не можем работать с инвесторами в режиме пожарной команды. Вот об исключении подобных случаев и говорит губернатор, когда ведет речь о равномерности расходов.

- Александр Анатольевич, как обстоят дела с городским долгом? Есть тенденция к его уменьшению?

- Скорее, есть тенденция к сохранению его на том же уровне.

- Часто приходится слышать от предпринимателей (и чаще всего от мелких) упреки в адрес правительства города в том, что в погоне за наполнением бюджета оно увеличило налоговую нагрузку на предприятия.

- В следующем году на 10 процентов уменьшается ставка единого социального налога (что особенно существенно для мелкого и среднего бизнеса). Отменили налог на рекламу. Для города это плохо, для предпринимателей - облегчение. Разработан и принят закон о налоговых льготах для инвесторов.

Что касается собственно городских налогов, то я считаю, что исполнительная власть заняла очень взвешенную позицию. Да, ставки транспортного налога повысили (между прочим, не до максимально возможной величины). Но этот налог занимает не более 1 процента в затратах даже крупных транспортных предприятий. Так что особой проблемы его увеличение не создаст. Даже по налогу на игорный бизнес мы занимали более компромиссную позицию, чем позиция, которую заняло в итоге Законодательное собрание.

По единому налогу на вмененный доход нагрузка тоже невелика. Мы подсчитали, что малый бизнес платит в среднем 100 долларов в месяц. Так что я не считаю, что налоговый пресс увеличился.

Юрий Звягин


Другие юридические статьи:
Область припала к земле
Правительство области утвердило результаты кадастровой оценки сельхозугодий. Именно на эти результаты теперь будут ориентироваться власти при определении продажной стоимост...

За фасадом «морского фасада»: интересы жителей не учитываются
Крупные городские проекты, способные в какой-то степени изменить лицо мегаполиса, как правило, имеют не только своих сторонников, но и противников, с...

Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон "о международном коммерческом арбитраже"
Госдума одобрила на сегодняшнем пленарном заседании в первом чтении поправки в закон "О международном коммерческом арбитра...

Расселяют молодежь
На заседании правительства Петербурга был одобрен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи ...

Недропользователи области подвели итоги
13 декабря под председательством Губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова состоялось совещание крупнейших недропользователей. Это компании...

На последнем заседании городского правительства было принято постановление "О мерах по исполнению бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год". По словам губернатора Валентины Матвиенко, оно позволяет усилить требования по повсеместному соблюдению жесткой финансовой дисциплины при исполнении бюджета.

Как станет наполняться казна в следующем году и удастся ли добиться равномерного финансирования расходов в течение года? Об этом на деловом завтраке в Северо-Западном представительстве "Российской газеты" мы вели разговор с председателем комитета финансов Петербурга Александром Никоновым.

- Александр Анатольевич, начнем все же с года нынешнего. Последнее время ходят слухи, что бюджет 2004 года будет сведен с профицитом.

- В настоящий момент я бы не стал давать таких абсолютных заверений. Последние две недели года, как это было и в прошлом, обещают быть очень насыщенными по расходам. И сказать точно, в каком объеме придется осуществить финансирование, невозможно. А поэтому нельзя и утверждать, будет профицит или нет.

Мы ожидаем около 2,5 миллиарда рублей дополнительных доходов. Плановый дефицит же был 3,7 миллиарда, а с учетом принятых изменений к бюджету - 4,4 миллиарда рублей. На сегодня план по доходам перевыполнен. Но если расходы будут выбраны на сто процентов, то дефицит все же останется. В принципе, мы не планируем выйти на профицитный бюджет до 2008 года.

- Чем бюджет 2005 года отличается от предыдущих? Если судить по объему этого документа, то в первую очередь детальностью проработки.

- Комитет финансов и раньше всегда прорабатывал его детально. С моей точки зрения, основная особенность - увеличение капитальных расходов. На первый взгляд, рост относительной доли невелик - 1,2 процента. Но надо также учитывать, что и сам бюджет увеличился на 40 процентов. Так что на капитальное строительство направляются значительные дополнительные суммы.

К примеру, впервые заложено в общей сложности почти 2,5 миллиарда рублей на расселение ветхого и аварийного жилья. Миллиарды рублей предполагается потратить на развитие головных источников тепло-, водо-, электро- и газоснабжения.

Три миллиарда рублей предусмотрены на метро (в прошлом году миллиард). На 70 процентов больше денег выделяется на капитальный ремонт домов и учреждений бюджетной сферы. Поскольку расходы эти возрастают не только в абсолютном, но и в относительном выражении (то есть в процентах к общей сумме бюджета), на мой взгляд, это положительная тенденция, которая позволяет создать задел для развития экономики города.

- Но если увеличивается доля каких-то расходов, это неизбежно означает, что по другим статьям она уменьшается. И на что же правительство города собирается тратить меньше денег?

- Естественно, если больше становится капитальных расходов, уменьшается доля текущих. Подчеркиваю, именно доля. Есть значительное число расходов, размеры которых не могут сильно варьироваться. Город нужно отапливать весь, независимо от того, сколько в нем незаселенных квартир. Надо содержать определенное количество учреждений здравоохранения в расчете на тысячу жителей, опять-таки независимо от количества больных. И так далее. Эти расходы имеют условно-постоянный характер. И если объем бюджета растет быстрее, чем инфляция, доля таких расходов падает. При этом их абсолютная величина увеличивается из года в год. Условно-постоянная составляющая бюджета равна в настоящее время почти трем четвертям. При этом все деньги, которые зарабатываются дополнительно, идут на развитие.

- Нашего читателя Валентина Власова интересует, насколько эффективным, на ваш взгляд, оказалось введение конкурсной системы распределения городского заказа.

- Думаю, для такой сильно бюрократизированной системы как горзаказ полгода работы новой схемы распределения подрядов слишком мало, чтобы делать выводы. Нынешние результаты, с моей точки зрения, надо тщательно проанализировать, чтобы выделить действительную экономию от повышения эффективности расходов. Ведь сумма сэкономленных денег зависит не только от того, какие в итоге конкурсов установились цены на выполнение работ, но и от того, сколько было в самом начале заложено на эти цели в бюджете. Если финансирование запрошено с запасом, то и "экономия" получится значительной. Если главный распорядитель сумел точно рассчитать свои потребности в финансах, установить самому себе жесткие ограничения, то может оказаться, что существенно снизить цены посредством конкурсов уже будет нельзя. Если работу такого подразделения оценивать только "экономией", получится, что оно сработало плохо.

Я считаю, что ключевым для оценки эффективности бюджетных расходов должен стать переход на программно-целевые методы планирования. Рассматривать объем расходов в отрыве от результата неверно, ведь затраты должны быть не минимальными, а оптимальными. К сожалению, методика составления бюджета, ориентированного на результат, еще не разработана в деталях даже на уровне Федерации. Но, надеюсь, за 2005-2006 годы мы сумеем сделать правильный шаг в этом направлении. Конкурсная система распределения городского заказа - один из важных, но не единственный элемент повышения эффективности расходования средств.

- На последнем заседании правительства опять звучала тема равномерности расходования бюджетных средств. Среди вопросов наших читателей есть и такой - можно ли этого добиться, если налоги, основа бюджета, поступают неравномерно?

- Вопрос очень актуальный. Есть несколько его составляющих. Нельзя увязывать напрямую равномерность доходов и расходов. Многие расходы, особенно капитальные, делаются с расчетом на отдачу через- несколько лет. Именно для их финансирования делаются государственные заимствования. И они должны учитывать долгосрочные тенденции. При этом вполне может возникать ситуация, когда капитальные расходы производить надо, но текущие доходы поступили в меньшем размере.

Подобный "кассовый раз- Александр Никонов увеличения "налогового пресса" не наблюдает.

рыв" нужно покрывать за счет заимствований. Наша задача - сделать так, чтобы заимствования не были чрезмерными и не создали в будущем ситуацию, когда на один год выпадет погашение огромного долга. Мы так политику заимствований и строим. И именно она позволяет нам обеспечить равномерность расходов при неравномерное: и сбора налогов. Но... к сожалению, иногда происходит следующее - мы строим график заимствований исходя из того, что в первом квартале у нас будет дефицит бюджетных средств, а потом оказывается, что деньги не израсходованы. То есть главные распорядители бюджетных средств просчитались. Но мы же не можем срочно вернуть заимствованные деньги назад и не можем работать с инвесторами в режиме пожарной команды. Вот об исключении подобных случаев и говорит губернатор, когда ведет речь о равномерности расходов.

- Александр Анатольевич, как обстоят дела с городским долгом? Есть тенденция к его уменьшению?

- Скорее, есть тенденция к сохранению его на том же уровне.

- Часто приходится слышать от предпринимателей (и чаще всего от мелких) упреки в адрес правительства города в том, что в погоне за наполнением бюджета оно увеличило налоговую нагрузку на предприятия.

- В следующем году на 10 процентов уменьшается ставка единого социального налога (что особенно существенно для мелкого и среднего бизнеса). Отменили налог на рекламу. Для города это плохо, для предпринимателей - облегчение. Разработан и принят закон о налоговых льготах для инвесторов.

Что касается собственно городских налогов, то я считаю, что исполнительная власть заняла очень взвешенную позицию. Да, ставки транспортного налога повысили (между прочим, не до максимально возможной величины). Но этот налог занимает не более 1 процента в затратах даже крупных транспортных предприятий. Так что особой проблемы его увеличение не создаст. Даже по налогу на игорный бизнес мы занимали более компромиссную позицию, чем позиция, которую заняло в итоге Законодательное собрание.

По единому налогу на вмененный доход нагрузка тоже невелика. Мы подсчитали, что малый бизнес платит в среднем 100 долларов в месяц. Так что я не считаю, что налоговый пресс увеличился.

Юрий Звягин


Другие юридические статьи:
Область припала к земле
Правительство области утвердило результаты кадастровой оценки сельхозугодий. Именно на эти результаты теперь будут ориентироваться власти при определении продажной стоимост...

За фасадом «морского фасада»: интересы жителей не учитываются
Крупные городские проекты, способные в какой-то степени изменить лицо мегаполиса, как правило, имеют не только своих сторонников, но и противников, с...

Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон "о международном коммерческом арбитраже"
Госдума одобрила на сегодняшнем пленарном заседании в первом чтении поправки в закон "О международном коммерческом арбитра...

Расселяют молодежь
На заседании правительства Петербурга был одобрен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи ...

Недропользователи области подвели итоги
13 декабря под председательством Губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова состоялось совещание крупнейших недропользователей. Это компании...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования