Директору следует подучиться
Жизнь школы нельзя менять резко, это знают не только
директора, но и, слава богу, представители государственной власти. Однако то,
что в современном виде наши школы и гимназии отстали от времени, тоже всем
ясно. Поэтому в России принята программа модернизации российского образования,
рассчитанная на несколько лет. Шаг за шагом. Какие-то шаги делаются уже сейчас.
Куда они ведут, что ждет школу, учеников, родителей в ближайшем и более
отдаленном будущем, особенно важно узнать накануне учебного года. Об этом
корреспондент Наталья Анисимова беседует с председателем комитета по
образованию Санкт-Петербурга Ольгой Ивановой.
— Едва ли не главный вопрос, волнующий всех участников
образования, — станут ли наши школы богаче, а если да, то когда это произойдет?
Трудно говорить о развитии, если директора вынуждены выпрашивать у районных
чиновников деньги не только на учебное оборудование, но и на такие насущные
предметы обихода, как мебель, светильники, посуду...
— В июле состоялось заседание правительства Петербурга, на
котором рассматривался вопрос перехода образовательных учреждений к финансовой
самостоятельности. Приведу простой пример. Допустим, школе нужны новые парты.
Сегодня директор вынужден просить об этом заведующего районным отделом
образования, который распоряжается общими «учебными» деньгами. Как и у всех
людей, у него могут быть свои симпатии и антипатии. Понятно, что объективность
и справедливость распределения средств в этом случае не гарантированы, вот и
получается, что в одной школе густо, в другой пусто.
Такая парадоксальная ситуация, при которой директор учреждения
не является хозяином финансовых средств, распорядителем кредитов и не имеет в
штате даже своего бухгалтера, существует только в сфере образования. А ведь по
Закону об образовании каждая школа — это самостоятельное юридическое лицо,
имеющее право на собственный счет в банке и изрядную свободу в распоряжении
имеющимися средствами. Пока только треть учреждений общего образования
Петербурга воспользовались этим правом, финансирование оставшихся ведется через
централизованные бухгалтерии при районных отделах образования.
Эту ситуацию необходимо срочно менять, а первым шагом должна
стать разработка нормативов финансирования школ. Общий принцип здесь таков:
деньги идут за учеником. Государство определяет, сколько стоит обучение
школьника в различных видах учебных заведений (школе, гимназии, лицее) в
течение года. После этого любой директор, зная количество учащихся, с легкостью
подсчитает, какие бюджетные средства гарантированно получит его учебное
заведение. Нормативы стоимости обучения одного ребенка сейчас разрабатываются
комитетом экономики и промышленной политики и комитетом финансов.
Переход школ на финансовую самостоятельность очень непростой
процесс. Нашим директорам остро не хватает знаний и опыта в сферах менеджмента,
юриспруденции, экономики, их квалификацию необходимо повышать. Сейчас комитет по
образованию совместно с ведущими образовательными центрами нашего города
работает над созданием программ повышения квалификации директоров.
— Остается надеяться, что директора справятся со
сложностями современного управления. А также — что нормативы финансирования
будут оптимальными. И внебюджетные средства — спонсорские взносы и доходы от
дополнительных образовательных услуг — пойдут действительно на развитие
образования, а не на латание дыр
— Вот именно, новая схема дает уверенность, что заработанные
школой и подаренные деньги пойдут на дело. Кто знает доподлинно, как
расходуются они сегодня? Нет никакой прозрачности в использовании этих средств.
А новая система предполагает, что у каждой школы появится свой расчетный счет.
Через него и должны проводиться все внебюджетные деньги, а значит, каждый
родитель будет уверен, что они пойдут по назначению, на создание лучших
возможностей для учебы в конкретной школе, конкретном классе. Тут уже все видно
как на ладони. Заметно возрастет роль родительских комитетов и общественных
советов, которые смогут не только прослеживать движение денег, но и принимать
участие в планировании расходов.
— Нынешние родители чаще жалуются не на бедность школы, с
этим худо-бедно смирились. Многих не устраивает уровень образования, то есть
профессионализм учителей. Особенно часто слышно недовольство словесниками.
Изменится ли система определения профпригодности педагогов?
— В то время когда я работала завучем, в моих обязанностях
было время от времени просматривать тетради, уже проверенные учителем. Так
решалась проблема компетентности предметника. Сегодня такого жесткого контроля
нет. Конечно, каждый руководитель использует свои методы и отвечает за уровень
подготовки учителей. Что здесь можно посоветовать родителям? Если вы не
довольны конкретным учителем, проявляйте инициативу, обращайтесь к директору.
А вообще-то погоду делает ситуация на рынке труда. В этом году
школам не хватает 1580 учителей, в прошлом — 1330. Особенно острый дефицит как
раз преподавателей словесности, а также иностранного языка, физкультуры и
обществоведения. Из выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, а это ведущий
педагогический вуз нашего региона, в школу идет лишь десятая часть. Понятно,
что главная причина этого — низкая зарплата.
Губернатор Петербурга пообещала к концу 2004 года довести
минимальную зарплату работников бюджетной сферы до прожиточного минимума. В
сентябре молодой педагог будет получать 3800 рублей, а к концу календарного
года — около 5000 рублей, учитель высшей категории, соответственно, около 6000
и 8000 рублей.
Частично решить проблему кадрового дефицита поможет целевой
набор в РГПУ, когда школы дают направление конкретным абитуриентам, и те,
поступив и отучившись, придут в классы.
— А как изменится программа в старших классах? Ведь
известно, что с 1 сентября 2006 года в российских школах должно быть введено
профильное обучение. Значит, готовить детей к нему надо уже сейчас.
— Это не «декретная» мера, и жесткой даты быть не может. У нас
эксперимент по профильному обучению проводится с 2000 года — 13 школ в 11
районах разрабатывают разные образовательные модели.
Новая форма предполагает, что с 9 класса школьники начинают
профессиональный поиск. Понятно, что определиться в 15 лет сложно. Поэтому
останется базовая программа по всем предметам плюс к тому будет проводиться
дополнительная более глубокая подготовка по различным направлениям, так
называемым профилям. Задача очень простая: дать подросткам возможность
попробовать себя в различных областях и найти свой профессиональный интерес.
— Многих интересуют перспективы Единого государственного
экзамена. Будет ли расширяться этот эксперимент, к чему готовиться нынешним
одиннадцатиклассникам?
— Петербургу стыдно плестись в хвосте эксперимента, который
охватил уже почти всю страну. А мы включились в подготовку к ЕГЭ с опозданием,
в середине учебного года, из-за чего репетиционный экзамен прошел с
техническими сложностями. К счастью, из этих ошибок мы сделали выводы: основной
экзамен 3 июня прошел без сбоев, да и результаты, показанные выпускниками нашего
города, выше общероссийских.
О том, к чему готовиться учителям, детям и родителям, мы,
памятуя о прошлогоднем опыте, объявим уже в начале учебного года. У комитета
есть предложение оставить в форме ЕГЭ рус-ский язык, а в качестве такого же
экзамена по выбору включить иностранный язык, то есть придерживаться
филологического профиля. Впрочем, пока есть время, чтобы определиться
окончательно.
В прошедшем учебном году одиннадцатиклассникам было предложено
выбирать форму экзамена по литературе — сочинение, устный экзамен или защита
реферата. В наступающем году предполагается оставить только одну из этих форм.
О ЕГЭ по литературе пока речи не идет, практически все специалисты считают, что
материалы единого госэкзамена по этому предмету недоработаны.
— Есть ли все-таки конкретные новшества, которые ожидают
наших учеников уже в этом учебном году? Например — тема также насущная, — как
изменится качество школьного питания? Как будет проходить очередной набор в
первые классы?
— Стоимость питания школьников с 1 сентября прошлого учебного
года осталась прежней — 30 рублей 35 копеек в день. Изменилось другое. В июне
правительство издало постановление, в котором прописаны новые требования к
ассортименту продуктов. Теперь четко определен и рацион, и калорийность
питания, и то, что можно продавать в школьных буфетах. Наконец из продажи
исчезнут жевательные резинки, чупа-чупсы, газированные напитки, мороженое,
чипсы... То есть то, что пользуется у детей большим спросом, но очень вредит их
здоровью.
Что касается приема в первые классы, здесь без общественного
обсуждения не обойтись. Этот процесс принимал разные формы, но всегда родители
были недовольны. Тесты и конкурсы для маленьких детей, похожие на экзамен,
осуждены справедливо. То, что происходит сейчас — костры у престижных школ
накануне первого дня приема, — тоже не дело. И «добровольно-принудительные»
курсы для тех же дошколят вызывают сомнение.
Нужно искать золотую середину, что мы сейчас и делаем.
Наверное, не стоит отказываться от привязки школы к месту жительства ребенка.
Пусть не жесткий, но «географический» принцип все-таки нужен. Наверное, и
способности будущего первоклассника учитывать надо. Подходит ли ему выбранный
профиль, справится ли он с нагрузкой. А возможно, в каждой школе должен быть
свой механизм набора.
Обобщая, скажу так. Нельзя решать школьные проблемы наспех, и
мы выбрали не самый быстрый, но верный путь: советоваться с профессионалами,
специалистами и родителями. В сентябре я проведу вторую Интернет-конференцию,
которая, уверена, приблизит нас к принятию конкретных решений по самым разным
направлениям. Главное — чтобы в этом обсуждении звучало как можно больше
заинтересованных голосов.
1 сентября в 1373 первых класса придут 32 тысячи малышей.
Больше всего первоклассников ожидается в Выборгском, Калининском, Приморском,
Невском районах. В среднем же в каждом районе их будет около 3 тысяч.
Ввод в строй новых или реконструированных школ к первому
сентября не запланирован. Все новоселья произойдут позже: до конца 2004 года
будет сдана в эксплуатацию после капитального ремонта школа № 108. В будущем
откроются еще три школы.
Всего же в Петербурге 641 общеобразовательная школа, в том
числе 68 гимназий и 35 лицеев.
Углубленное изучение отдельных предметов предлагает 131
образовательное учреждение. Из них 88 языковых, 16 естественно-научных, 13
художественно-эстетических, 7 физико-химико-биологических, 4 технологических, 2
экономических, 1 музыкальное.
Кроме того, в городе работает 21 вечерняя (сменная) школа; 56
коррекционных школ и школ-интернатов (в том числе 5 сиротских).
Наталья Анисимова
Другие юридические статьи:
Правительство в 2003 году будет придерживаться политики
ненаращивания расходов. Об этом заявил вице-премьер, министр финан...
Спрос и предложение на рынке жилья придут в
соответствие примерно в третьем квартале текущего ода. Такой прогноз высказал
на "круглом столе", посвященном развитию рынка нед...
Правительство в целом одобрило проект ФЗ "О консолидированной
финансовой отчетности". Об этом по итогам заседания Кабинета...
Малая медицинская фирма может обеспечить себе дополнительный
доход в $2-3 тыс. в месяц, открыв на базе крупной компании медпункт.
...
Правительство отменило вывозные пошлины на бумажные мешки и
крафт-бумагу. Ранее они составляли соответственно 5% и 10%. Ка...
Жизнь школы нельзя менять резко, это знают не только
директора, но и, слава богу, представители государственной власти. Однако то,
что в современном виде наши школы и гимназии отстали от времени, тоже всем
ясно. Поэтому в России принята программа модернизации российского образования,
рассчитанная на несколько лет. Шаг за шагом. Какие-то шаги делаются уже сейчас.
Куда они ведут, что ждет школу, учеников, родителей в ближайшем и более
отдаленном будущем, особенно важно узнать накануне учебного года. Об этом
корреспондент Наталья Анисимова беседует с председателем комитета по
образованию Санкт-Петербурга Ольгой Ивановой.
— Едва ли не главный вопрос, волнующий всех участников
образования, — станут ли наши школы богаче, а если да, то когда это произойдет?
Трудно говорить о развитии, если директора вынуждены выпрашивать у районных
чиновников деньги не только на учебное оборудование, но и на такие насущные
предметы обихода, как мебель, светильники, посуду...
— В июле состоялось заседание правительства Петербурга, на
котором рассматривался вопрос перехода образовательных учреждений к финансовой
самостоятельности. Приведу простой пример. Допустим, школе нужны новые парты.
Сегодня директор вынужден просить об этом заведующего районным отделом
образования, который распоряжается общими «учебными» деньгами. Как и у всех
людей, у него могут быть свои симпатии и антипатии. Понятно, что объективность
и справедливость распределения средств в этом случае не гарантированы, вот и
получается, что в одной школе густо, в другой пусто.
Такая парадоксальная ситуация, при которой директор учреждения
не является хозяином финансовых средств, распорядителем кредитов и не имеет в
штате даже своего бухгалтера, существует только в сфере образования. А ведь по
Закону об образовании каждая школа — это самостоятельное юридическое лицо,
имеющее право на собственный счет в банке и изрядную свободу в распоряжении
имеющимися средствами. Пока только треть учреждений общего образования
Петербурга воспользовались этим правом, финансирование оставшихся ведется через
централизованные бухгалтерии при районных отделах образования.
Эту ситуацию необходимо срочно менять, а первым шагом должна
стать разработка нормативов финансирования школ. Общий принцип здесь таков:
деньги идут за учеником. Государство определяет, сколько стоит обучение
школьника в различных видах учебных заведений (школе, гимназии, лицее) в
течение года. После этого любой директор, зная количество учащихся, с легкостью
подсчитает, какие бюджетные средства гарантированно получит его учебное
заведение. Нормативы стоимости обучения одного ребенка сейчас разрабатываются
комитетом экономики и промышленной политики и комитетом финансов.
Переход школ на финансовую самостоятельность очень непростой
процесс. Нашим директорам остро не хватает знаний и опыта в сферах менеджмента,
юриспруденции, экономики, их квалификацию необходимо повышать. Сейчас комитет по
образованию совместно с ведущими образовательными центрами нашего города
работает над созданием программ повышения квалификации директоров.
— Остается надеяться, что директора справятся со
сложностями современного управления. А также — что нормативы финансирования
будут оптимальными. И внебюджетные средства — спонсорские взносы и доходы от
дополнительных образовательных услуг — пойдут действительно на развитие
образования, а не на латание дыр
— Вот именно, новая схема дает уверенность, что заработанные
школой и подаренные деньги пойдут на дело. Кто знает доподлинно, как
расходуются они сегодня? Нет никакой прозрачности в использовании этих средств.
А новая система предполагает, что у каждой школы появится свой расчетный счет.
Через него и должны проводиться все внебюджетные деньги, а значит, каждый
родитель будет уверен, что они пойдут по назначению, на создание лучших
возможностей для учебы в конкретной школе, конкретном классе. Тут уже все видно
как на ладони. Заметно возрастет роль родительских комитетов и общественных
советов, которые смогут не только прослеживать движение денег, но и принимать
участие в планировании расходов.
— Нынешние родители чаще жалуются не на бедность школы, с
этим худо-бедно смирились. Многих не устраивает уровень образования, то есть
профессионализм учителей. Особенно часто слышно недовольство словесниками.
Изменится ли система определения профпригодности педагогов?
— В то время когда я работала завучем, в моих обязанностях
было время от времени просматривать тетради, уже проверенные учителем. Так
решалась проблема компетентности предметника. Сегодня такого жесткого контроля
нет. Конечно, каждый руководитель использует свои методы и отвечает за уровень
подготовки учителей. Что здесь можно посоветовать родителям? Если вы не
довольны конкретным учителем, проявляйте инициативу, обращайтесь к директору.
А вообще-то погоду делает ситуация на рынке труда. В этом году
школам не хватает 1580 учителей, в прошлом — 1330. Особенно острый дефицит как
раз преподавателей словесности, а также иностранного языка, физкультуры и
обществоведения. Из выпускников РГПУ им. А. И. Герцена, а это ведущий
педагогический вуз нашего региона, в школу идет лишь десятая часть. Понятно,
что главная причина этого — низкая зарплата.
Губернатор Петербурга пообещала к концу 2004 года довести
минимальную зарплату работников бюджетной сферы до прожиточного минимума. В
сентябре молодой педагог будет получать 3800 рублей, а к концу календарного
года — около 5000 рублей, учитель высшей категории, соответственно, около 6000
и 8000 рублей.
Частично решить проблему кадрового дефицита поможет целевой
набор в РГПУ, когда школы дают направление конкретным абитуриентам, и те,
поступив и отучившись, придут в классы.
— А как изменится программа в старших классах? Ведь
известно, что с 1 сентября 2006 года в российских школах должно быть введено
профильное обучение. Значит, готовить детей к нему надо уже сейчас.
— Это не «декретная» мера, и жесткой даты быть не может. У нас
эксперимент по профильному обучению проводится с 2000 года — 13 школ в 11
районах разрабатывают разные образовательные модели.
Новая форма предполагает, что с 9 класса школьники начинают
профессиональный поиск. Понятно, что определиться в 15 лет сложно. Поэтому
останется базовая программа по всем предметам плюс к тому будет проводиться
дополнительная более глубокая подготовка по различным направлениям, так
называемым профилям. Задача очень простая: дать подросткам возможность
попробовать себя в различных областях и найти свой профессиональный интерес.
— Многих интересуют перспективы Единого государственного
экзамена. Будет ли расширяться этот эксперимент, к чему готовиться нынешним
одиннадцатиклассникам?
— Петербургу стыдно плестись в хвосте эксперимента, который
охватил уже почти всю страну. А мы включились в подготовку к ЕГЭ с опозданием,
в середине учебного года, из-за чего репетиционный экзамен прошел с
техническими сложностями. К счастью, из этих ошибок мы сделали выводы: основной
экзамен 3 июня прошел без сбоев, да и результаты, показанные выпускниками нашего
города, выше общероссийских.
О том, к чему готовиться учителям, детям и родителям, мы,
памятуя о прошлогоднем опыте, объявим уже в начале учебного года. У комитета
есть предложение оставить в форме ЕГЭ рус-ский язык, а в качестве такого же
экзамена по выбору включить иностранный язык, то есть придерживаться
филологического профиля. Впрочем, пока есть время, чтобы определиться
окончательно.
В прошедшем учебном году одиннадцатиклассникам было предложено
выбирать форму экзамена по литературе — сочинение, устный экзамен или защита
реферата. В наступающем году предполагается оставить только одну из этих форм.
О ЕГЭ по литературе пока речи не идет, практически все специалисты считают, что
материалы единого госэкзамена по этому предмету недоработаны.
— Есть ли все-таки конкретные новшества, которые ожидают
наших учеников уже в этом учебном году? Например — тема также насущная, — как
изменится качество школьного питания? Как будет проходить очередной набор в
первые классы?
— Стоимость питания школьников с 1 сентября прошлого учебного
года осталась прежней — 30 рублей 35 копеек в день. Изменилось другое. В июне
правительство издало постановление, в котором прописаны новые требования к
ассортименту продуктов. Теперь четко определен и рацион, и калорийность
питания, и то, что можно продавать в школьных буфетах. Наконец из продажи
исчезнут жевательные резинки, чупа-чупсы, газированные напитки, мороженое,
чипсы... То есть то, что пользуется у детей большим спросом, но очень вредит их
здоровью.
Что касается приема в первые классы, здесь без общественного
обсуждения не обойтись. Этот процесс принимал разные формы, но всегда родители
были недовольны. Тесты и конкурсы для маленьких детей, похожие на экзамен,
осуждены справедливо. То, что происходит сейчас — костры у престижных школ
накануне первого дня приема, — тоже не дело. И «добровольно-принудительные»
курсы для тех же дошколят вызывают сомнение.
Нужно искать золотую середину, что мы сейчас и делаем.
Наверное, не стоит отказываться от привязки школы к месту жительства ребенка.
Пусть не жесткий, но «географический» принцип все-таки нужен. Наверное, и
способности будущего первоклассника учитывать надо. Подходит ли ему выбранный
профиль, справится ли он с нагрузкой. А возможно, в каждой школе должен быть
свой механизм набора.
Обобщая, скажу так. Нельзя решать школьные проблемы наспех, и
мы выбрали не самый быстрый, но верный путь: советоваться с профессионалами,
специалистами и родителями. В сентябре я проведу вторую Интернет-конференцию,
которая, уверена, приблизит нас к принятию конкретных решений по самым разным
направлениям. Главное — чтобы в этом обсуждении звучало как можно больше
заинтересованных голосов.
1 сентября в 1373 первых класса придут 32 тысячи малышей.
Больше всего первоклассников ожидается в Выборгском, Калининском, Приморском,
Невском районах. В среднем же в каждом районе их будет около 3 тысяч.
Ввод в строй новых или реконструированных школ к первому
сентября не запланирован. Все новоселья произойдут позже: до конца 2004 года
будет сдана в эксплуатацию после капитального ремонта школа № 108. В будущем
откроются еще три школы.
Всего же в Петербурге 641 общеобразовательная школа, в том
числе 68 гимназий и 35 лицеев.
Углубленное изучение отдельных предметов предлагает 131
образовательное учреждение. Из них 88 языковых, 16 естественно-научных, 13
художественно-эстетических, 7 физико-химико-биологических, 4 технологических, 2
экономических, 1 музыкальное.
Кроме того, в городе работает 21 вечерняя (сменная) школа; 56
коррекционных школ и школ-интернатов (в том числе 5 сиротских).
Наталья Анисимова
Другие юридические статьи:
Правительство в 2003 году будет придерживаться политики
ненаращивания расходов. Об этом заявил вице-премьер, министр финан...
Спрос и предложение на рынке жилья придут в
соответствие примерно в третьем квартале текущего ода. Такой прогноз высказал
на "круглом столе", посвященном развитию рынка нед...
Правительство в целом одобрило проект ФЗ "О консолидированной
финансовой отчетности". Об этом по итогам заседания Кабинета...
Малая медицинская фирма может обеспечить себе дополнительный
доход в $2-3 тыс. в месяц, открыв на базе крупной компании медпункт.
...
Правительство отменило вывозные пошлины на бумажные мешки и
крафт-бумагу. Ранее они составляли соответственно 5% и 10%. Ка...
|