Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Документы на землю  будет готовить инвестор
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Фсо откроет государственный портал правовой информации
Федеральная служба охраны (ФСО) откроет государственный портал правовой информации, где будут размещены практически все государственные документы как федерального, так и регионального уровня. Об эт...

Юридические услуги

Власть в себе

Региональные чиновники освоили специфическую технологию работы с изменяющимися федеральными законами

Появление новых положений (или просто иных формулировок) – подходящий предлог для ревизии законов субъекта РФ. Причем зачастую федеральные новшества трактуются чиновниками в сторону ужесточения действующих местных правовых норм.

Приходится признать, что «игра в одни ворота» становится привычным элементом современного нам регионального управленческого стиля. Демонтаж относительно прозрачных и демократических процедур принятия решений ограничивает реальное влияние общественных организаций и в целом ослабляет позиции гражданского общества.

Показательный пример – одобренное правительством Санкт-Петербурга 26 декабря 2005 года постановление «О порядке рассмотрения уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге публичных мероприятий» . После вступления в силу летом 2004 года федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» депутатами ЗакСа был принят соответствующий «рамочный» закон . Ряд весьма спорных предложений Смольного, не попавших в этот закон, теперь нашли отражение в предновогоднем постановлении правительства.

Прежде всего, заметно увеличивается реестр особых зон, где для проведения акций (независимо от количества участников) требуется согласование не районных администраций, а Смольного – в лице Комитета по законности, правопорядку и безопасности. К семи особым зонам (Невский проспект, Дворцовая площадь и т.д.) добавилось еще десять адресов. К особым зонам теперь также относятся территории, где расположены здания администрации, прокуратуры, консульства.

Активисты гражданских организаций оценивают нововведение крайне негативно. Они полагают, исходя из своего опыта, что передача полномочий по согласованию в Комитет по законности равносильна запрету подавляющего большинства мероприятий. Тем более что теперь в цепочку согласований включена масса других структур, которые должны информироваться о поступающих заявках. Перечень впечатляет: ГУВД, ФСФО, ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Комитет по транспорту, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству и т.д.

Но самое интересное управленческое изобретение – включение в механизм принятия решений Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Действительно, в федеральном законе упоминается, что местные власти могут регулировать порядок проведения акций на территориях памятников. Однако в Петербурге более 6 тыс. объектов культурного наследия, а весь исторический центр города является охранной зоной. В центральных районах трудно найти сколько-нибудь заметное место, не являющееся территорией памятника и не входящее в охранную зону. Неудивительно, если ситуация с разрешением митингов и пикетов будет доведена до полного абсурда.

Основания для таких опасений, увы, уже имеются. К примеру, проведение митингов у здания ЗакСа запрещалось под такими предлогами, как возможное обрушение Синего моста через Мойку или опасность нахождения рядом с реставрируемым фасадом Мариинского дворца. Смольный, навязывая специалистам КГИОП выполнение охранительных функций непрофильного характера, заведомо провоцирует их к составлению отписок (на подготовку заключений дается всего два дня). Да и вполне объективную справку КГИОП, в которой указывается наличие памятников вблизи места проведения митинга, чиновники Смольного могут запросто использовать для обоснования отказа. Ведь в постановлении, естественно, не содержится никаких четких критериев принятия решений.

В аналогичном стиле действует Смольный, продвигая через ЗакС свой вариант закона о проведении публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности (см. «Эксперт С-З» №43 от 14 ноября 2005 года «Упразднение здравого смысла»). На днях проект был принят в первом чтении. Чиновники, доказывая необходимость принятия нового закона (взамен закона 2004 года, явившегося компромиссом между интересами застройщиков и граждан), преувеличивают масштаб требований Градостроительного кодекса РФ . Да, нужно уточнить используемые в петербургском законе понятия (теперь предметом слушаний становятся проекты планировки территорий, а не градостроительные решения в целом). Следует выполнить единственное конкретное условие – с момента объявления слушаний до публикации заключения должно пройти не менее одного месяца и не более трех. Но при этом кодекс отнюдь не требует удаления из регионального закона подробно прописанных процедур организации слушаний, благодаря которым сегодня обеспечивается их демократичность и гласность.

Например, почему нужно лишать граждан возможности еще до слушаний знакомиться с соответствующей проектной документацией и задавать чиновникам вопросы? Почему сокращаются ряды «заинтересованной общественности», информируемой о проведении слушаний, и, в частности, из них исключаются ТСЖ, ЖСК, собственники и арендаторы участков? Почему нельзя и впредь вывешивать извещения о слушаниях на досках объявлений по месту жительства, а сами слушания проводить в ближайших общественных зданиях (а не где-то в другом конце города)? Почему надо отказываться от подробного перечня документов, подлежащих экспозиции, сокращая при этом ее срок с 20 дней до 10?

Ответ напрашивается: городская власть хочет испытывать как можно меньше неудобств, вызываемых необходимостью как-то учитывать интересы граждан. Отсюда и стремление чиновников выхолостить смысл слушаний, и желание сделать почти невозможным проведение в центре города митингов и пикетов. К сожалению, в последнее время и депутаты ЗакСа все менее склонны к критическому восприятию предложений Смольного. В прежние времена закон о слушаниях был бы идеальным поводом показать заботу об избирателях, недовольных уплотнительной застройкой. А теперь у них пропали стимулы даже для популизма: не слишком волнует парламентариев мнение граждан об их деятельности. Что в общем-то логично. Следующие выборы в ЗакС пройдут по партийным спискам , и зачастую без поддержки исполнительной власти кандидатам будет сложно попасть на проходные места. Вряд ли в этих условиях можно ожидать, что депутаты будут всерьез задумываться о качестве решений, принимаемых городскими властями.

Игорь Архипов


Другие юридические статьи:
Богатый наследник бедного родственника сколько нужно унаследовать, чтобы не платить налоги
Со следующего года мы будем платить налог на наследство по-новому. Это уже решено. Но кто, сколько и за что будет должен, чтобы вступить в права собственника заводов, парох...

Громкая музыка по ночам стала платной
Гремящая по ночам музыка из кафе, клуба или ларька с дисками - эта проблема знакома многим петербуржцам. Самая любимая композиция станет ненавистной, если невольно прослуши...

Поправки в закон о референдуме подписал владимир путин
Новая редакция закона существенно изменяет процедуру подготовки и проведения референдума. Кроме того, Президент РФ подписал изменения в закон о пр...

Бедности прописали благотворительность бизнес привлекут к врачеванию
СПб. Благотворительность, которая должна стать одним из главных инструментов национальной программы по преодолению бедности, остается в России экзоти...

Документы на землю будет готовить инвестор
Спонтанный рост цен на жилье в Петербурге можно приостановить только одним путем - строить больше новых домов, чтобы насытить покупательский спрос. Н...

Региональные чиновники освоили специфическую технологию работы с изменяющимися федеральными законами

Появление новых положений (или просто иных формулировок) – подходящий предлог для ревизии законов субъекта РФ. Причем зачастую федеральные новшества трактуются чиновниками в сторону ужесточения действующих местных правовых норм.

Приходится признать, что «игра в одни ворота» становится привычным элементом современного нам регионального управленческого стиля. Демонтаж относительно прозрачных и демократических процедур принятия решений ограничивает реальное влияние общественных организаций и в целом ослабляет позиции гражданского общества.

Показательный пример – одобренное правительством Санкт-Петербурга 26 декабря 2005 года постановление «О порядке рассмотрения уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге публичных мероприятий» . После вступления в силу летом 2004 года федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» депутатами ЗакСа был принят соответствующий «рамочный» закон . Ряд весьма спорных предложений Смольного, не попавших в этот закон, теперь нашли отражение в предновогоднем постановлении правительства.

Прежде всего, заметно увеличивается реестр особых зон, где для проведения акций (независимо от количества участников) требуется согласование не районных администраций, а Смольного – в лице Комитета по законности, правопорядку и безопасности. К семи особым зонам (Невский проспект, Дворцовая площадь и т.д.) добавилось еще десять адресов. К особым зонам теперь также относятся территории, где расположены здания администрации, прокуратуры, консульства.

Активисты гражданских организаций оценивают нововведение крайне негативно. Они полагают, исходя из своего опыта, что передача полномочий по согласованию в Комитет по законности равносильна запрету подавляющего большинства мероприятий. Тем более что теперь в цепочку согласований включена масса других структур, которые должны информироваться о поступающих заявках. Перечень впечатляет: ГУВД, ФСФО, ФСБ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Комитет по транспорту, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству и т.д.

Но самое интересное управленческое изобретение – включение в механизм принятия решений Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Действительно, в федеральном законе упоминается, что местные власти могут регулировать порядок проведения акций на территориях памятников. Однако в Петербурге более 6 тыс. объектов культурного наследия, а весь исторический центр города является охранной зоной. В центральных районах трудно найти сколько-нибудь заметное место, не являющееся территорией памятника и не входящее в охранную зону. Неудивительно, если ситуация с разрешением митингов и пикетов будет доведена до полного абсурда.

Основания для таких опасений, увы, уже имеются. К примеру, проведение митингов у здания ЗакСа запрещалось под такими предлогами, как возможное обрушение Синего моста через Мойку или опасность нахождения рядом с реставрируемым фасадом Мариинского дворца. Смольный, навязывая специалистам КГИОП выполнение охранительных функций непрофильного характера, заведомо провоцирует их к составлению отписок (на подготовку заключений дается всего два дня). Да и вполне объективную справку КГИОП, в которой указывается наличие памятников вблизи места проведения митинга, чиновники Смольного могут запросто использовать для обоснования отказа. Ведь в постановлении, естественно, не содержится никаких четких критериев принятия решений.

В аналогичном стиле действует Смольный, продвигая через ЗакС свой вариант закона о проведении публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности (см. «Эксперт С-З» №43 от 14 ноября 2005 года «Упразднение здравого смысла»). На днях проект был принят в первом чтении. Чиновники, доказывая необходимость принятия нового закона (взамен закона 2004 года, явившегося компромиссом между интересами застройщиков и граждан), преувеличивают масштаб требований Градостроительного кодекса РФ . Да, нужно уточнить используемые в петербургском законе понятия (теперь предметом слушаний становятся проекты планировки территорий, а не градостроительные решения в целом). Следует выполнить единственное конкретное условие – с момента объявления слушаний до публикации заключения должно пройти не менее одного месяца и не более трех. Но при этом кодекс отнюдь не требует удаления из регионального закона подробно прописанных процедур организации слушаний, благодаря которым сегодня обеспечивается их демократичность и гласность.

Например, почему нужно лишать граждан возможности еще до слушаний знакомиться с соответствующей проектной документацией и задавать чиновникам вопросы? Почему сокращаются ряды «заинтересованной общественности», информируемой о проведении слушаний, и, в частности, из них исключаются ТСЖ, ЖСК, собственники и арендаторы участков? Почему нельзя и впредь вывешивать извещения о слушаниях на досках объявлений по месту жительства, а сами слушания проводить в ближайших общественных зданиях (а не где-то в другом конце города)? Почему надо отказываться от подробного перечня документов, подлежащих экспозиции, сокращая при этом ее срок с 20 дней до 10?

Ответ напрашивается: городская власть хочет испытывать как можно меньше неудобств, вызываемых необходимостью как-то учитывать интересы граждан. Отсюда и стремление чиновников выхолостить смысл слушаний, и желание сделать почти невозможным проведение в центре города митингов и пикетов. К сожалению, в последнее время и депутаты ЗакСа все менее склонны к критическому восприятию предложений Смольного. В прежние времена закон о слушаниях был бы идеальным поводом показать заботу об избирателях, недовольных уплотнительной застройкой. А теперь у них пропали стимулы даже для популизма: не слишком волнует парламентариев мнение граждан об их деятельности. Что в общем-то логично. Следующие выборы в ЗакС пройдут по партийным спискам , и зачастую без поддержки исполнительной власти кандидатам будет сложно попасть на проходные места. Вряд ли в этих условиях можно ожидать, что депутаты будут всерьез задумываться о качестве решений, принимаемых городскими властями.

Игорь Архипов


Другие юридические статьи:
Богатый наследник бедного родственника сколько нужно унаследовать, чтобы не платить налоги
Со следующего года мы будем платить налог на наследство по-новому. Это уже решено. Но кто, сколько и за что будет должен, чтобы вступить в права собственника заводов, парох...

Громкая музыка по ночам стала платной
Гремящая по ночам музыка из кафе, клуба или ларька с дисками - эта проблема знакома многим петербуржцам. Самая любимая композиция станет ненавистной, если невольно прослуши...

Поправки в закон о референдуме подписал владимир путин
Новая редакция закона существенно изменяет процедуру подготовки и проведения референдума. Кроме того, Президент РФ подписал изменения в закон о пр...

Бедности прописали благотворительность бизнес привлекут к врачеванию
СПб. Благотворительность, которая должна стать одним из главных инструментов национальной программы по преодолению бедности, остается в России экзоти...

Документы на землю будет готовить инвестор
Спонтанный рост цен на жилье в Петербурге можно приостановить только одним путем - строить больше новых домов, чтобы насытить покупательский спрос. Н...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования