Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Идентификация услуги
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Делят шкуры непроданных медведей
В дирекции Ленинградского зоопарка решили, что пришло время рассказать о том, чем она намерена заниматься в ближайшие четыре года, - что развивать и ...

Юридические услуги

Еще не засуженный учитель россии учительницу погибшего школьника обвиняют по трем статья уголовного кодекса

В начале февраля Транспортная прокуратура закончила следствие по делу о гибели Ромы Лебедева - восьмиклассника 262-й школы Красносельского района. 21 сентября прошлого года тело мальчика обнаружили на путях возле железнодорожной платформы Скачки.

Была найдена предсмертная записка. В ней, сообщали СМИ, школьник объяснял, что уходит из жизни, "не выдержав издевательств классной руководительницы - Веры Аркадьевны Шелдуховой". Она заставляла его мыть полы, потому что он не смог заплатить 300 рублей за ремонт класса. По всем телеканалам прошли сюжеты с фотографией милого беленького мальчика (и рядом "та самая" учительница). С рассказом бабушки - о том, как 21-го утром "крепче обычного" обнимал ее внук, прощаясь перед школой.

Позже пошли разговоры: в ночь на 21 сентября Рома дома не ночевал. Его разыскивал отец, жаловался, что дал сыну 300 рублей, а тот пропал. То ли просадил деньги на игральных автоматах, то ли что. Сразу после гибели мальчика автоматы почему-то убрали. Еще, по рассказам, Рома водил дружбу с некой "крышей" - взрослым парнем, имевшим судимость. Да и с "издевательствами училки", говорят, тоже что-то не срослось.

Видимо, следствие не посчитало эти детали достойными внимания, потому что после четырех с половиной месяцев работы остановилось на первоначальной версии. Вере Аркадьевне Шелдуховой предъявлено обвинение по трем статьям УК - "доведение до самоубийства" , "оскорбление" и "неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" . Кроме близких Ромы Лебедева потерпевшими по делу признаны двое его одноклассников.

"Город" решил, что будет уместным дать слово самой Вере Аркадьевне.

Из-за Аркаши

- Вы давали подписку о неразглашении тайны следствия. Но о самом деле говорить можете?

- Думаете, я понимаю, когда сижу на допросах, за что расписываюсь? Но у меня хватает ума сообразить: я не должна называть имен - кто дает показания, о чем. В то же время я уверена, что вещи, о которых мне было известно до предъявления обвинения, разглашать можно. Например, Ромину записку я видела до начала следствия.

- Каким образом?

- Я уже знала, что ребенок пропал, когда мне позвонили с Балтийского вокзала и попросили приехать - ничего не объясняя. И уже там девушка-милиционер сказала, что мальчик погиб под электричкой. Что при нем была записка, которая меня обвиняет. Мне показали эту записку. Вот о ней стоит поговорить особо.

- Как она выглядела?

- Это тетрадный листок в клетку.

- Двойной, одинарный?

- По-моему, двойной, но не поручусь. Такое ощущение, будто он лежал в кармане, а не то что его вырвали, написали текст, вложили в тетрадь. То есть немного помятый, не очень свежий листок. И на нем печатными буквами, наискосок, занимая почти все пространство, выведено: "Из-за Аркаши". Аркаша - это точно я... Синим цветом, на взгляд не определить, гелем или пастой. А потом уже на меньшей площади - черным - написана расшифровка. Буквально, как я запомнила: "Я, Лебедев Роман, подтверждаю, что Шелдухова В. А. меня мучила за то, что я весной не сдал деньги".

- Странный оборот...

- Никто из класса так бы не сформулировал, тем более он. Ребенок, у которого плохо развита речь. "Это все из-за Аркашки" - вот его текст.

- Думаете, кто-то ему помог?

- Мне кажется, писал он сам. Но - утверждать не рискну - писал под диктовку. Ведь ясно, что будут определять почерк.

- Я где-то читала, что экспертиза показала: записку писал Рома - "в измененном психофизическом состоянии".

- Это те самые детали следствия, которые я не могу обсуждать.

История с туфлей

- В детективах герой, на которого падает подозрение, начинает сам искать правду. Вы о чем-то похожем размышляли: что произошло в действительности? почему?

- Как я понимаю, дитя было доверчивое и очень подвержено чужому влиянию. Например, в 5-м классе кто-то из обормотов принес в школу водку, предложил попробовать. И у всех (по крайней мере в первый момент) сработал тормоз - мальчишки отказались. Ромка попробовал. Я не помню, чтобы когда-нибудь он сбежал с уроков один, - только за компанию. Мог соврать, но несерьезно, по-детски. В классе есть ребята, которые врут виртуозно, заранее подготовят свидетеля, я и не возьмусь их раскручивать. А разоблачить Ромку ничего не стоило. "Почему тебя не было на уроке? - Я ходил на тренировку. - Что за тренировки, во сколько они начинаются? - Да я просто так сказал"... Ромка всегда учился слабовато, и с каждым годом слабее. Там не существовало проблем с интеллектом, просто ему становилось все труднее и труднее понять условие задачи. Вот он ее прочитал, быстренько сообразил, быстренько выдал решение. Я принимаюсь расспрашивать: почему ты это сложил или поделил то на другое? Мы начинаем разбираться, и я вижу, что он совершенно неправильно понял условие...

- В условиях школьных задач и взрослый ногу сломит.

- Я о другом - о неумении сосредоточиться, вникнуть. Причем мальчишка очень добрый. Открытый, приветливый - вот не было в нем ничего противного. Сейчас я понимаю свою ошибку - наверно, стоило отволочь его к психологу.

В этом году хожу по рядам и обратила внимание: у Ромки в одной тетради четыре предмета. "Почему? - Забыл дома". Позже, когда понадобились образцы его почерка, стали искать среди тетрадей для контрольных работ. У меня их несколько пачек - по алгебре и геометрии, по русскому, для диктантов. Роминой тетради не оказалось ни в одной пачке. Просто потому, что он не собрался - действительно, забыл. Еще в пятом классе, видя эти проблемы, я позвонила бабушке. Говорю: вам бы с ним посидеть, порасспрашивать, что было в школе. Может, вместе почитать задание по истории. Послушать, что он рассказывает. Пусть, прежде чем что-то решать по математике, Рома вслух, при вас прочтет параграф... Бабушка отвечает: "Вот Дениска (старший мальчик) сидит за уроками, а этот нет. У них у каждого отдельный стол, и я ему всегда говорю: садись и делай!" Я попыталась что-то сказать, мол, не ругайте парня, ему нужно помочь заинтересоваться учебой, но поняла: это пустой номер - не пробиться.

- Бабушка говорила по телевизору, что вы били учеников туфлей...

- Била.

- Может, опустим этот вопрос?

- Зачем? История с туфлей все равно везде мелькает, я расскажу, как было дело. Значит, класс слабый, да и прогуливают...

- Ладно, прогулы - штука нормальная.

- Штука нормальная, но, как классный руководитель, я должна отмечать прогулы в дневниках, это моя обязанность. И вот в какой-то день человек пять прогуляли урок - я записала в дневники. На следующий день не выучили английский, приходит учительница: "Этим поставьте двойки". Третий день - меня останавливает уже учительница литературы: "Не явились на урок". Состав пятерок слегка менялся, Ромка был в каждой. Он очень боялся бабушки, я знаю по его рассказам - она его лупила по-страшному. Не со зла, а просто не понимала, что с ним делать. И в пятом, и в шестом классе (в седьмом перестал) Ромка хвастал: "У меня мама хоть и старенькая, но так попорет, мало не покажется". Это известно всем...

- Что дальше было?

- Прихожу на урок и говорю: "Ну что такое? Позавчера отмечала прогулы, вчера ставила двойки, сегодня опять должна писать в дневниках. - Не надо! - Так что мне с вами делать? Может, отшлепать? - Отшлепайте, отшлепайте!.." Я сняла туфлю и пошлепала всем по попам. Смех, хихиканье. Тут же все закончилось - сели, стали заниматься. Этот эпизод продолжался так недолго, что половина класса его не заметила... Все время пытаюсь вспомнить, когда же еще я "унижала человеческое достоинство" ребят. Как-то мальчишка испинал ногой девчонку. Я говорю: "Кто ты после этого? Свинья". Было? Было.

- Я свою обзову - и дико потом переживаю.

- А я даже не переживала, потому что не было в этом ни злости, ни оскорбления. Мне просто стало обидно за девчонку.

- Но, опять же по телевизору, ребята подтверждали, что вы с ними обходитесь довольно круто.

- Мне передавали такой диалог. "Ты сколько дал интервью? - Три. - Дурак, они на четвертом этаже - беги, может, еще раз снимут, если будешь говорить, что надо!" Думаю, здесь сыграло желание помелькать по телевизору. "У меня берут интервью, я выступаю!" Внутренний барьер - "тобой манипулируют, этого не стоит делать" - срабатывал далеко не в каждом ребенке. Но многие с самого начала отказывались говорить с телевизионщиками. Были и другие случаи. В эфире показали сюжет (я тогда ничего не смотрела, мне записали друзья), где девчонку из моего класса спрашивают: а правда ли, что Вера Аркадьевна вас обзывала? Да, отвечает девчонка, она называла нас неандертальцами (или питекантропами, не помню слова). Вечером звонит мама этой девочки: "Даша ревет, я не могу ее успокоить. Она хочет, чтобы вы с ней поговорили". Оказывается, на самом деле было так. Корреспондент спрашивает: "Вера Аркадьевна вас обзывала?" Дашка говорит: "Да никогда!" Корреспондент настаивает: "Неужели в вашей школе учителя никого никак не обзывали?" - "Ну, сказала один раз "неандертальцы", так и то - учительница истории". На студии материал порезали, и получилось, что речь обо мне.

Дети и деньги

- В этой истории мне категорически не нравятся 300 рублей. Вы знаете, что семья нищая: мать умерла, детей опекает бабушка. Ну нет у мальчишки денег, и хрен с ними, зачем было заставлять его отрабатывать? Будь я на вашем месте, страшно бы себя корила: на кой черт я нему прицепилась с уборкой класса!.. Как вы сами - теперь - это оцениваете?

- ...

- Вам трудно об этом говорить?

- Нет, я просто думаю. "Не надо было к нему приставать с деньгами". Наверно, не надо... Видимо, вот в чем моя ошибка: для меня и деньги, которые прошлой весной родители решили собрать на ремонт кабинета, и уборка - это участие в жизни школы, класса. Не все сдавали деньги, и не обязательно по 300 рублей. Допустим, один парень не сдал, я спросила: будешь - не будешь? "Позвоните маме, договоритесь с ней". Звоню: так и так, в принципе, денег уже должно хватить. Мне сейчас важнее другое - после ремонта будет много уборки. "Я лучше поубираюсь", - сказала мама. Естественно, и речи не шло, чтобы Ромина старенькая бабушка помогала с уборкой. Но ты расскажи ей: происходит то-то и то-то. И принеси ответ - любой. "У нас нет денег" или "не хотим сдавать". Ромка каждый раз говорил: забыл. Что означало "не мое дело, я не участвую". А мне очень хотелось, чтобы он участвовал, чтобы это было его делом. Потому что я знаю: тот, кто "уходит", - уходит в Скачки.

- Та самая платформа, где погиб Рома?

- Грубо говоря, это место, где собираются наркоманы. Мой опыт учит: если ты не в школе, если я не чувствую, где ты, - ты в Скачках.

- Сбор денег, уборка - на мой взгляд, жутко унылые занятия. Можно найти какие-то другие способы вовлечь ребенка в жизнь класса.

- Я недавно смотрела фотографии наших праздников: в том-то и дело, что Ромка не "вовлекался". И, опять же, насчет дурацких ремонтов. Их было два. Один проводили летом, в классе, на те самые деньги. Другой в сентябре - по всей школе меняли лампы. Мы закрывали стены, и пол, и парты газетами, изолентой, ребята приносили из дома старые простыни. И одновременно они играли, бесились...

- Что-то вроде пионерского сбора?

- Ну конечно. Таким манером мы собирались дважды. Кому сильно не хотелось возиться, притаскивали кипу газет, и я их отпускала. Но в основном были все - больше баловались, тем не менее дело сделали. Ромка не пришел ни разу.

- Накануне трагедии, когда вы все-таки высвистали его на уборку, каким он вам показался?

- Грустным. Но как раз в этот день я звонила бабушке, говорила, что все в классе столько трудились, и мне хочется, чтобы Рома тоже поубирался. Бабушка сначала отказывалась: "Пусть уборщица у вас убирает..."

- Моя мамка сказала бы то же самое.

- И за ней своя правда. Я совершенно не уверена сейчас, что права. Но, повторяю, мне казалось, что ему лучше быть здесь, в школе, при мне... Нет, никакая уборка не может принести ни зла, ни гибели.

В общем, в ходе нашего разговора бабушка согласилась: "Хорошо, придет". До этого еще что-то сказала... Да! "Я его отправляю в школу учиться". На что я ответила: "Вы хоть дневник посмотрели - как он начал учиться?" Был крик: "Ну-ка иди сюда!.. Ладно, потом". Думаю, Ромка соврал, что забыл дневник в школе, обещал принести. А нести - нечего. Так что его грусть я связала именно с этим. Но обсуждать не стала.

Начали убираться. "Давай вместе. Вот увидишь, это не трудно. Ты подметай..." Не получилось. Показала: "Я буду мыть пол, а ты присматривайся".

- И зуб даете, что в этом не было унижения?

- Как я могу утверждать - после всего, что случилось! - "было то-то, а этого не было"? Но когда мы остались вдвоем, он из-за уборки не расстраивался - точно.

- Так что же произошло потом? Ваша версия?

- Вернулся он домой - дневника нет. Отругали его (вряд ли Ромку до сих пор пороли - не тот возраст). Как всегда: "У Дениса все в порядке, а ты такой-сякой". Ну и пошел он - в этом отчаянии, в этой тоске одинокой - куда-то. Куда? И кто его обработал?

Я поняла бы, если б Ромка на меня разозлился - и сразу после уборки отправился к платформе. Но он же пришел домой. Почему ты с бабушкой не поделился, что тебе тяжело из-за меня? Вот здесь даю зуб: было бы тяжело из-за меня - он бы рассказал бабушке. Он дорожил ее любовью, он завоевывал ее любовь. Даже эта фраза: "У меня мама хоть и старенькая, но так попорет, что мало не покажется", - говорилась без обиды, с гордостью...

Школа выживания ученика

- Вы сами-то как, после всего?

- Я реально оцениваю ситуацию - понимаю ее безвыходность. Но мне хочется защитить этого ребенка - чтобы не случилось новой трагедии. Если я сейчас сдамся - значит, виновата. И появится следующий, и следующего можно будет так же обработать. На тех же Скачках, где обработали Ромку. Самый инфантильный и доверчивый мальчик в классе - кому он был должен и расплатился жизнью? А я его не спасла... Хотя очень хотела спасти - той же дурью с уборкой. Ведь где-то глубоко, на дне, у меня возникло ощущение, что ошейник порвался. Эта странная улыбка. Эта невозможность завести рабочую тетрадь. Это неумение ни на чем сосредоточиться. Это "забыл" по отношению ко всему. Отсюда и взялись мои приставания с деньгами, с мытьем пола, они означали совсем другое: соберись, вернись в нашу жизнь!

Кто-то занимается музыкой, кто-то ходит в драмкружок, еще куда-то. Таким, наверно, можно наплевать на школу. Но снова скажу: у детей из Красного Села, которые "наплюют", эту пустоту займут Скачки. В Красном нет другой жизни. Какая, к чертям, уборка, если ты с семьей поедешь в театр, сядешь за книгу? Я знала: этого не будет. Так лучше уберись со мной полчаса, чем те же полчаса провести у автоматов... Сообрази я, что Ромка на краю, - все бы оставила и занималась только им. Но тогда он был один среди всех. У меня в классе есть более проблемные дети. Которые способны на то же самое.

- А что за два мальчика, признанных потерпевшими?

- Вот о них я говорить не могу, иначе раскрою тайну следствия. Но как раз это очень существенно.

Елена Евграфова


Другие юридические статьи:
Чиновники хотят вернуть 13,5 млн рублей в арбитражном суде слушается новое дело получателя бюджетных средств
Вчера в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти слушалось дело компании ООО "Трансбизнес", иск к которой предъявил Комитет экономического развития, промышленной политики и...

В школах канады разрешили носить кинжалы на занятия
Канадским сикхам школьного возраста разрешили носить кинжалы на занятия. Для последователей сикхизма, зародившегося на севере Индии в XV веке, кинжал-кирпан имеет религиозную ценность. Кажд...

Крепкие напитки попали под запрет область начала антиалкогольную кампанию
ЛЕНОБЛАСТЬ. Правительство области одобрило законопроект "О регулировании розничной продажи алкогольной продукции", вводящий ограничения на продажу ал...

Депутаты запретили "серый" импорт
Вчера Госдума приняла во втором чтении законопроект "О лотереях", ставящий заслон лохотронам, и законопроект "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деяте...

Идентификация услуги
Материал предоставлен журналом "Расчет" / Наталия МАРТЫНЮК Роскошь не распределять в налоговом учете прямые расходы н...

В начале февраля Транспортная прокуратура закончила следствие по делу о гибели Ромы Лебедева - восьмиклассника 262-й школы Красносельского района. 21 сентября прошлого года тело мальчика обнаружили на путях возле железнодорожной платформы Скачки.

Была найдена предсмертная записка. В ней, сообщали СМИ, школьник объяснял, что уходит из жизни, "не выдержав издевательств классной руководительницы - Веры Аркадьевны Шелдуховой". Она заставляла его мыть полы, потому что он не смог заплатить 300 рублей за ремонт класса. По всем телеканалам прошли сюжеты с фотографией милого беленького мальчика (и рядом "та самая" учительница). С рассказом бабушки - о том, как 21-го утром "крепче обычного" обнимал ее внук, прощаясь перед школой.

Позже пошли разговоры: в ночь на 21 сентября Рома дома не ночевал. Его разыскивал отец, жаловался, что дал сыну 300 рублей, а тот пропал. То ли просадил деньги на игральных автоматах, то ли что. Сразу после гибели мальчика автоматы почему-то убрали. Еще, по рассказам, Рома водил дружбу с некой "крышей" - взрослым парнем, имевшим судимость. Да и с "издевательствами училки", говорят, тоже что-то не срослось.

Видимо, следствие не посчитало эти детали достойными внимания, потому что после четырех с половиной месяцев работы остановилось на первоначальной версии. Вере Аркадьевне Шелдуховой предъявлено обвинение по трем статьям УК - "доведение до самоубийства" , "оскорбление" и "неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего" . Кроме близких Ромы Лебедева потерпевшими по делу признаны двое его одноклассников.

"Город" решил, что будет уместным дать слово самой Вере Аркадьевне.

Из-за Аркаши

- Вы давали подписку о неразглашении тайны следствия. Но о самом деле говорить можете?

- Думаете, я понимаю, когда сижу на допросах, за что расписываюсь? Но у меня хватает ума сообразить: я не должна называть имен - кто дает показания, о чем. В то же время я уверена, что вещи, о которых мне было известно до предъявления обвинения, разглашать можно. Например, Ромину записку я видела до начала следствия.

- Каким образом?

- Я уже знала, что ребенок пропал, когда мне позвонили с Балтийского вокзала и попросили приехать - ничего не объясняя. И уже там девушка-милиционер сказала, что мальчик погиб под электричкой. Что при нем была записка, которая меня обвиняет. Мне показали эту записку. Вот о ней стоит поговорить особо.

- Как она выглядела?

- Это тетрадный листок в клетку.

- Двойной, одинарный?

- По-моему, двойной, но не поручусь. Такое ощущение, будто он лежал в кармане, а не то что его вырвали, написали текст, вложили в тетрадь. То есть немного помятый, не очень свежий листок. И на нем печатными буквами, наискосок, занимая почти все пространство, выведено: "Из-за Аркаши". Аркаша - это точно я... Синим цветом, на взгляд не определить, гелем или пастой. А потом уже на меньшей площади - черным - написана расшифровка. Буквально, как я запомнила: "Я, Лебедев Роман, подтверждаю, что Шелдухова В. А. меня мучила за то, что я весной не сдал деньги".

- Странный оборот...

- Никто из класса так бы не сформулировал, тем более он. Ребенок, у которого плохо развита речь. "Это все из-за Аркашки" - вот его текст.

- Думаете, кто-то ему помог?

- Мне кажется, писал он сам. Но - утверждать не рискну - писал под диктовку. Ведь ясно, что будут определять почерк.

- Я где-то читала, что экспертиза показала: записку писал Рома - "в измененном психофизическом состоянии".

- Это те самые детали следствия, которые я не могу обсуждать.

История с туфлей

- В детективах герой, на которого падает подозрение, начинает сам искать правду. Вы о чем-то похожем размышляли: что произошло в действительности? почему?

- Как я понимаю, дитя было доверчивое и очень подвержено чужому влиянию. Например, в 5-м классе кто-то из обормотов принес в школу водку, предложил попробовать. И у всех (по крайней мере в первый момент) сработал тормоз - мальчишки отказались. Ромка попробовал. Я не помню, чтобы когда-нибудь он сбежал с уроков один, - только за компанию. Мог соврать, но несерьезно, по-детски. В классе есть ребята, которые врут виртуозно, заранее подготовят свидетеля, я и не возьмусь их раскручивать. А разоблачить Ромку ничего не стоило. "Почему тебя не было на уроке? - Я ходил на тренировку. - Что за тренировки, во сколько они начинаются? - Да я просто так сказал"... Ромка всегда учился слабовато, и с каждым годом слабее. Там не существовало проблем с интеллектом, просто ему становилось все труднее и труднее понять условие задачи. Вот он ее прочитал, быстренько сообразил, быстренько выдал решение. Я принимаюсь расспрашивать: почему ты это сложил или поделил то на другое? Мы начинаем разбираться, и я вижу, что он совершенно неправильно понял условие...

- В условиях школьных задач и взрослый ногу сломит.

- Я о другом - о неумении сосредоточиться, вникнуть. Причем мальчишка очень добрый. Открытый, приветливый - вот не было в нем ничего противного. Сейчас я понимаю свою ошибку - наверно, стоило отволочь его к психологу.

В этом году хожу по рядам и обратила внимание: у Ромки в одной тетради четыре предмета. "Почему? - Забыл дома". Позже, когда понадобились образцы его почерка, стали искать среди тетрадей для контрольных работ. У меня их несколько пачек - по алгебре и геометрии, по русскому, для диктантов. Роминой тетради не оказалось ни в одной пачке. Просто потому, что он не собрался - действительно, забыл. Еще в пятом классе, видя эти проблемы, я позвонила бабушке. Говорю: вам бы с ним посидеть, порасспрашивать, что было в школе. Может, вместе почитать задание по истории. Послушать, что он рассказывает. Пусть, прежде чем что-то решать по математике, Рома вслух, при вас прочтет параграф... Бабушка отвечает: "Вот Дениска (старший мальчик) сидит за уроками, а этот нет. У них у каждого отдельный стол, и я ему всегда говорю: садись и делай!" Я попыталась что-то сказать, мол, не ругайте парня, ему нужно помочь заинтересоваться учебой, но поняла: это пустой номер - не пробиться.

- Бабушка говорила по телевизору, что вы били учеников туфлей...

- Била.

- Может, опустим этот вопрос?

- Зачем? История с туфлей все равно везде мелькает, я расскажу, как было дело. Значит, класс слабый, да и прогуливают...

- Ладно, прогулы - штука нормальная.

- Штука нормальная, но, как классный руководитель, я должна отмечать прогулы в дневниках, это моя обязанность. И вот в какой-то день человек пять прогуляли урок - я записала в дневники. На следующий день не выучили английский, приходит учительница: "Этим поставьте двойки". Третий день - меня останавливает уже учительница литературы: "Не явились на урок". Состав пятерок слегка менялся, Ромка был в каждой. Он очень боялся бабушки, я знаю по его рассказам - она его лупила по-страшному. Не со зла, а просто не понимала, что с ним делать. И в пятом, и в шестом классе (в седьмом перестал) Ромка хвастал: "У меня мама хоть и старенькая, но так попорет, мало не покажется". Это известно всем...

- Что дальше было?

- Прихожу на урок и говорю: "Ну что такое? Позавчера отмечала прогулы, вчера ставила двойки, сегодня опять должна писать в дневниках. - Не надо! - Так что мне с вами делать? Может, отшлепать? - Отшлепайте, отшлепайте!.." Я сняла туфлю и пошлепала всем по попам. Смех, хихиканье. Тут же все закончилось - сели, стали заниматься. Этот эпизод продолжался так недолго, что половина класса его не заметила... Все время пытаюсь вспомнить, когда же еще я "унижала человеческое достоинство" ребят. Как-то мальчишка испинал ногой девчонку. Я говорю: "Кто ты после этого? Свинья". Было? Было.

- Я свою обзову - и дико потом переживаю.

- А я даже не переживала, потому что не было в этом ни злости, ни оскорбления. Мне просто стало обидно за девчонку.

- Но, опять же по телевизору, ребята подтверждали, что вы с ними обходитесь довольно круто.

- Мне передавали такой диалог. "Ты сколько дал интервью? - Три. - Дурак, они на четвертом этаже - беги, может, еще раз снимут, если будешь говорить, что надо!" Думаю, здесь сыграло желание помелькать по телевизору. "У меня берут интервью, я выступаю!" Внутренний барьер - "тобой манипулируют, этого не стоит делать" - срабатывал далеко не в каждом ребенке. Но многие с самого начала отказывались говорить с телевизионщиками. Были и другие случаи. В эфире показали сюжет (я тогда ничего не смотрела, мне записали друзья), где девчонку из моего класса спрашивают: а правда ли, что Вера Аркадьевна вас обзывала? Да, отвечает девчонка, она называла нас неандертальцами (или питекантропами, не помню слова). Вечером звонит мама этой девочки: "Даша ревет, я не могу ее успокоить. Она хочет, чтобы вы с ней поговорили". Оказывается, на самом деле было так. Корреспондент спрашивает: "Вера Аркадьевна вас обзывала?" Дашка говорит: "Да никогда!" Корреспондент настаивает: "Неужели в вашей школе учителя никого никак не обзывали?" - "Ну, сказала один раз "неандертальцы", так и то - учительница истории". На студии материал порезали, и получилось, что речь обо мне.

Дети и деньги

- В этой истории мне категорически не нравятся 300 рублей. Вы знаете, что семья нищая: мать умерла, детей опекает бабушка. Ну нет у мальчишки денег, и хрен с ними, зачем было заставлять его отрабатывать? Будь я на вашем месте, страшно бы себя корила: на кой черт я нему прицепилась с уборкой класса!.. Как вы сами - теперь - это оцениваете?

- ...

- Вам трудно об этом говорить?

- Нет, я просто думаю. "Не надо было к нему приставать с деньгами". Наверно, не надо... Видимо, вот в чем моя ошибка: для меня и деньги, которые прошлой весной родители решили собрать на ремонт кабинета, и уборка - это участие в жизни школы, класса. Не все сдавали деньги, и не обязательно по 300 рублей. Допустим, один парень не сдал, я спросила: будешь - не будешь? "Позвоните маме, договоритесь с ней". Звоню: так и так, в принципе, денег уже должно хватить. Мне сейчас важнее другое - после ремонта будет много уборки. "Я лучше поубираюсь", - сказала мама. Естественно, и речи не шло, чтобы Ромина старенькая бабушка помогала с уборкой. Но ты расскажи ей: происходит то-то и то-то. И принеси ответ - любой. "У нас нет денег" или "не хотим сдавать". Ромка каждый раз говорил: забыл. Что означало "не мое дело, я не участвую". А мне очень хотелось, чтобы он участвовал, чтобы это было его делом. Потому что я знаю: тот, кто "уходит", - уходит в Скачки.

- Та самая платформа, где погиб Рома?

- Грубо говоря, это место, где собираются наркоманы. Мой опыт учит: если ты не в школе, если я не чувствую, где ты, - ты в Скачках.

- Сбор денег, уборка - на мой взгляд, жутко унылые занятия. Можно найти какие-то другие способы вовлечь ребенка в жизнь класса.

- Я недавно смотрела фотографии наших праздников: в том-то и дело, что Ромка не "вовлекался". И, опять же, насчет дурацких ремонтов. Их было два. Один проводили летом, в классе, на те самые деньги. Другой в сентябре - по всей школе меняли лампы. Мы закрывали стены, и пол, и парты газетами, изолентой, ребята приносили из дома старые простыни. И одновременно они играли, бесились...

- Что-то вроде пионерского сбора?

- Ну конечно. Таким манером мы собирались дважды. Кому сильно не хотелось возиться, притаскивали кипу газет, и я их отпускала. Но в основном были все - больше баловались, тем не менее дело сделали. Ромка не пришел ни разу.

- Накануне трагедии, когда вы все-таки высвистали его на уборку, каким он вам показался?

- Грустным. Но как раз в этот день я звонила бабушке, говорила, что все в классе столько трудились, и мне хочется, чтобы Рома тоже поубирался. Бабушка сначала отказывалась: "Пусть уборщица у вас убирает..."

- Моя мамка сказала бы то же самое.

- И за ней своя правда. Я совершенно не уверена сейчас, что права. Но, повторяю, мне казалось, что ему лучше быть здесь, в школе, при мне... Нет, никакая уборка не может принести ни зла, ни гибели.

В общем, в ходе нашего разговора бабушка согласилась: "Хорошо, придет". До этого еще что-то сказала... Да! "Я его отправляю в школу учиться". На что я ответила: "Вы хоть дневник посмотрели - как он начал учиться?" Был крик: "Ну-ка иди сюда!.. Ладно, потом". Думаю, Ромка соврал, что забыл дневник в школе, обещал принести. А нести - нечего. Так что его грусть я связала именно с этим. Но обсуждать не стала.

Начали убираться. "Давай вместе. Вот увидишь, это не трудно. Ты подметай..." Не получилось. Показала: "Я буду мыть пол, а ты присматривайся".

- И зуб даете, что в этом не было унижения?

- Как я могу утверждать - после всего, что случилось! - "было то-то, а этого не было"? Но когда мы остались вдвоем, он из-за уборки не расстраивался - точно.

- Так что же произошло потом? Ваша версия?

- Вернулся он домой - дневника нет. Отругали его (вряд ли Ромку до сих пор пороли - не тот возраст). Как всегда: "У Дениса все в порядке, а ты такой-сякой". Ну и пошел он - в этом отчаянии, в этой тоске одинокой - куда-то. Куда? И кто его обработал?

Я поняла бы, если б Ромка на меня разозлился - и сразу после уборки отправился к платформе. Но он же пришел домой. Почему ты с бабушкой не поделился, что тебе тяжело из-за меня? Вот здесь даю зуб: было бы тяжело из-за меня - он бы рассказал бабушке. Он дорожил ее любовью, он завоевывал ее любовь. Даже эта фраза: "У меня мама хоть и старенькая, но так попорет, что мало не покажется", - говорилась без обиды, с гордостью...

Школа выживания ученика

- Вы сами-то как, после всего?

- Я реально оцениваю ситуацию - понимаю ее безвыходность. Но мне хочется защитить этого ребенка - чтобы не случилось новой трагедии. Если я сейчас сдамся - значит, виновата. И появится следующий, и следующего можно будет так же обработать. На тех же Скачках, где обработали Ромку. Самый инфантильный и доверчивый мальчик в классе - кому он был должен и расплатился жизнью? А я его не спасла... Хотя очень хотела спасти - той же дурью с уборкой. Ведь где-то глубоко, на дне, у меня возникло ощущение, что ошейник порвался. Эта странная улыбка. Эта невозможность завести рабочую тетрадь. Это неумение ни на чем сосредоточиться. Это "забыл" по отношению ко всему. Отсюда и взялись мои приставания с деньгами, с мытьем пола, они означали совсем другое: соберись, вернись в нашу жизнь!

Кто-то занимается музыкой, кто-то ходит в драмкружок, еще куда-то. Таким, наверно, можно наплевать на школу. Но снова скажу: у детей из Красного Села, которые "наплюют", эту пустоту займут Скачки. В Красном нет другой жизни. Какая, к чертям, уборка, если ты с семьей поедешь в театр, сядешь за книгу? Я знала: этого не будет. Так лучше уберись со мной полчаса, чем те же полчаса провести у автоматов... Сообрази я, что Ромка на краю, - все бы оставила и занималась только им. Но тогда он был один среди всех. У меня в классе есть более проблемные дети. Которые способны на то же самое.

- А что за два мальчика, признанных потерпевшими?

- Вот о них я говорить не могу, иначе раскрою тайну следствия. Но как раз это очень существенно.

Елена Евграфова


Другие юридические статьи:
Чиновники хотят вернуть 13,5 млн рублей в арбитражном суде слушается новое дело получателя бюджетных средств
Вчера в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти слушалось дело компании ООО "Трансбизнес", иск к которой предъявил Комитет экономического развития, промышленной политики и...

В школах канады разрешили носить кинжалы на занятия
Канадским сикхам школьного возраста разрешили носить кинжалы на занятия. Для последователей сикхизма, зародившегося на севере Индии в XV веке, кинжал-кирпан имеет религиозную ценность. Кажд...

Крепкие напитки попали под запрет область начала антиалкогольную кампанию
ЛЕНОБЛАСТЬ. Правительство области одобрило законопроект "О регулировании розничной продажи алкогольной продукции", вводящий ограничения на продажу ал...

Депутаты запретили "серый" импорт
Вчера Госдума приняла во втором чтении законопроект "О лотереях", ставящий заслон лохотронам, и законопроект "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деяте...

Идентификация услуги
Материал предоставлен журналом "Расчет" / Наталия МАРТЫНЮК Роскошь не распределять в налоговом учете прямые расходы н...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования