Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Обзор российского законодательства за 06.07.2006
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
"вэб-инвест банк" признан победителем в конкурсе на право размещения государственного облигационного займа ленинградской области объемом 800 млн руб.
Завершился конкурс по определению генерального агента по размещению и обращению областного облигационного займа объемом 80...

Юридические услуги

Не состязайтесь с бизнесом в хитрости какое имущество должен оставить за собой город?

В собственности города должны оставаться городская инфраструктура (инженерные сети), и помещения, в которых расположены государственные служащие и государственные учреждения. Причем по последним надо провести ревизию: какие из них действительно нужны? Все остальное нужно передавать бизнесу, то есть приватизировать.

Таким видит будущее государственного имущества сегодняшний гость "делового завтрака" в Северо-Западном представительстве "Российской газеты", председатель комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Игорь Метельский.

Российская газета: Игорь Михайлович, какая основная задача была поставлена перед комитетом на 2005 год, и насколько ее можно считать выполненной?

Игорь Метельский Формальная задача по наполнению городского бюджета определена была в бюджете на 2005 год - 15,5 миллиарда рублей. Мы ее перевыполнили.

Неформальная же задача на любой год одна: уход государства из сферы экономической деятельности там, где его присутствие не является насущно необходимым.

РГ: А как разграничить государственные и коммерческие функции? Взять жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Да, по большому счету, образование, медицина тоже несут как государственные функции, так и имеют коммерческую составляющую.

Метельский: Я считаю, осуществление государством тех функций, которые носят одновременно и коммерческий характер, должно идти в рамках госзаказа. Пусть государство нанимает профессиональных менеджеров, предоставляет дотации или субсидии там, где бизнес изначально не выгоден, но необходим обществу. А за собой оставляет функции контроля. В 2005 году мы провели разделение государственного имущественного фонда на три составляющих. Первая - то, что непосредственно используется государственными органами и госучреждениями: комитетами администрации, школами, музеями, театрами. Такое имущество передается на правах хозяйственного ведения и оперативного управления или в безвозмездное пользование. Кроме этого, есть имущество, которое сдается в аренду. В прошлом году был принят закон о предоставлении льгот по аренде . В нем весь арендный фонд разделен на две части. В первой - те помещения, смысл использования которых не в извлечении дохода, а в осуществлении необходимой для города и его гр аждан деятельности. Круг таких арендаторов ограничен некоммерческими организациями, а также аптеками, которые у себя производят лекарства, отпускаемые по рецептам, и предприятиями питания в детских садах, школах, техникумах и вузах. Если же организация хочет извлекать прибыль, она должна работать в рыночных условиях, арендовать недвижимость по рыночным ценам. А социальная поддержка тех или иных видов деятельности должна осуществляться через субвенции коммерческим организациям.

РГ: Какова сегодня ситуация с творческими мастерскими?

Метельский: У нас не было никакого желания никого ущемлять. Было намерение навести порядок в этом вопросе. Дело в том, что контроль за фактическим содержанием и использованием имущества был утерян. Большое количество творческих мастерских использовались как жилье. Причем проживали в них не художники. Кроме того, часть зданий пошла на реконструкцию, часть находилась в аварийном состоянии. Мы провели сплошную инвентаризацию с участием творческих союзов и депутатов. Сейчас в работе находятся подготовленные нами предложения по выделению дополнительных мастерских, взамен тех, которые были утрачены в период реконструкции.

Льготы - это преимущество на рынке, и за них люди начинают бороться. Поддержка художников, или там малого предпринимательства, это хорошо. Но если им дать льготы, все сразу станут художниками или малыми предпринимателями.

РГ: Но, может быть, нужно просто подходить дифференцированно? Если мы поднимаем арендную плату, тот "малый предприниматель", который на деле большой, ее осилит и на рынке останется, а тот, кто на самом деле был мелким, сойдет с дистанции.

Метельский: А вы знаете, как отличить одного от другого? По формальным показателям не получится. Да и почему нужно поддерживать тех, кому удалось сесть в государственном фонде? Нужно решать вопрос с помощью дотаций, льготных кредитов, независимо от того, в государственных, арендованных у частника или собственных помещениях ведется бизнес. Кстати, мы ведь работу по повышению арендной платы проводили постепенно. И публично обсуждалось это решение три месяца. Так что можно было приготовиться.

РГ: Трудно приготовиться к подъему ставки в 10 раз. А ведь такие случаи есть?

Метельский: Есть. Потому что пригороды по методике 1997 года оценивались как заведомо невыгодные с точки зрения ведения бизнеса. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Они стали привлекательными, и при этом помещений там не хватает. Была ставка 4-5 долларов за квадратный метр в год, а стала 50 долларов. Мы ведь определяли реальную оценку бизнеса.

РГ: "А если человек с этой оценкой не согласен"? - интересуется наш Читатель Юрий Завьялов.

Метельский: Человек может заказать индивидуальную рыночную оценку помещения. И если она окажется ниже нашей, если в документах не будет никаких отступлений от действующего закона, мы ее без слова примем.

РГ: Одна из задач, которую предполагалось решить повышением арендной платы, - это как раз активное введение помещений в коммерческий оборот?

Метельский: В том числе, хотя это не самоцель. Методика расчета арендной платы меняется медленнее, чем ситуация на рынке недвижимости. И когда придет время платить полную аренду, арендаторы городской недвижимости все равно окажутся в выигрыше. Так что для нас приватизация действительно предпочтительнее. Можно называть это "распродажей государства". Но если есть имущество, а за ним не могут уследить, имущество это уведут. Бизнес всегда умнее, хитрее и предприимчивее, чем государство.

В прошлом году поступление арендной платы в бюджет составило 11,3 миллиарда рублей (это основная часть доходов по нашему комитету), от приватизации получили около 6 миллиардов рублей. Большая часть - за счет продажи акций гостиниц. Мы долго дискутировали в правительстве: по какой цене продавать. Оценка бизнеса, сделанная у ведущих мировых компаний, многим показалась заниженной. Мы отстаивали эту цену, но при максимально открытых торгах, чтобы невозможен стал сговор о цене. Если бы была заранее повышена цена, оставалось бы три-четыре участника, которым проще было бы договориться. А у нас было 14-16 участников, и торги прошли удачно.

Мы будем избавляться от имущества постепенно. В первую очередь от того, которое приносит наименьший доход. К примеру, от помещений, которые сданы в аренду на длительный срок и за весь срок уже проплачено. В год было бы нормально приватизировать порядка 100 тысяч квадратных метров. Притом, что в коммерческом управлении находится примерно 3,5 миллиона, это задача на 35 лет.

РГ: Представитель малого бизнеса Виктор Хлобыстов хочет знать: проблема с предоставлением отсрочки на выкуп помещений для малого бизнеса продолжает оставаться нерешенной?

Метельский: Сейчас готовятся изменения к закону о приватизации. Министерство экономического развития и торговли РФ согласовало снижение для малого бизнеса задатка с 20 до 10 процентов и предоставление рассрочки до 3 лет при выкупе помещений. Но целевой выкуп пока не предусматривается. По поручению губернатора Санкт-Петербурга комитет экономического развития готовит для Государственной Думы такое предложение. С моей точки зрения, арендаторам преимущественное право выкупа дать можно. В целом превышение первоначальной стоимости помещений, выставляемых на торги, по нашим наблюдениям составило от 1,3 до 2 раз. Так что можно было бы сделать целевую продажу с коэффициентом 1,5. Но федеральные власти боятся породить коррупцию на местах.

РГ: Что будет с петербургскими ГУПами?

Метельский: Процесс акционирования государственных унитарных предприятий непростой. Мы испытываем сопротивление со стороны некоторых руководителей. Ведь прежде чем акционироваться, надо навести порядок. А это не всем выгодно. Нужно только оставить в собственности города сетевое хозяйство и найти форму использования этими предприятиями городского имущества.

РГ: Какие задачи поставлены перед комитетом на этот год?

Метельский: Продолжение приватизации и более эффективное использование госимущества. В первом полугодии мы планируем принять новую методику расчета аренды земли. Договоры аренды хотим перевести на рублевый эквивалент. Есть намерение начать брать аренду с почтовых отделений. Сегодня они ничего не платят. А ведь почта активно развивает торговую и банковскую функции. То есть занимается коммерцией.

Мы получили право работать с федеральной собственностью. Готовим предложения по приватизации федеральной недвижимости. А также военного имущества, которого в городе много, и которое военные не могут нормально использовать. Но вместе с тем мы хотим помочь решить военным и их проблемы. В первую очередь в жилищной сфере.

Беседу вел Юрий Звягин


Другие юридические статьи:
Арбитраж москвы отказал пивоваренной компании "вена" в иске о незаконности действий чиновника мнс.
Арбитражный суд Москвы отказал в иске пивоваренной компании "Вена" о признании незаконными действий должностного лица - ру...

Казенные деньги счет любят
Проект городского бюджета на 2005 год принят депутатами петербургского ЗакСа во втором чтении. В пер...

Надзирать за конкуренцией будет орган, созданный вместо антимонопольного министерства
Борьба с картелями, ценовыми сговорами и прочими видами подавления конкуренции вскоре пойдет в России по новым правилам. На месте Министерства по антимонопольной политике п...

Председатель кэрппит владимир бланк: "у нас начали строиться заводы"
Подводя итоги года на традиционной встрече с журналистами, Владимир Бланк, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и тор...

Обзор российского законодательства за 06.07.2006
Утверждены формы отчетов об инвестировании средств пенсионных накоплений Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 мая 2006 года N 06-48/пз-н утверждены ф...

В собственности города должны оставаться городская инфраструктура (инженерные сети), и помещения, в которых расположены государственные служащие и государственные учреждения. Причем по последним надо провести ревизию: какие из них действительно нужны? Все остальное нужно передавать бизнесу, то есть приватизировать.

Таким видит будущее государственного имущества сегодняшний гость "делового завтрака" в Северо-Западном представительстве "Российской газеты", председатель комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Игорь Метельский.

Российская газета: Игорь Михайлович, какая основная задача была поставлена перед комитетом на 2005 год, и насколько ее можно считать выполненной?

Игорь Метельский Формальная задача по наполнению городского бюджета определена была в бюджете на 2005 год - 15,5 миллиарда рублей. Мы ее перевыполнили.

Неформальная же задача на любой год одна: уход государства из сферы экономической деятельности там, где его присутствие не является насущно необходимым.

РГ: А как разграничить государственные и коммерческие функции? Взять жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт. Да, по большому счету, образование, медицина тоже несут как государственные функции, так и имеют коммерческую составляющую.

Метельский: Я считаю, осуществление государством тех функций, которые носят одновременно и коммерческий характер, должно идти в рамках госзаказа. Пусть государство нанимает профессиональных менеджеров, предоставляет дотации или субсидии там, где бизнес изначально не выгоден, но необходим обществу. А за собой оставляет функции контроля. В 2005 году мы провели разделение государственного имущественного фонда на три составляющих. Первая - то, что непосредственно используется государственными органами и госучреждениями: комитетами администрации, школами, музеями, театрами. Такое имущество передается на правах хозяйственного ведения и оперативного управления или в безвозмездное пользование. Кроме этого, есть имущество, которое сдается в аренду. В прошлом году был принят закон о предоставлении льгот по аренде . В нем весь арендный фонд разделен на две части. В первой - те помещения, смысл использования которых не в извлечении дохода, а в осуществлении необходимой для города и его гр аждан деятельности. Круг таких арендаторов ограничен некоммерческими организациями, а также аптеками, которые у себя производят лекарства, отпускаемые по рецептам, и предприятиями питания в детских садах, школах, техникумах и вузах. Если же организация хочет извлекать прибыль, она должна работать в рыночных условиях, арендовать недвижимость по рыночным ценам. А социальная поддержка тех или иных видов деятельности должна осуществляться через субвенции коммерческим организациям.

РГ: Какова сегодня ситуация с творческими мастерскими?

Метельский: У нас не было никакого желания никого ущемлять. Было намерение навести порядок в этом вопросе. Дело в том, что контроль за фактическим содержанием и использованием имущества был утерян. Большое количество творческих мастерских использовались как жилье. Причем проживали в них не художники. Кроме того, часть зданий пошла на реконструкцию, часть находилась в аварийном состоянии. Мы провели сплошную инвентаризацию с участием творческих союзов и депутатов. Сейчас в работе находятся подготовленные нами предложения по выделению дополнительных мастерских, взамен тех, которые были утрачены в период реконструкции.

Льготы - это преимущество на рынке, и за них люди начинают бороться. Поддержка художников, или там малого предпринимательства, это хорошо. Но если им дать льготы, все сразу станут художниками или малыми предпринимателями.

РГ: Но, может быть, нужно просто подходить дифференцированно? Если мы поднимаем арендную плату, тот "малый предприниматель", который на деле большой, ее осилит и на рынке останется, а тот, кто на самом деле был мелким, сойдет с дистанции.

Метельский: А вы знаете, как отличить одного от другого? По формальным показателям не получится. Да и почему нужно поддерживать тех, кому удалось сесть в государственном фонде? Нужно решать вопрос с помощью дотаций, льготных кредитов, независимо от того, в государственных, арендованных у частника или собственных помещениях ведется бизнес. Кстати, мы ведь работу по повышению арендной платы проводили постепенно. И публично обсуждалось это решение три месяца. Так что можно было приготовиться.

РГ: Трудно приготовиться к подъему ставки в 10 раз. А ведь такие случаи есть?

Метельский: Есть. Потому что пригороды по методике 1997 года оценивались как заведомо невыгодные с точки зрения ведения бизнеса. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Они стали привлекательными, и при этом помещений там не хватает. Была ставка 4-5 долларов за квадратный метр в год, а стала 50 долларов. Мы ведь определяли реальную оценку бизнеса.

РГ: "А если человек с этой оценкой не согласен"? - интересуется наш Читатель Юрий Завьялов.

Метельский: Человек может заказать индивидуальную рыночную оценку помещения. И если она окажется ниже нашей, если в документах не будет никаких отступлений от действующего закона, мы ее без слова примем.

РГ: Одна из задач, которую предполагалось решить повышением арендной платы, - это как раз активное введение помещений в коммерческий оборот?

Метельский: В том числе, хотя это не самоцель. Методика расчета арендной платы меняется медленнее, чем ситуация на рынке недвижимости. И когда придет время платить полную аренду, арендаторы городской недвижимости все равно окажутся в выигрыше. Так что для нас приватизация действительно предпочтительнее. Можно называть это "распродажей государства". Но если есть имущество, а за ним не могут уследить, имущество это уведут. Бизнес всегда умнее, хитрее и предприимчивее, чем государство.

В прошлом году поступление арендной платы в бюджет составило 11,3 миллиарда рублей (это основная часть доходов по нашему комитету), от приватизации получили около 6 миллиардов рублей. Большая часть - за счет продажи акций гостиниц. Мы долго дискутировали в правительстве: по какой цене продавать. Оценка бизнеса, сделанная у ведущих мировых компаний, многим показалась заниженной. Мы отстаивали эту цену, но при максимально открытых торгах, чтобы невозможен стал сговор о цене. Если бы была заранее повышена цена, оставалось бы три-четыре участника, которым проще было бы договориться. А у нас было 14-16 участников, и торги прошли удачно.

Мы будем избавляться от имущества постепенно. В первую очередь от того, которое приносит наименьший доход. К примеру, от помещений, которые сданы в аренду на длительный срок и за весь срок уже проплачено. В год было бы нормально приватизировать порядка 100 тысяч квадратных метров. Притом, что в коммерческом управлении находится примерно 3,5 миллиона, это задача на 35 лет.

РГ: Представитель малого бизнеса Виктор Хлобыстов хочет знать: проблема с предоставлением отсрочки на выкуп помещений для малого бизнеса продолжает оставаться нерешенной?

Метельский: Сейчас готовятся изменения к закону о приватизации. Министерство экономического развития и торговли РФ согласовало снижение для малого бизнеса задатка с 20 до 10 процентов и предоставление рассрочки до 3 лет при выкупе помещений. Но целевой выкуп пока не предусматривается. По поручению губернатора Санкт-Петербурга комитет экономического развития готовит для Государственной Думы такое предложение. С моей точки зрения, арендаторам преимущественное право выкупа дать можно. В целом превышение первоначальной стоимости помещений, выставляемых на торги, по нашим наблюдениям составило от 1,3 до 2 раз. Так что можно было бы сделать целевую продажу с коэффициентом 1,5. Но федеральные власти боятся породить коррупцию на местах.

РГ: Что будет с петербургскими ГУПами?

Метельский: Процесс акционирования государственных унитарных предприятий непростой. Мы испытываем сопротивление со стороны некоторых руководителей. Ведь прежде чем акционироваться, надо навести порядок. А это не всем выгодно. Нужно только оставить в собственности города сетевое хозяйство и найти форму использования этими предприятиями городского имущества.

РГ: Какие задачи поставлены перед комитетом на этот год?

Метельский: Продолжение приватизации и более эффективное использование госимущества. В первом полугодии мы планируем принять новую методику расчета аренды земли. Договоры аренды хотим перевести на рублевый эквивалент. Есть намерение начать брать аренду с почтовых отделений. Сегодня они ничего не платят. А ведь почта активно развивает торговую и банковскую функции. То есть занимается коммерцией.

Мы получили право работать с федеральной собственностью. Готовим предложения по приватизации федеральной недвижимости. А также военного имущества, которого в городе много, и которое военные не могут нормально использовать. Но вместе с тем мы хотим помочь решить военным и их проблемы. В первую очередь в жилищной сфере.

Беседу вел Юрий Звягин


Другие юридические статьи:
Арбитраж москвы отказал пивоваренной компании "вена" в иске о незаконности действий чиновника мнс.
Арбитражный суд Москвы отказал в иске пивоваренной компании "Вена" о признании незаконными действий должностного лица - ру...

Казенные деньги счет любят
Проект городского бюджета на 2005 год принят депутатами петербургского ЗакСа во втором чтении. В пер...

Надзирать за конкуренцией будет орган, созданный вместо антимонопольного министерства
Борьба с картелями, ценовыми сговорами и прочими видами подавления конкуренции вскоре пойдет в России по новым правилам. На месте Министерства по антимонопольной политике п...

Председатель кэрппит владимир бланк: "у нас начали строиться заводы"
Подводя итоги года на традиционной встрече с журналистами, Владимир Бланк, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и тор...

Обзор российского законодательства за 06.07.2006
Утверждены формы отчетов об инвестировании средств пенсионных накоплений Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 мая 2006 года N 06-48/пз-н утверждены ф...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования