Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Малому бизнесу снова придумали помощь  смольный наплодит новые фирмы
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Проект бюджета-2005: запланирован профицит
Министр финансов Алексей Кудрин, представляя вчера проект бюджета-2005 на заседании правительства, сообщил, что государственные расходы в целом вырастут на 38%, расходы на ...

Юридические услуги

Бой местного значения

В условиях жесткой консолидации федеральным центром всех финансовых потоков у губернаторов почти не остается маневра для развития бюджетного потенциала регионов

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обратился к президенту с инициативой провести в регионе налоговый эксперимент. Сердюков хочет, чтобы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачислялся не по месту нахождения работодателя, а по месту регистрации работника. В этом начинании Сердюкова поддержал глава Московской области Борис Громов: он обратился в Кремль с такой же просьбой.

Инициативу губернаторов по-человечески понять можно: значительная часть населения этих двух областей работает в более благополучных Москве и Петербурге и, соответственно, НДФЛ платит там же. Эта часть населения, как правило, лучше образована и получает более высокую зарплату, чем в среднем по регионам, поэтому речь идет о солидных суммах для бюджета. Громов утверждает, что налоговый эксперимент позволит области привлечь в бюджет дополнительно 9 млрд рублей в год. Сердюков конкретных цифр не называет, но ясно, что цена вопроса также достигает нескольких миллиардов. Для региона, чей бюджет в следующем году составит 21-22 млрд рублей, это очень существенная прибавка.

Понятно также, почему упор в эксперименте делается именно на НДФЛ: это один из наиболее хорошо собираемых в России налогов, да еще и остающийся в распоряжении преимущественно субъекта РФ. Скажем, в Ленинградской области НДФЛ в 2005 году должен обеспечить 39,4% всех поступлений в бюджет (для сравнения: второй по объему доходов источник - налог на прибыль - формирует казну на 27,6%). Только вот деньги эти из воздуха не возьмутся. Они будут отняты у соседей - мегаполисов. Власти Москвы и Петербурга к инициативам коллег пока всерьез не относятся, поскольку уверены, что президент не решится на изменение системы зачисления НДФЛ ни в принципе, ни даже в качестве эксперимента. А вдруг решится?.. И что тогда?

Потери 9 млрд рублей для Москвы и нескольких миллиардов для Петербурга останутся почти незамеченными. Если предположить, что сумма налоговых перераспределений между Петербургом и Ленобластью составит 3 млрд рублей, то по отношению к бюджету-2005 в Ленинградской области это 18,3% всех доходов, а в Петербурге - всего 2,5%. Похожие цифры характеризуют разницу бюджетного потенциала Москвы с Подмосковьем.

Финансовые власти двух российских мегаполисов вообще постоянно доказывают, что любое отторжение части бюджетных доходов без труда компенсируется другими источниками поступлений. Наиболее ярко это было продемонстрировано во время вступления в силу 122-го закона (его принято называть законом о монетизации льгот, но на самом деле он изменил всю систему социальных гарантий в стране). Москва умудрилась и льготы сохранить в натуральном виде, и денежные выплаты льготникам произвести, и темпы роста бюджетного потенциала удержать на том же уровне. Петербург все сделал не с таким блеском, но сказать, что его бюджет серьезно пострадал, было бы большим преувеличением. Словом, обе российские столицы переживут и новый эксперимент, если он состоится. Однако Сердюкову и Громову придется заплатить за него испорченными отношениями с Валентиной Матвиенко и Юрием Лужковым соответственно.

Что подталкивает губернаторов к конфронтации? Казалось бы, развивай экономику своего региона, поощряй приток инвестиций - и бюджет будет расти сам, как на дрожжах. По крайней мере это приятнее, чем заглядывать в карман к соседу и претендовать на содержимое его кошелька. Не получается. Уж кто-кто, а Ленинградская область за последние годы серьезно укрепила свой промышленный потенциал, стала одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в стране. А достойных темпов роста бюджета все равно добиться не может. Как следствие, уровень доходов населения - отнюдь не самый высокий не только в масштабах страны, но даже на Северо-Западе.

Губернатором Сердюковым движет безысходность: плодами того, что сделал он и его предшественники, распоряжается в основном федеральный центр, а не область. Ежегодное снижение норм отчислений в бюджеты субъектов РФ по отдельным налогам, передача на места дополнительных расходов, будь то 122-й закон или реформа местного самоуправления, каждый год приводят к многомиллиардным потерям. И если Москва с Петербургом почти не замечают этих миллиардов, то в большинстве других регионов дополнительные доходы, получаемые за счет роста экономики, съедаются очередной налоговой реформой, суть которой неизменно сводится к одному - централизации финансовых ресурсов с последующей раздачей их в виде трансфертов, дотаций и т.п. А любая выплата из федерального бюджета - это своего рода поводок, который можно в зависимости от обстоятельств или дергать, или нет.

На днях Госсовет обсуждал в Казани перераспределение властных полномочий в пользу регионов. Несмотря на общий довольный тон губернаторов, результаты заседания оказались скромными: решено ликвидировать дублирование функций федеральных и региональных структур на местах и передать (по сути, просто вернуть) в ведение субъектов РФ 15 дополнительных полномочий, в частности в сфере образования, ЖКХ, регистрации актов гражданского состояния. При этом, как было подчеркнуто, некоторые полномочия будут переданы, а некоторые - лишь делегированы. (Вот и еще один поводок.) Когда же речь зашла о финансовых компенсациях регионам за осуществление новых (точнее, старых) функций, стало ясно, что это будет происходить за счет все тех же трансфертов, дотаций и т.п.: никаких дополнительных собственных доходных источников губернаторы не получат.

Более того, сейчас губернаторы замерли в ожидании федерального бюджета-2006 . Каждый год он содержит все новые и новые подводные камни, которые необходимо учитывать при подготовке бюджетов региональных. В условиях, когда спорить с федеральным центром не принято, остается только ждать, имитировать одобрение и надеяться на лучшее. Ну, или "пободаться" за подоходный налог с соседом. Какая-никакая, но интрига.

Алексей Клепиков


Другие юридические статьи:
Чайна-таун и его чайники чем китайцы напугали жителей петербурга
На прошлой неделе полузабытый кинотеатр "Восход" на задворках проспекта Ветеранов испытал аншлаг. Афиша "Семеро таксистов и собака" маскировала повес...

Дисфункция государство 256 раз занималось не своим делом
В четверг Правительству предстоит узнать о том, какие именно министерства занимаются не своим делом. Доклад на этот счет подготовил первый замести...

Увеличили доходы
Правительство Петербурга увеличило доходную часть бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) на 2003 год на 15 млн руб. ...

Скидка у покупателя: тонкости вычета по ндс
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / С. Горячев, ассистент аудитора К концу года больши...

Малому бизнесу снова придумали помощь смольный наплодит новые фирмы
СПб. Вчера чиновники Смольного подписали 10 программ, которые входят в План мероприятий по поддержке малого бизнеса Петербурга на 2006-2008 гг . ...

В условиях жесткой консолидации федеральным центром всех финансовых потоков у губернаторов почти не остается маневра для развития бюджетного потенциала регионов

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обратился к президенту с инициативой провести в регионе налоговый эксперимент. Сердюков хочет, чтобы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачислялся не по месту нахождения работодателя, а по месту регистрации работника. В этом начинании Сердюкова поддержал глава Московской области Борис Громов: он обратился в Кремль с такой же просьбой.

Инициативу губернаторов по-человечески понять можно: значительная часть населения этих двух областей работает в более благополучных Москве и Петербурге и, соответственно, НДФЛ платит там же. Эта часть населения, как правило, лучше образована и получает более высокую зарплату, чем в среднем по регионам, поэтому речь идет о солидных суммах для бюджета. Громов утверждает, что налоговый эксперимент позволит области привлечь в бюджет дополнительно 9 млрд рублей в год. Сердюков конкретных цифр не называет, но ясно, что цена вопроса также достигает нескольких миллиардов. Для региона, чей бюджет в следующем году составит 21-22 млрд рублей, это очень существенная прибавка.

Понятно также, почему упор в эксперименте делается именно на НДФЛ: это один из наиболее хорошо собираемых в России налогов, да еще и остающийся в распоряжении преимущественно субъекта РФ. Скажем, в Ленинградской области НДФЛ в 2005 году должен обеспечить 39,4% всех поступлений в бюджет (для сравнения: второй по объему доходов источник - налог на прибыль - формирует казну на 27,6%). Только вот деньги эти из воздуха не возьмутся. Они будут отняты у соседей - мегаполисов. Власти Москвы и Петербурга к инициативам коллег пока всерьез не относятся, поскольку уверены, что президент не решится на изменение системы зачисления НДФЛ ни в принципе, ни даже в качестве эксперимента. А вдруг решится?.. И что тогда?

Потери 9 млрд рублей для Москвы и нескольких миллиардов для Петербурга останутся почти незамеченными. Если предположить, что сумма налоговых перераспределений между Петербургом и Ленобластью составит 3 млрд рублей, то по отношению к бюджету-2005 в Ленинградской области это 18,3% всех доходов, а в Петербурге - всего 2,5%. Похожие цифры характеризуют разницу бюджетного потенциала Москвы с Подмосковьем.

Финансовые власти двух российских мегаполисов вообще постоянно доказывают, что любое отторжение части бюджетных доходов без труда компенсируется другими источниками поступлений. Наиболее ярко это было продемонстрировано во время вступления в силу 122-го закона (его принято называть законом о монетизации льгот, но на самом деле он изменил всю систему социальных гарантий в стране). Москва умудрилась и льготы сохранить в натуральном виде, и денежные выплаты льготникам произвести, и темпы роста бюджетного потенциала удержать на том же уровне. Петербург все сделал не с таким блеском, но сказать, что его бюджет серьезно пострадал, было бы большим преувеличением. Словом, обе российские столицы переживут и новый эксперимент, если он состоится. Однако Сердюкову и Громову придется заплатить за него испорченными отношениями с Валентиной Матвиенко и Юрием Лужковым соответственно.

Что подталкивает губернаторов к конфронтации? Казалось бы, развивай экономику своего региона, поощряй приток инвестиций - и бюджет будет расти сам, как на дрожжах. По крайней мере это приятнее, чем заглядывать в карман к соседу и претендовать на содержимое его кошелька. Не получается. Уж кто-кто, а Ленинградская область за последние годы серьезно укрепила свой промышленный потенциал, стала одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в стране. А достойных темпов роста бюджета все равно добиться не может. Как следствие, уровень доходов населения - отнюдь не самый высокий не только в масштабах страны, но даже на Северо-Западе.

Губернатором Сердюковым движет безысходность: плодами того, что сделал он и его предшественники, распоряжается в основном федеральный центр, а не область. Ежегодное снижение норм отчислений в бюджеты субъектов РФ по отдельным налогам, передача на места дополнительных расходов, будь то 122-й закон или реформа местного самоуправления, каждый год приводят к многомиллиардным потерям. И если Москва с Петербургом почти не замечают этих миллиардов, то в большинстве других регионов дополнительные доходы, получаемые за счет роста экономики, съедаются очередной налоговой реформой, суть которой неизменно сводится к одному - централизации финансовых ресурсов с последующей раздачей их в виде трансфертов, дотаций и т.п. А любая выплата из федерального бюджета - это своего рода поводок, который можно в зависимости от обстоятельств или дергать, или нет.

На днях Госсовет обсуждал в Казани перераспределение властных полномочий в пользу регионов. Несмотря на общий довольный тон губернаторов, результаты заседания оказались скромными: решено ликвидировать дублирование функций федеральных и региональных структур на местах и передать (по сути, просто вернуть) в ведение субъектов РФ 15 дополнительных полномочий, в частности в сфере образования, ЖКХ, регистрации актов гражданского состояния. При этом, как было подчеркнуто, некоторые полномочия будут переданы, а некоторые - лишь делегированы. (Вот и еще один поводок.) Когда же речь зашла о финансовых компенсациях регионам за осуществление новых (точнее, старых) функций, стало ясно, что это будет происходить за счет все тех же трансфертов, дотаций и т.п.: никаких дополнительных собственных доходных источников губернаторы не получат.

Более того, сейчас губернаторы замерли в ожидании федерального бюджета-2006 . Каждый год он содержит все новые и новые подводные камни, которые необходимо учитывать при подготовке бюджетов региональных. В условиях, когда спорить с федеральным центром не принято, остается только ждать, имитировать одобрение и надеяться на лучшее. Ну, или "пободаться" за подоходный налог с соседом. Какая-никакая, но интрига.

Алексей Клепиков


Другие юридические статьи:
Чайна-таун и его чайники чем китайцы напугали жителей петербурга
На прошлой неделе полузабытый кинотеатр "Восход" на задворках проспекта Ветеранов испытал аншлаг. Афиша "Семеро таксистов и собака" маскировала повес...

Дисфункция государство 256 раз занималось не своим делом
В четверг Правительству предстоит узнать о том, какие именно министерства занимаются не своим делом. Доклад на этот счет подготовил первый замести...

Увеличили доходы
Правительство Петербурга увеличило доходную часть бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) на 2003 год на 15 млн руб. ...

Скидка у покупателя: тонкости вычета по ндс
Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / С. Горячев, ассистент аудитора К концу года больши...

Малому бизнесу снова придумали помощь смольный наплодит новые фирмы
СПб. Вчера чиновники Смольного подписали 10 программ, которые входят в План мероприятий по поддержке малого бизнеса Петербурга на 2006-2008 гг . ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования