Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Интервью. к кому придет налоговый инспектор
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Законодательное собрание ленобласти приняло региональную программу развития и поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 гг с объемом финансирования 126,6 млн руб
Законодательное собрание /ЗС/ Ленинградской области приняло 10 декабря закон "О региональной целевой программе "Развитие и...

Юридические услуги

Бой местного значения

В условиях жесткой консолидации федеральным центром всех финансовых потоков у губернаторов почти не остается маневра для развития бюджетного потенциала регионов

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обратился к президенту с инициативой провести в регионе налоговый эксперимент. Сердюков хочет, чтобы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачислялся не по месту нахождения работодателя, а по месту регистрации работника. В этом начинании Сердюкова поддержал глава Московской области Борис Громов: он обратился в Кремль с такой же просьбой.

Инициативу губернаторов по-человечески понять можно: значительная часть населения этих двух областей работает в более благополучных Москве и Петербурге и, соответственно, НДФЛ платит там же. Эта часть населения, как правило, лучше образована и получает более высокую зарплату, чем в среднем по регионам, поэтому речь идет о солидных суммах для бюджета. Громов утверждает, что налоговый эксперимент позволит области привлечь в бюджет дополнительно 9 млрд рублей в год. Сердюков конкретных цифр не называет, но ясно, что цена вопроса также достигает нескольких миллиардов. Для региона, чей бюджет в следующем году составит 21-22 млрд рублей, это очень существенная прибавка.

Понятно также, почему упор в эксперименте делается именно на НДФЛ: это один из наиболее хорошо собираемых в России налогов, да еще и остающийся в распоряжении преимущественно субъекта РФ. Скажем, в Ленинградской области НДФЛ в 2005 году должен обеспечить 39,4% всех поступлений в бюджет (для сравнения: второй по объему доходов источник - налог на прибыль - формирует казну на 27,6%). Только вот деньги эти из воздуха не возьмутся. Они будут отняты у соседей - мегаполисов. Власти Москвы и Петербурга к инициативам коллег пока всерьез не относятся, поскольку уверены, что президент не решится на изменение системы зачисления НДФЛ ни в принципе, ни даже в качестве эксперимента. А вдруг решится?.. И что тогда?

Потери 9 млрд рублей для Москвы и нескольких миллиардов для Петербурга останутся почти незамеченными. Если предположить, что сумма налоговых перераспределений между Петербургом и Ленобластью составит 3 млрд рублей, то по отношению к бюджету-2005 в Ленинградской области это 18,3% всех доходов, а в Петербурге - всего 2,5%. Похожие цифры характеризуют разницу бюджетного потенциала Москвы с Подмосковьем.

Финансовые власти двух российских мегаполисов вообще постоянно доказывают, что любое отторжение части бюджетных доходов без труда компенсируется другими источниками поступлений. Наиболее ярко это было продемонстрировано во время вступления в силу 122-го закона (его принято называть законом о монетизации льгот, но на самом деле он изменил всю систему социальных гарантий в стране). Москва умудрилась и льготы сохранить в натуральном виде, и денежные выплаты льготникам произвести, и темпы роста бюджетного потенциала удержать на том же уровне. Петербург все сделал не с таким блеском, но сказать, что его бюджет серьезно пострадал, было бы большим преувеличением. Словом, обе российские столицы переживут и новый эксперимент, если он состоится. Однако Сердюкову и Громову придется заплатить за него испорченными отношениями с Валентиной Матвиенко и Юрием Лужковым соответственно.

Что подталкивает губернаторов к конфронтации? Казалось бы, развивай экономику своего региона, поощряй приток инвестиций - и бюджет будет расти сам, как на дрожжах. По крайней мере это приятнее, чем заглядывать в карман к соседу и претендовать на содержимое его кошелька. Не получается. Уж кто-кто, а Ленинградская область за последние годы серьезно укрепила свой промышленный потенциал, стала одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в стране. А достойных темпов роста бюджета все равно добиться не может. Как следствие, уровень доходов населения - отнюдь не самый высокий не только в масштабах страны, но даже на Северо-Западе.

Губернатором Сердюковым движет безысходность: плодами того, что сделал он и его предшественники, распоряжается в основном федеральный центр, а не область. Ежегодное снижение норм отчислений в бюджеты субъектов РФ по отдельным налогам, передача на места дополнительных расходов, будь то 122-й закон или реформа местного самоуправления, каждый год приводят к многомиллиардным потерям. И если Москва с Петербургом почти не замечают этих миллиардов, то в большинстве других регионов дополнительные доходы, получаемые за счет роста экономики, съедаются очередной налоговой реформой, суть которой неизменно сводится к одному - централизации финансовых ресурсов с последующей раздачей их в виде трансфертов, дотаций и т.п. А любая выплата из федерального бюджета - это своего рода поводок, который можно в зависимости от обстоятельств или дергать, или нет.

На днях Госсовет обсуждал в Казани перераспределение властных полномочий в пользу регионов. Несмотря на общий довольный тон губернаторов, результаты заседания оказались скромными: решено ликвидировать дублирование функций федеральных и региональных структур на местах и передать (по сути, просто вернуть) в ведение субъектов РФ 15 дополнительных полномочий, в частности в сфере образования, ЖКХ, регистрации актов гражданского состояния. При этом, как было подчеркнуто, некоторые полномочия будут переданы, а некоторые - лишь делегированы. (Вот и еще один поводок.) Когда же речь зашла о финансовых компенсациях регионам за осуществление новых (точнее, старых) функций, стало ясно, что это будет происходить за счет все тех же трансфертов, дотаций и т.п.: никаких дополнительных собственных доходных источников губернаторы не получат.

Более того, сейчас губернаторы замерли в ожидании федерального бюджета-2006 . Каждый год он содержит все новые и новые подводные камни, которые необходимо учитывать при подготовке бюджетов региональных. В условиях, когда спорить с федеральным центром не принято, остается только ждать, имитировать одобрение и надеяться на лучшее. Ну, или "пободаться" за подоходный налог с соседом. Какая-никакая, но интрига.

Алексей Клепиков


Другие юридические статьи:
Жкх не уйдет на зимние каникулы
На состоявшейся вчера в Интерфаксе пресс-конференции председатель жилищного комитета Юнис Лукманов рассказал о работе предприятий жилищно-коммунально...

Город продает разработчика генплана в нипиграде боятся прихода дураков
Администрация Петербурга намерена продать контрольный пакет акций петербургского НИПИграда, генерального подрядчика на разработку Генплана Петербурга...

Бригада за все ответит
Раcпространяется ли полная материальная ответственность на всю бригаду, где работает провинившийся человек, нанесший ущерб своему работодателю? ...

Россия и кнр в совете по правам человека
Выборы членов нового органа ООН - Совета по правам человека - привели к противоречивым результатам: места в нем получили несколько стран, которые подвергаются критике за нарушение этих прав. По...

Интервью. к кому придет налоговый инспектор
В налоговой службе разработана новая идеология контроля над предприятиями. Теперь в фаворе у налоговиков - камеральные проверки. Выезжать же в организации чиновники решили лишь в ...

В условиях жесткой консолидации федеральным центром всех финансовых потоков у губернаторов почти не остается маневра для развития бюджетного потенциала регионов

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков обратился к президенту с инициативой провести в регионе налоговый эксперимент. Сердюков хочет, чтобы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) зачислялся не по месту нахождения работодателя, а по месту регистрации работника. В этом начинании Сердюкова поддержал глава Московской области Борис Громов: он обратился в Кремль с такой же просьбой.

Инициативу губернаторов по-человечески понять можно: значительная часть населения этих двух областей работает в более благополучных Москве и Петербурге и, соответственно, НДФЛ платит там же. Эта часть населения, как правило, лучше образована и получает более высокую зарплату, чем в среднем по регионам, поэтому речь идет о солидных суммах для бюджета. Громов утверждает, что налоговый эксперимент позволит области привлечь в бюджет дополнительно 9 млрд рублей в год. Сердюков конкретных цифр не называет, но ясно, что цена вопроса также достигает нескольких миллиардов. Для региона, чей бюджет в следующем году составит 21-22 млрд рублей, это очень существенная прибавка.

Понятно также, почему упор в эксперименте делается именно на НДФЛ: это один из наиболее хорошо собираемых в России налогов, да еще и остающийся в распоряжении преимущественно субъекта РФ. Скажем, в Ленинградской области НДФЛ в 2005 году должен обеспечить 39,4% всех поступлений в бюджет (для сравнения: второй по объему доходов источник - налог на прибыль - формирует казну на 27,6%). Только вот деньги эти из воздуха не возьмутся. Они будут отняты у соседей - мегаполисов. Власти Москвы и Петербурга к инициативам коллег пока всерьез не относятся, поскольку уверены, что президент не решится на изменение системы зачисления НДФЛ ни в принципе, ни даже в качестве эксперимента. А вдруг решится?.. И что тогда?

Потери 9 млрд рублей для Москвы и нескольких миллиардов для Петербурга останутся почти незамеченными. Если предположить, что сумма налоговых перераспределений между Петербургом и Ленобластью составит 3 млрд рублей, то по отношению к бюджету-2005 в Ленинградской области это 18,3% всех доходов, а в Петербурге - всего 2,5%. Похожие цифры характеризуют разницу бюджетного потенциала Москвы с Подмосковьем.

Финансовые власти двух российских мегаполисов вообще постоянно доказывают, что любое отторжение части бюджетных доходов без труда компенсируется другими источниками поступлений. Наиболее ярко это было продемонстрировано во время вступления в силу 122-го закона (его принято называть законом о монетизации льгот, но на самом деле он изменил всю систему социальных гарантий в стране). Москва умудрилась и льготы сохранить в натуральном виде, и денежные выплаты льготникам произвести, и темпы роста бюджетного потенциала удержать на том же уровне. Петербург все сделал не с таким блеском, но сказать, что его бюджет серьезно пострадал, было бы большим преувеличением. Словом, обе российские столицы переживут и новый эксперимент, если он состоится. Однако Сердюкову и Громову придется заплатить за него испорченными отношениями с Валентиной Матвиенко и Юрием Лужковым соответственно.

Что подталкивает губернаторов к конфронтации? Казалось бы, развивай экономику своего региона, поощряй приток инвестиций - и бюджет будет расти сам, как на дрожжах. По крайней мере это приятнее, чем заглядывать в карман к соседу и претендовать на содержимое его кошелька. Не получается. Уж кто-кто, а Ленинградская область за последние годы серьезно укрепила свой промышленный потенциал, стала одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов в стране. А достойных темпов роста бюджета все равно добиться не может. Как следствие, уровень доходов населения - отнюдь не самый высокий не только в масштабах страны, но даже на Северо-Западе.

Губернатором Сердюковым движет безысходность: плодами того, что сделал он и его предшественники, распоряжается в основном федеральный центр, а не область. Ежегодное снижение норм отчислений в бюджеты субъектов РФ по отдельным налогам, передача на места дополнительных расходов, будь то 122-й закон или реформа местного самоуправления, каждый год приводят к многомиллиардным потерям. И если Москва с Петербургом почти не замечают этих миллиардов, то в большинстве других регионов дополнительные доходы, получаемые за счет роста экономики, съедаются очередной налоговой реформой, суть которой неизменно сводится к одному - централизации финансовых ресурсов с последующей раздачей их в виде трансфертов, дотаций и т.п. А любая выплата из федерального бюджета - это своего рода поводок, который можно в зависимости от обстоятельств или дергать, или нет.

На днях Госсовет обсуждал в Казани перераспределение властных полномочий в пользу регионов. Несмотря на общий довольный тон губернаторов, результаты заседания оказались скромными: решено ликвидировать дублирование функций федеральных и региональных структур на местах и передать (по сути, просто вернуть) в ведение субъектов РФ 15 дополнительных полномочий, в частности в сфере образования, ЖКХ, регистрации актов гражданского состояния. При этом, как было подчеркнуто, некоторые полномочия будут переданы, а некоторые - лишь делегированы. (Вот и еще один поводок.) Когда же речь зашла о финансовых компенсациях регионам за осуществление новых (точнее, старых) функций, стало ясно, что это будет происходить за счет все тех же трансфертов, дотаций и т.п.: никаких дополнительных собственных доходных источников губернаторы не получат.

Более того, сейчас губернаторы замерли в ожидании федерального бюджета-2006 . Каждый год он содержит все новые и новые подводные камни, которые необходимо учитывать при подготовке бюджетов региональных. В условиях, когда спорить с федеральным центром не принято, остается только ждать, имитировать одобрение и надеяться на лучшее. Ну, или "пободаться" за подоходный налог с соседом. Какая-никакая, но интрига.

Алексей Клепиков


Другие юридические статьи:
Жкх не уйдет на зимние каникулы
На состоявшейся вчера в Интерфаксе пресс-конференции председатель жилищного комитета Юнис Лукманов рассказал о работе предприятий жилищно-коммунально...

Город продает разработчика генплана в нипиграде боятся прихода дураков
Администрация Петербурга намерена продать контрольный пакет акций петербургского НИПИграда, генерального подрядчика на разработку Генплана Петербурга...

Бригада за все ответит
Раcпространяется ли полная материальная ответственность на всю бригаду, где работает провинившийся человек, нанесший ущерб своему работодателю? ...

Россия и кнр в совете по правам человека
Выборы членов нового органа ООН - Совета по правам человека - привели к противоречивым результатам: места в нем получили несколько стран, которые подвергаются критике за нарушение этих прав. По...

Интервью. к кому придет налоговый инспектор
В налоговой службе разработана новая идеология контроля над предприятиями. Теперь в фаворе у налоговиков - камеральные проверки. Выезжать же в организации чиновники решили лишь в ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования