Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Завод
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Тупики и магистрали градостроения
В недавнем послании губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко Законодательному собранию в числе прочих важных тем остро прозвучали вопросы градостроительной политики...

Юридические услуги

Местная власть набирает силу

Нина Шубина, председатель комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления.

Деление державной вертикали на законодательную, исполнительную и судебную ветви дополняется набирающей вес системой местного самоуправления. Конституционный постулат о том, что народ осуществляет свою волю непосредственно, а также через органы государственной власти и самоуправлеченские структуры, реализуется на берегах Невы в виде 111 муниципальных образований, обладающих немалыми правами и возможностями. Так полагает смольнинский куратор всех этих вопросов Нина Шубина.

- Нина Владимировна, что представляет собою наша самоуправленческая модель? Чем владеют муниципалитеты и какова их среднестатистическая бюджетная база?

- Местное самоуправление выступает на практике как власть, сплачивающая воедино определенные сообщества людей, которые с помощью своих депутатов решают повседневные проблемы - ближайшие и городские.

Сразу уточню: я не обмолвилась, назвав самоуправление фактической местной властью, хотя Конституция указывает, что оно не включено в систему государственных органов. Если подходить к делу строго юридически, это, конечно, так, и Основной закон не позволяет нам отклоняться ни вправо, ни влево. Но если смотреть на мир под житейским углом, то нельзя не увидеть, что все муниципалитеты обладают сущностными чертами власти - распорядительными звеньями, четкими полномочиями, параграфами своего устава, каким-то имуществом, бюджетом, официальными границами, правом законодательной инициативы в ЗС. То есть назовем вещи своими именами: местное самоуправление призвано служить властью - но без политического содержания. Властью, целиком обращенной на нужды конкретных сообществ.

На карте Петербурга следовало бы отметить четыре типа муниципальной дислокации: исторический центр, где расположено около 23% всех образований; спальные районы, вбирающие в себя до половины МО; 21 пригородный поселок(19% самоуправленческих ячеек); девять городов-спутников вроде Зеленогорска, Сестрорецка, Кронштадта и т. д. (8% муниципалитетов). Нехитрая арифметика показывает: в городских "воротах" Северной Пальмиры умещается 81 муниципальное образование, а за ними в границах нашего же субъекта РФ раскинулось еще 30.

Первокирпичики нашей демократии отличаются друг от друга по разным признакам. Например, зачастую несопоставим демографический потенциал: от самого крошечного муниципалитета N 35 (поселок Серово в Красногвардейском районе), где проживают 300 человек, до самого крупного - в Колпине с его почти 140-тысячным людским морем. И это нормально, поскольку закон предписывает создавать именно поселенческую модель самоуправления, при которой все ключевые органы власти должны находиться в пределах пешей доступности граждан.

Главной заботой любого муниципалитета является круг важнейших бытовых проблем: озеленение, обустройство дворов и улиц, тревоги по поводу массовой жилищной застройки, а также опека и попечительство, военно-патриотическое воспитание молодежи в школах. Такие темы волнуют всех и каждого, а вот "преломляются" на местах неодинаково: скажем, МО N 21 ("Гражданка") страдает от нехватки транспортных средств, а у их соседей из муниципалитета N 20 ("Финляндский округ") иная, противоположная беда - из-за перенасыщенности дорог машинами, автобусами и маршрутками в воздухе стелется густой шлейф выхлопных газов.

Все это требует эффективных и неотложных мер, а они просят денежных вливаний. Но муниципалитеты обладают разными финансовыми возможностями. Самые скромные доходы едва дотягивают до 2,5 миллиона рублей, а наиболее преуспевающие самоуправленцы, чьи "угодья" счастливо раскинулись в кредитоспособных промышленных зонах, владеют наличностью под 70 миллионов. А среднестатистический кошелек вмещает 10 - 20 миллионов дензнаков. Задача же города - постепенно выравнивать базовый уровень МО, давая всем гражданам шанс на справедливую часть общественных благ.

Такова реальность. Но вспомним, как хотели мы все свободного рынка и экономической демократии. Что ж, медовый месяц ожиданий прошел: надо учиться зарабатывать и тратить, хозяйствовать и хозяйничать! И многие уже научились: у доброй половины МО - профицитные бюджеты... - Наверное, никто не отрицает пользу от всего этого. Но в чем состоят основные права и обязанности самоуправленческих "приволий"? И что ожидают муниципалы от своих сограждан здесь и сейчас?

- Обязанности МО понятны, а права (морально-юридическая экипировка!), как говаривали раньше, вполне соответствуют сложности задач. Правовые акты, принятые на местах и в рамках муниципальной компетенции, не подлежат отмене со стороны органов госвласти. Более того, все просьбы и жалобы муниципалитетов и муниципалов подлежат непременному рассмотрению в тех инстанциях, куда они направлены, и теми должностными лицами, коим они адресованы...

Чего ожидают активисты от сограждан? Участия в жизни своего маленького округа, посильной работы по уборке мусора и озеленению, по обустройству детских площадок и санитарному контролю за подъездами и лестницами. Создания добровольных товариществ и домкомов. Короче, объединения неравнодушных людей. Разумеется, состоятельная публика вправе пойти на большее - безвозмездно перечислить денежные суммы, которые помогут завершить или ускорить общеполезную программу, довести до ума какой-либо проект. Благородные порывы можно только приветствовать.

- А часто ли мы наблюдаем их? Не слишком ли рано перешла Россия к принципу самоорганизации людей?

- У нашей страны огромный исторический опыт самоуправления, уходящий корнями в народные вече Древней Руси. Позднее были сельские земства и городские думы, а в недавние времена ту же функцию с успехом выполняли районные советы. И хотя понятие "муниципалитет" объявлялось тогда буржуазным и вредным, мы-то, управленцы-аппаратчики, отлично понимали, что сие означает в теории, а что - по жизни.

Вот почему откладывать самоорганизацию, отодвигать ее на социальные задворки нельзя ни под каким предлогом. Необходимо уяснить: МСУ - не просто очередная оригинальная новинка. Это механизм, формирующий гражданское общество и воспитывающий демократическую ответственность. Дороже всего - кропотливая работа, позитивное развитие, восстановление ценных традиций. Не будем сводить все к одному чистогану, как не будем и отмахиваться от него в нашу суперпрактичную эпоху, когда, увы, на банковский счет смотрят порою почтительнее, чем на наградное свидетельство. Что делать? Нужно выбирать золотую середину, не допуская, чтобы свобода обернулась анархией, а самоуправление - самоуправством.

В Петербурге есть муниципалитеты, где народ буквально рвется в бой, вникает во все мелочи и даже избирает главу образования, не передоверяя подобное "священнодействие" членам местного МО. Округ N 78 в Центральном районе - наглядная тому иллюстрация. Я верю, пройдет несколько лет - и вы не узнаете город, не узнаете людей.

- Так, может быть, преобразовать Северную Пальмиру в единый муниципалитет, упразднив все 111 квадратиков и кружочков, дабы культурная столица России росла как богатырский самоуправленческий монолит?

- Красиво звучит, но не стыкуется с прозой жизни. Петербург, как и Москва, по конституционной норме город федерального значения, то есть ядро, существующее отдельно от своей области. А российский закон, утвержденный в октябре 2003-го, повелевает обоим мегаполисам создавать самоуправленческие гнезда на частях территории, а не отливать единый муниципальный стержень. Все элементарно: чтобы сформировать общий местный совет, нужно потерять статус города федерального значения - стало быть, слиться с Ленинградской областью или кем-нибудь еще. Но хотят ли наши соседи такого братания? Их тоже не мешает спросить на сей счет.

Зачем нам громадный муниципалитет? Наша 111-звенная самоуправленческая цепочка и так тянется чуть не на 200 километров - от Ржевки - Пороховых до Красного Села и от поселка Смолячкова до поселка Саперное. В Москве, кстати, гнезда многочисленнее - аж 129 МО! А вот финансовая подпитка там поскуднее: питерским ячейкам дается 2,5 процента от средств городской казны, а первопрестольные довольствуются 0,23 процента. Да и полномочий у нас больше. Столь приятные выводы сделала думская комиссия по местному самоуправлению на недавнем выездном заседании в Петербурге. Так что фантазировать мне не нужно...

- Ну и когда, Нина Владимировна, задышим мы полной грудью "в эту пору прекрасную"?

- Знаете, естественные процессы в отличие от искусственных, надуманных должны разворачиваться в естественных же условиях - со всеми плюсами и минусами внешнего окружения. Не ставьте перед собой планетарных, сказочных целей, а сотрудничайте с муниципалами, ходите на выборы, выдвигайте, наконец, свою кандидатуру в начальники. И когда-нибудь - скорее всего внезапно - вы ощутите, что у вас в доме эта пора уже наступила...

Беседовали Милослав Федоров, Яков Евглевский


Другие юридические статьи:
Законодательное собрание петербурга сформирует рабочую группу
Законодательное собрание петербурга сформирует рабочую группу, которая должна будет установить коэффициент для расчета единого налога на вмененный до...

Застройщиков контролировать некому
Одной из важнейших трудностей, стоящих на пути реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", является мошенничество с долевым строител...

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг
Проблема правильного отражения в учете коммунальных платежей (плата за электроэнергию, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и т.д.) волнует, пожалуй, большинство организаций (...

Безналичные расчеты без расчетного счета
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / Р. Дзасежев, эксперт серии бераторов ПЭБ Время платить налоги, а ...

Завод "форд": поможет ли промсборка?
Ажиотаж вокруг такого американского гиганта автомобилестроения, как "Форд", поднялся в середине июня 2006 года - компания, как считают в таможенных о...

Нина Шубина, председатель комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления.

Деление державной вертикали на законодательную, исполнительную и судебную ветви дополняется набирающей вес системой местного самоуправления. Конституционный постулат о том, что народ осуществляет свою волю непосредственно, а также через органы государственной власти и самоуправлеченские структуры, реализуется на берегах Невы в виде 111 муниципальных образований, обладающих немалыми правами и возможностями. Так полагает смольнинский куратор всех этих вопросов Нина Шубина.

- Нина Владимировна, что представляет собою наша самоуправленческая модель? Чем владеют муниципалитеты и какова их среднестатистическая бюджетная база?

- Местное самоуправление выступает на практике как власть, сплачивающая воедино определенные сообщества людей, которые с помощью своих депутатов решают повседневные проблемы - ближайшие и городские.

Сразу уточню: я не обмолвилась, назвав самоуправление фактической местной властью, хотя Конституция указывает, что оно не включено в систему государственных органов. Если подходить к делу строго юридически, это, конечно, так, и Основной закон не позволяет нам отклоняться ни вправо, ни влево. Но если смотреть на мир под житейским углом, то нельзя не увидеть, что все муниципалитеты обладают сущностными чертами власти - распорядительными звеньями, четкими полномочиями, параграфами своего устава, каким-то имуществом, бюджетом, официальными границами, правом законодательной инициативы в ЗС. То есть назовем вещи своими именами: местное самоуправление призвано служить властью - но без политического содержания. Властью, целиком обращенной на нужды конкретных сообществ.

На карте Петербурга следовало бы отметить четыре типа муниципальной дислокации: исторический центр, где расположено около 23% всех образований; спальные районы, вбирающие в себя до половины МО; 21 пригородный поселок(19% самоуправленческих ячеек); девять городов-спутников вроде Зеленогорска, Сестрорецка, Кронштадта и т. д. (8% муниципалитетов). Нехитрая арифметика показывает: в городских "воротах" Северной Пальмиры умещается 81 муниципальное образование, а за ними в границах нашего же субъекта РФ раскинулось еще 30.

Первокирпичики нашей демократии отличаются друг от друга по разным признакам. Например, зачастую несопоставим демографический потенциал: от самого крошечного муниципалитета N 35 (поселок Серово в Красногвардейском районе), где проживают 300 человек, до самого крупного - в Колпине с его почти 140-тысячным людским морем. И это нормально, поскольку закон предписывает создавать именно поселенческую модель самоуправления, при которой все ключевые органы власти должны находиться в пределах пешей доступности граждан.

Главной заботой любого муниципалитета является круг важнейших бытовых проблем: озеленение, обустройство дворов и улиц, тревоги по поводу массовой жилищной застройки, а также опека и попечительство, военно-патриотическое воспитание молодежи в школах. Такие темы волнуют всех и каждого, а вот "преломляются" на местах неодинаково: скажем, МО N 21 ("Гражданка") страдает от нехватки транспортных средств, а у их соседей из муниципалитета N 20 ("Финляндский округ") иная, противоположная беда - из-за перенасыщенности дорог машинами, автобусами и маршрутками в воздухе стелется густой шлейф выхлопных газов.

Все это требует эффективных и неотложных мер, а они просят денежных вливаний. Но муниципалитеты обладают разными финансовыми возможностями. Самые скромные доходы едва дотягивают до 2,5 миллиона рублей, а наиболее преуспевающие самоуправленцы, чьи "угодья" счастливо раскинулись в кредитоспособных промышленных зонах, владеют наличностью под 70 миллионов. А среднестатистический кошелек вмещает 10 - 20 миллионов дензнаков. Задача же города - постепенно выравнивать базовый уровень МО, давая всем гражданам шанс на справедливую часть общественных благ.

Такова реальность. Но вспомним, как хотели мы все свободного рынка и экономической демократии. Что ж, медовый месяц ожиданий прошел: надо учиться зарабатывать и тратить, хозяйствовать и хозяйничать! И многие уже научились: у доброй половины МО - профицитные бюджеты... - Наверное, никто не отрицает пользу от всего этого. Но в чем состоят основные права и обязанности самоуправленческих "приволий"? И что ожидают муниципалы от своих сограждан здесь и сейчас?

- Обязанности МО понятны, а права (морально-юридическая экипировка!), как говаривали раньше, вполне соответствуют сложности задач. Правовые акты, принятые на местах и в рамках муниципальной компетенции, не подлежат отмене со стороны органов госвласти. Более того, все просьбы и жалобы муниципалитетов и муниципалов подлежат непременному рассмотрению в тех инстанциях, куда они направлены, и теми должностными лицами, коим они адресованы...

Чего ожидают активисты от сограждан? Участия в жизни своего маленького округа, посильной работы по уборке мусора и озеленению, по обустройству детских площадок и санитарному контролю за подъездами и лестницами. Создания добровольных товариществ и домкомов. Короче, объединения неравнодушных людей. Разумеется, состоятельная публика вправе пойти на большее - безвозмездно перечислить денежные суммы, которые помогут завершить или ускорить общеполезную программу, довести до ума какой-либо проект. Благородные порывы можно только приветствовать.

- А часто ли мы наблюдаем их? Не слишком ли рано перешла Россия к принципу самоорганизации людей?

- У нашей страны огромный исторический опыт самоуправления, уходящий корнями в народные вече Древней Руси. Позднее были сельские земства и городские думы, а в недавние времена ту же функцию с успехом выполняли районные советы. И хотя понятие "муниципалитет" объявлялось тогда буржуазным и вредным, мы-то, управленцы-аппаратчики, отлично понимали, что сие означает в теории, а что - по жизни.

Вот почему откладывать самоорганизацию, отодвигать ее на социальные задворки нельзя ни под каким предлогом. Необходимо уяснить: МСУ - не просто очередная оригинальная новинка. Это механизм, формирующий гражданское общество и воспитывающий демократическую ответственность. Дороже всего - кропотливая работа, позитивное развитие, восстановление ценных традиций. Не будем сводить все к одному чистогану, как не будем и отмахиваться от него в нашу суперпрактичную эпоху, когда, увы, на банковский счет смотрят порою почтительнее, чем на наградное свидетельство. Что делать? Нужно выбирать золотую середину, не допуская, чтобы свобода обернулась анархией, а самоуправление - самоуправством.

В Петербурге есть муниципалитеты, где народ буквально рвется в бой, вникает во все мелочи и даже избирает главу образования, не передоверяя подобное "священнодействие" членам местного МО. Округ N 78 в Центральном районе - наглядная тому иллюстрация. Я верю, пройдет несколько лет - и вы не узнаете город, не узнаете людей.

- Так, может быть, преобразовать Северную Пальмиру в единый муниципалитет, упразднив все 111 квадратиков и кружочков, дабы культурная столица России росла как богатырский самоуправленческий монолит?

- Красиво звучит, но не стыкуется с прозой жизни. Петербург, как и Москва, по конституционной норме город федерального значения, то есть ядро, существующее отдельно от своей области. А российский закон, утвержденный в октябре 2003-го, повелевает обоим мегаполисам создавать самоуправленческие гнезда на частях территории, а не отливать единый муниципальный стержень. Все элементарно: чтобы сформировать общий местный совет, нужно потерять статус города федерального значения - стало быть, слиться с Ленинградской областью или кем-нибудь еще. Но хотят ли наши соседи такого братания? Их тоже не мешает спросить на сей счет.

Зачем нам громадный муниципалитет? Наша 111-звенная самоуправленческая цепочка и так тянется чуть не на 200 километров - от Ржевки - Пороховых до Красного Села и от поселка Смолячкова до поселка Саперное. В Москве, кстати, гнезда многочисленнее - аж 129 МО! А вот финансовая подпитка там поскуднее: питерским ячейкам дается 2,5 процента от средств городской казны, а первопрестольные довольствуются 0,23 процента. Да и полномочий у нас больше. Столь приятные выводы сделала думская комиссия по местному самоуправлению на недавнем выездном заседании в Петербурге. Так что фантазировать мне не нужно...

- Ну и когда, Нина Владимировна, задышим мы полной грудью "в эту пору прекрасную"?

- Знаете, естественные процессы в отличие от искусственных, надуманных должны разворачиваться в естественных же условиях - со всеми плюсами и минусами внешнего окружения. Не ставьте перед собой планетарных, сказочных целей, а сотрудничайте с муниципалами, ходите на выборы, выдвигайте, наконец, свою кандидатуру в начальники. И когда-нибудь - скорее всего внезапно - вы ощутите, что у вас в доме эта пора уже наступила...

Беседовали Милослав Федоров, Яков Евглевский


Другие юридические статьи:
Законодательное собрание петербурга сформирует рабочую группу
Законодательное собрание петербурга сформирует рабочую группу, которая должна будет установить коэффициент для расчета единого налога на вмененный до...

Застройщиков контролировать некому
Одной из важнейших трудностей, стоящих на пути реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", является мошенничество с долевым строител...

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг
Проблема правильного отражения в учете коммунальных платежей (плата за электроэнергию, водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и т.д.) волнует, пожалуй, большинство организаций (...

Безналичные расчеты без расчетного счета
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / Р. Дзасежев, эксперт серии бераторов ПЭБ Время платить налоги, а ...

Завод "форд": поможет ли промсборка?
Ажиотаж вокруг такого американского гиганта автомобилестроения, как "Форд", поднялся в середине июня 2006 года - компания, как считают в таможенных о...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования