Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Совет федерации считает необходимым внести поправки в лесной кодекс рф
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Юридические и информационные услуги
«Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения». / Нередко организации сталкиваются с необходимостью получени...

Юридические услуги

Сокращен перечень лицензируемых видов деятельности

"Главбух" № 14, 2005

В ближайшие два года существенно сократится перечень видов деятельности, которые можно осуществлять только по лицензии. Такие изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ . Так, уже с 17 июля 2005 года не будут лицензироваться коммерческие перевозки пассажиров на легковых автомобилях, а также перевозки грузов на машинах с грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. С 1 января 2006 года лицензии не понадобятся, в частности, оценщикам и аудиторам, а с 1 января 2007 года - туроператорам и турагентам.

Казалось бы, отмена лицензирования - это хорошая новость. Но только для руководителей фирм. А вот бухгалтерам такое нововведение может создать дополнительные проблемы.

Как известно, лицензии выдают на пять лет (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). И большинство бухгалтеров в налоговом учете списывают истраченные на лицензирование деньги в течение срока действия лицензии. Ведь именно так рекомендовал поступать Минфин России в письме от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62.

Как же быть с недосписанной частью лицензионных сборов, если в связи с изменениями, внесенными Законом № 80-ФЗ, деятельность фирмы больше не подлежит лицензированию? По мнению налоговиков, в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, "остаточную стоимость" лицензии списать нельзя. Аргумент таков: поскольку лицензия фирме больше не нужна, затраты, связанные с ее получением, уже нельзя считать экономически оправданными. В частности, такая точка зрения высказана в письме УМНС России по г. Москве от 20 ноября 2003 г. № 26-12/65420.

Из этой ситуации есть два выхода.

Первый выход состоит в том, что фирма, чья деятельность перестала лицензироваться, отстаивает свое право списать в расходы всю стоимость лицензии. Причем задним числом: в том месяце, когда были уплачены лицензионные платежи. Поясним.

Понятие "расходы будущих периодов" в Налоговом кодексе РФ не используется. Единственная норма, требующая списывать расходы равномерно в течение определенного времени, содержится в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Однако там речь идет о договорах, по которым доходы поступают в течение нескольких отчетных периодов. Получая же лицензию, фирма договоров не заключает. А сам лицензионный взнос является государственной пошлиной, которая уплачивается по правилам, прописанным в главе 25.3 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в статье 8 Налогового кодекса РФ сказано, что плата за получение лицензии является сбором.

Налоги и сборы, начисленные в порядке, который прописан в Налоговом кодексе РФ, включаются в прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Причем вся сумма сбора берется в уменьшение налогооблагаемой прибыли единовременно - в том месяце, в котором ее начислили. На это указано в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Таким образом, ни о каком равномерном списании лицензионного сбора речь идти не может.

Значит, фирма, списывавшая какое-то время лицензионный сбор по частям, вправе представить в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот год, в котором была получена лицензия. В этой декларации можно указать всю уплаченную за лицензию сумму. Правда, в этом случае придется подать "уточненки" и за все последующие годы, когда организация пользовалась лицензией. Из этих деклараций суммы списанных лицензионных платежей надо исключить.

Второй выход проще. В рассматриваемой ситуации ввязываться в спор с налоговиками вовсе не обязательно. Ведь размер лицензионного сбора в большинстве случаев составляет всего лишь 1300 руб. А та его часть, которую фирма не успеет списать к моменту отмены лицензирования, окажется и того меньше. Вступать в конфликт с налоговиками из-за столь незначительной суммы нецелесообразно. Гораздо проще согласиться с инспекторами и не исключать несписанную часть сбора из налогооблагаемой прибыли. Налоговые потери при этом будут мизерными.

Что касается бухгалтерского учета, то там несписанный остаток лицензионного сбора относится в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если вы решите не списывать этот остаток в налоговом учете, то на него нужно начислить постоянное налоговое обязательство, как того требует пункт 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Пример

ООО "Город" в январе 2005 года получило лицензию на коммерческую перевозку пассажиров легковым транспортом в течение 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по июль 2005 года (7 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете на расходы была списана часть лицензионного сбора, равная 151,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х7 мес.). Таким образом, к тому моменту, когда Закон № 80-ФЗ отменил лицензирование пассажирских перевозок на легковых автомобилях, несписанный остаток сбора составил 1148,33 руб. (1300 - 151,67).

Бухгалтер ООО "Город" решил не включать эту сумму в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. А в бухгалтерском учете он сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 97
- 1148,33 руб. - списан остаток лицензионного сбора;

ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" КРЕДИТ 68 субсчет

"Расчеты по налогу на прибыль"
- 275,60 руб. (1148,33 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство на остаток лицензионного сбора, не учтенного при расчете налогооблагаемой прибыли.

Обратим внимание еще на одно новшество, введенное Законом № 80-ФЗ. Этот документ ввел повышенные административные штрафы за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензиями по некоторым видам деятельности. Так, фирму, осуществляющую деятельность в области защиты информации, за грубое нарушение лицензионных условий могут оштрафовать на 10 000-15 000 руб., а индивидуального предпринимателя и руководителя фирмы - на 1000-1500 руб. При этом штраф могут заменить тем, что предприниматель или компания лишатся права заниматься деятельностью в области защиты информации на 90 суток. Такое изменение внесено в статью 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заметьте, что в кодексе не сказано, какое нарушение лицензионных условий считается грубым. Понятие "грубое нарушение" применительно к конкретному виду деятельности должно определить Правительство РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ вступает в силу с 17 июля 2005 года.

 


Другие юридические статьи:
Произвола не будет городское правительство собирается упорядочить размещение торговых точек
Проект нового городского закона "О порядке размещения объектов розничной торговли" должен появиться уже до конца текущей недели. Он касается изменени...

Капиталы амнистируют выйти из тени захотят единицы
СПб. Правительство готово амнистировать капиталы физических лиц, но аналитики сомневаются, готовы ли эти лица вкладывать свои деньги в России. Вче...

Какой же русский не любит быстрой еды?
Заявление главного санитарного врача столицы Николая Филатова о возможной ликвидации с 1 апреля в столице сети быстрого питания - точек, торгующих горячими чебуреками, кура...

Об обязательной продаже части валютной выручки
Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации Инструкция Центрального банка РФ от 30.03.04 № 111-И Зарегист...

Совет федерации считает необходимым внести поправки в лесной кодекс рф
У Совета Федерации много вопросов и возражений в отношении Лесного кодекса РФ, заявил в среду журналистам глава верхней палаты парламента Сергей Миронов. Напомнив, что на заседании сенаторы...

"Главбух" № 14, 2005

В ближайшие два года существенно сократится перечень видов деятельности, которые можно осуществлять только по лицензии. Такие изменения внесены Федеральным законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ . Так, уже с 17 июля 2005 года не будут лицензироваться коммерческие перевозки пассажиров на легковых автомобилях, а также перевозки грузов на машинах с грузоподъемностью свыше 3,5 тонны. С 1 января 2006 года лицензии не понадобятся, в частности, оценщикам и аудиторам, а с 1 января 2007 года - туроператорам и турагентам.

Казалось бы, отмена лицензирования - это хорошая новость. Но только для руководителей фирм. А вот бухгалтерам такое нововведение может создать дополнительные проблемы.

Как известно, лицензии выдают на пять лет (ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ). И большинство бухгалтеров в налоговом учете списывают истраченные на лицензирование деньги в течение срока действия лицензии. Ведь именно так рекомендовал поступать Минфин России в письме от 26 августа 2002 г. № 04-02-06/3/62.

Как же быть с недосписанной частью лицензионных сборов, если в связи с изменениями, внесенными Законом № 80-ФЗ, деятельность фирмы больше не подлежит лицензированию? По мнению налоговиков, в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, "остаточную стоимость" лицензии списать нельзя. Аргумент таков: поскольку лицензия фирме больше не нужна, затраты, связанные с ее получением, уже нельзя считать экономически оправданными. В частности, такая точка зрения высказана в письме УМНС России по г. Москве от 20 ноября 2003 г. № 26-12/65420.

Из этой ситуации есть два выхода.

Первый выход состоит в том, что фирма, чья деятельность перестала лицензироваться, отстаивает свое право списать в расходы всю стоимость лицензии. Причем задним числом: в том месяце, когда были уплачены лицензионные платежи. Поясним.

Понятие "расходы будущих периодов" в Налоговом кодексе РФ не используется. Единственная норма, требующая списывать расходы равномерно в течение определенного времени, содержится в пункте 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Однако там речь идет о договорах, по которым доходы поступают в течение нескольких отчетных периодов. Получая же лицензию, фирма договоров не заключает. А сам лицензионный взнос является государственной пошлиной, которая уплачивается по правилам, прописанным в главе 25.3 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в статье 8 Налогового кодекса РФ сказано, что плата за получение лицензии является сбором.

Налоги и сборы, начисленные в порядке, который прописан в Налоговом кодексе РФ, включаются в прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Причем вся сумма сбора берется в уменьшение налогооблагаемой прибыли единовременно - в том месяце, в котором ее начислили. На это указано в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Таким образом, ни о каком равномерном списании лицензионного сбора речь идти не может.

Значит, фирма, списывавшая какое-то время лицензионный сбор по частям, вправе представить в инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот год, в котором была получена лицензия. В этой декларации можно указать всю уплаченную за лицензию сумму. Правда, в этом случае придется подать "уточненки" и за все последующие годы, когда организация пользовалась лицензией. Из этих деклараций суммы списанных лицензионных платежей надо исключить.

Второй выход проще. В рассматриваемой ситуации ввязываться в спор с налоговиками вовсе не обязательно. Ведь размер лицензионного сбора в большинстве случаев составляет всего лишь 1300 руб. А та его часть, которую фирма не успеет списать к моменту отмены лицензирования, окажется и того меньше. Вступать в конфликт с налоговиками из-за столь незначительной суммы нецелесообразно. Гораздо проще согласиться с инспекторами и не исключать несписанную часть сбора из налогооблагаемой прибыли. Налоговые потери при этом будут мизерными.

Что касается бухгалтерского учета, то там несписанный остаток лицензионного сбора относится в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если вы решите не списывать этот остаток в налоговом учете, то на него нужно начислить постоянное налоговое обязательство, как того требует пункт 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Пример

ООО "Город" в январе 2005 года получило лицензию на коммерческую перевозку пассажиров легковым транспортом в течение 5 лет. Лицензионный сбор составил 1300 руб. За период с января по июль 2005 года (7 месяцев) и в бухгалтерском, и в налоговом учете на расходы была списана часть лицензионного сбора, равная 151,67 руб. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес. х7 мес.). Таким образом, к тому моменту, когда Закон № 80-ФЗ отменил лицензирование пассажирских перевозок на легковых автомобилях, несписанный остаток сбора составил 1148,33 руб. (1300 - 151,67).

Бухгалтер ООО "Город" решил не включать эту сумму в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход. А в бухгалтерском учете он сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 97
- 1148,33 руб. - списан остаток лицензионного сбора;

ДЕБЕТ 99 субсчет "Постоянные налоговые обязательства" КРЕДИТ 68 субсчет

"Расчеты по налогу на прибыль"
- 275,60 руб. (1148,33 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство на остаток лицензионного сбора, не учтенного при расчете налогооблагаемой прибыли.

Обратим внимание еще на одно новшество, введенное Законом № 80-ФЗ. Этот документ ввел повышенные административные штрафы за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензиями по некоторым видам деятельности. Так, фирму, осуществляющую деятельность в области защиты информации, за грубое нарушение лицензионных условий могут оштрафовать на 10 000-15 000 руб., а индивидуального предпринимателя и руководителя фирмы - на 1000-1500 руб. При этом штраф могут заменить тем, что предприниматель или компания лишатся права заниматься деятельностью в области защиты информации на 90 суток. Такое изменение внесено в статью 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заметьте, что в кодексе не сказано, какое нарушение лицензионных условий считается грубым. Понятие "грубое нарушение" применительно к конкретному виду деятельности должно определить Правительство РФ.

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ вступает в силу с 17 июля 2005 года.

 


Другие юридические статьи:
Произвола не будет городское правительство собирается упорядочить размещение торговых точек
Проект нового городского закона "О порядке размещения объектов розничной торговли" должен появиться уже до конца текущей недели. Он касается изменени...

Капиталы амнистируют выйти из тени захотят единицы
СПб. Правительство готово амнистировать капиталы физических лиц, но аналитики сомневаются, готовы ли эти лица вкладывать свои деньги в России. Вче...

Какой же русский не любит быстрой еды?
Заявление главного санитарного врача столицы Николая Филатова о возможной ликвидации с 1 апреля в столице сети быстрого питания - точек, торгующих горячими чебуреками, кура...

Об обязательной продаже части валютной выручки
Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации Инструкция Центрального банка РФ от 30.03.04 № 111-И Зарегист...

Совет федерации считает необходимым внести поправки в лесной кодекс рф
У Совета Федерации много вопросов и возражений в отношении Лесного кодекса РФ, заявил в среду журналистам глава верхней палаты парламента Сергей Миронов. Напомнив, что на заседании сенаторы...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования