Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Кбк станет широкоформатным
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Льготы обходятся государству слишком дорого
Как минимум три социальных законопроекта вскоре предстоит рассмотреть Государственной думе. Они касаются реформы Единого социального налога, исключения россиян среднего воз...

Юридические услуги

Вооружитесь табелем

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" /

О. Горшенина, эксперт ПБ

Cоставление табеля учета рабочего времени некоторые бухгалтеры считают лишней и ненужной работой. Давайте разберемся, действительно ли он является бесполезным документом?

Дилемма – составлять или не составлять табель учета отработанного времени – возникает, как правило, у маленьких фирм, где царят «демократические порядки». Бухгалтеры таких компаний зачастую забывают о том, что обязанность вести учет фактически отработанного времени каждым работником установлена статьей 91 Трудового кодекса. Кроме этого есть еще одна норма, которая восстанавливает табель в законных правах – статья 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ней говорится, что все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами.

Табель служит основанием для начисления заработной платы. А также подтверждением того, что сотрудник действительно отработал положенное количество времени и зарплата ему начислена обоснованно. Следовательно, табель является первичным документом, и его наличие в документообороте фирмы обязательно.

Кому он нужен?

В продолжение затронутой темы следует сказать: напрасно бухгалтеры принижают значимость табеля. Ведь этот документ может заинтересовать многих контролеров.

Так, аудиторы, проверяя правильность начисления заработной платы, наравне с приказами об отпусках, командировках и т. д. будут штудировать табели. Предъявить их придется и ревизорам из Фонда социального страхования при проверке ими правильности исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Данными табеля учета рабочего времени поинтересуются инспекторы пенсионного фонда. Не обойдут вниманием этот документ и налоговики. Как правило, инспекторы сопоставляют данные по отработанным дням, указанные в табеле, с данными из расчетно-платежной ведомости.

Если ревизоры обнаружат какие-либо расхождения, например, заработная плата сотруднику начислена за неотработанные дни, то они обвинят фирму в завышении расходов и, следовательно, занижении суммы налога на прибыль. За такое нарушение компанию оштрафуют.

Не обойдется без санкций и в том случае, если в организации не заполняют табель учета отработанного времени. Инспекторы воспользуются положением пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса и накажут за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое будет состоять в отсутствии первичных документов, то есть табеля. Следует заметить, что подобные претензии налоговиков фирмам не удается оспорить в суде. Об этом свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. по делу № А56-14249/2005. Кроме того, табель нужен и самой фирме, к примеру, при спорах с сотрудниками.

Есть еще одна служба, которая анализирует табели, – трудовая инспекция. С помощью документа учета рабочего времени ревизоры легко выявляют нарушения трудового законодательства. И, наконец, документ, свидетельствующий об отработанном времени, может потребоваться работнику. Ведь если окажется, что в его трудовую книжку внесена неправильная запись о каком-либо периоде работы, то его необходимо будет подтвердить дополнительными бумагами. В качестве таких документов принимаются справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и, конечно же, табели учета рабочего времени.

Как заполнить документ

Составлять табель нужно по унифицированным формам № Т-12 или Т-13, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 (далее – Постановление).

Традиционно учет рабочего времени ведется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу. Однако Постановление допускает регистрацию в табеле учета рабочего времени только, например, неявок, опозданий, сверхурочных часов и т. д. Если же отклонений нет, то в документ заносятся лишь итоговые данные о результатах работы за первую и вторую половины месяца.

Ответственный за ведение учета отработанного времени должен помнить, что табель – это первичный документ, и в нем не должно быть исправлений. Подписывать табель имеют право руководитель соответствующего структурного подразделения и работник кадровой службы. По окончании месяца документ передают в бухгалтерию.

Очень часто возникает вопрос: надо ли составлять табель на выплату аванса? Согласно статье 132 Трудового кодекса, заработная плата каждого работника зависит в том числе и от количества затраченного труда. Поскольку зарплату положено начислять два раза в месяц, то необходимо составлять два документа: один – для учета отработанного времени в первой половине месяца, а другой – во второй. Но если фирма игнорирует составление «авансового» табеля, то за это никакой ответственности она не несет. А вот у бухгалтерии могут возникнуть проблемы с переплаченным авансом за первую половину месяца, если в это время кто-то из работников отсутствовал на работе.

Как и любой документ, табель требует правильного заполнения. Так, к примеру, у «табельщиков» возникают вопросы о том, какие отметки применяются при учете рабочего времени. Например, если сотрудник находится в отпуске, то в учетном документе это время помечается кодом «ОТ». В этом случае отмечать выходные дни необязательно, поскольку они входят в понятие «календарные дни отпуска». А вот нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отдыха, нужно отметить кодом «В», так как они не включаются в ежегодный отпуск и не оплачиваются (ст. 120 ТК). Если сотрудник находится в командировке в выходной или праздничный день, то в табеле необходимо отразить факт его пребывания в командировке (код «К»). В том случае, когда неизвестна причина отсутствия сотрудника на рабочем месте в табеле учета рабочего времени проставляется «НН». Если в дальнейшем работник представит документы, подтверждающие болезнь, или будет признан факт прогула, то табельщик подает уточненный документ. Время, когда сотрудник находился на повышении квалификации с отрывом от работы, обозначается кодом «ПК». Также в документе учета рабочего времени следует отмечать опоздания сотрудников.

 


Другие юридические статьи:
Юридическая консультация
Уважаемые читатели, если вы нуждаетесь в юридической консультации, то можете обратиться письменно в редакцию питерской "Комсомолки" по адресу: 191023...

Поп-пенсии
В скором времени священнослужители Петербурга, получающие пенсии, станут богаче. Ведомство Михаила Зурабова по поручению правительства пересчитывает начисления этой категор...

Пьют в питере - деньги считают в осетии новые правила на алкогольном рынке сорвали бюджетный план.
С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон N 102 , который изменил правила игры на алкогольном рынке. Ушли в прошлое региональные специаль...

Дороги ведут в нью-васюки не хватает мозгов, контроля и денег
Вчера на заседании Правительства РФ министр транспорта Игорь Левитин рассказывал, как вверенное ему министерство собирается реализовывать Транспортную стратегию РФ в период...

Кбк станет широкоформатным
Очередной приказ Минфина, возможно, в корне изменит структуру кодов бюджетной классификации. Сейчас они состоят из 7 цифр. Чиновники из финансового ведомства предлагают увеличить их количеств...

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" /

О. Горшенина, эксперт ПБ

Cоставление табеля учета рабочего времени некоторые бухгалтеры считают лишней и ненужной работой. Давайте разберемся, действительно ли он является бесполезным документом?

Дилемма – составлять или не составлять табель учета отработанного времени – возникает, как правило, у маленьких фирм, где царят «демократические порядки». Бухгалтеры таких компаний зачастую забывают о том, что обязанность вести учет фактически отработанного времени каждым работником установлена статьей 91 Трудового кодекса. Кроме этого есть еще одна норма, которая восстанавливает табель в законных правах – статья 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ней говорится, что все хозяйственные операции должны оформляться первичными документами.

Табель служит основанием для начисления заработной платы. А также подтверждением того, что сотрудник действительно отработал положенное количество времени и зарплата ему начислена обоснованно. Следовательно, табель является первичным документом, и его наличие в документообороте фирмы обязательно.

Кому он нужен?

В продолжение затронутой темы следует сказать: напрасно бухгалтеры принижают значимость табеля. Ведь этот документ может заинтересовать многих контролеров.

Так, аудиторы, проверяя правильность начисления заработной платы, наравне с приказами об отпусках, командировках и т. д. будут штудировать табели. Предъявить их придется и ревизорам из Фонда социального страхования при проверке ими правильности исчисления пособий по временной нетрудоспособности. Данными табеля учета рабочего времени поинтересуются инспекторы пенсионного фонда. Не обойдут вниманием этот документ и налоговики. Как правило, инспекторы сопоставляют данные по отработанным дням, указанные в табеле, с данными из расчетно-платежной ведомости.

Если ревизоры обнаружат какие-либо расхождения, например, заработная плата сотруднику начислена за неотработанные дни, то они обвинят фирму в завышении расходов и, следовательно, занижении суммы налога на прибыль. За такое нарушение компанию оштрафуют.

Не обойдется без санкций и в том случае, если в организации не заполняют табель учета отработанного времени. Инспекторы воспользуются положением пункта 1 статьи 120 Налогового кодекса и накажут за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое будет состоять в отсутствии первичных документов, то есть табеля. Следует заметить, что подобные претензии налоговиков фирмам не удается оспорить в суде. Об этом свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 2005 г. по делу № А56-14249/2005. Кроме того, табель нужен и самой фирме, к примеру, при спорах с сотрудниками.

Есть еще одна служба, которая анализирует табели, – трудовая инспекция. С помощью документа учета рабочего времени ревизоры легко выявляют нарушения трудового законодательства. И, наконец, документ, свидетельствующий об отработанном времени, может потребоваться работнику. Ведь если окажется, что в его трудовую книжку внесена неправильная запись о каком-либо периоде работы, то его необходимо будет подтвердить дополнительными бумагами. В качестве таких документов принимаются справки, выдаваемые работодателями, выписки из приказов, лицевые счета и, конечно же, табели учета рабочего времени.

Как заполнить документ

Составлять табель нужно по унифицированным формам № Т-12 или Т-13, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 (далее – Постановление).

Традиционно учет рабочего времени ведется в табеле методом сплошной регистрации явок и неявок на работу. Однако Постановление допускает регистрацию в табеле учета рабочего времени только, например, неявок, опозданий, сверхурочных часов и т. д. Если же отклонений нет, то в документ заносятся лишь итоговые данные о результатах работы за первую и вторую половины месяца.

Ответственный за ведение учета отработанного времени должен помнить, что табель – это первичный документ, и в нем не должно быть исправлений. Подписывать табель имеют право руководитель соответствующего структурного подразделения и работник кадровой службы. По окончании месяца документ передают в бухгалтерию.

Очень часто возникает вопрос: надо ли составлять табель на выплату аванса? Согласно статье 132 Трудового кодекса, заработная плата каждого работника зависит в том числе и от количества затраченного труда. Поскольку зарплату положено начислять два раза в месяц, то необходимо составлять два документа: один – для учета отработанного времени в первой половине месяца, а другой – во второй. Но если фирма игнорирует составление «авансового» табеля, то за это никакой ответственности она не несет. А вот у бухгалтерии могут возникнуть проблемы с переплаченным авансом за первую половину месяца, если в это время кто-то из работников отсутствовал на работе.

Как и любой документ, табель требует правильного заполнения. Так, к примеру, у «табельщиков» возникают вопросы о том, какие отметки применяются при учете рабочего времени. Например, если сотрудник находится в отпуске, то в учетном документе это время помечается кодом «ОТ». В этом случае отмечать выходные дни необязательно, поскольку они входят в понятие «календарные дни отпуска». А вот нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отдыха, нужно отметить кодом «В», так как они не включаются в ежегодный отпуск и не оплачиваются (ст. 120 ТК). Если сотрудник находится в командировке в выходной или праздничный день, то в табеле необходимо отразить факт его пребывания в командировке (код «К»). В том случае, когда неизвестна причина отсутствия сотрудника на рабочем месте в табеле учета рабочего времени проставляется «НН». Если в дальнейшем работник представит документы, подтверждающие болезнь, или будет признан факт прогула, то табельщик подает уточненный документ. Время, когда сотрудник находился на повышении квалификации с отрывом от работы, обозначается кодом «ПК». Также в документе учета рабочего времени следует отмечать опоздания сотрудников.

 


Другие юридические статьи:
Юридическая консультация
Уважаемые читатели, если вы нуждаетесь в юридической консультации, то можете обратиться письменно в редакцию питерской "Комсомолки" по адресу: 191023...

Поп-пенсии
В скором времени священнослужители Петербурга, получающие пенсии, станут богаче. Ведомство Михаила Зурабова по поручению правительства пересчитывает начисления этой категор...

Пьют в питере - деньги считают в осетии новые правила на алкогольном рынке сорвали бюджетный план.
С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон N 102 , который изменил правила игры на алкогольном рынке. Ушли в прошлое региональные специаль...

Дороги ведут в нью-васюки не хватает мозгов, контроля и денег
Вчера на заседании Правительства РФ министр транспорта Игорь Левитин рассказывал, как вверенное ему министерство собирается реализовывать Транспортную стратегию РФ в период...

Кбк станет широкоформатным
Очередной приказ Минфина, возможно, в корне изменит структуру кодов бюджетной классификации. Сейчас они состоят из 7 цифр. Чиновники из финансового ведомства предлагают увеличить их количеств...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования