Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Рожденная бунтом
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Постановление об общественной палате ленобласти принято
Постановление об Общественной палате Ленобласти принято вчера на заседании правительства Ленобласти. ...

Юридические услуги

Потому что они пилоты

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало" / Е.К. Петрова

При выплате вознаграждений членам летных экипажей бухгалтеры авиакомпаний сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, нужно ли на их заработную плату начислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд? И, во-вторых, можно ли оформлять полеты как командировку и выплачивать суточные? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Не все так просто

Работодатели, использующие труд членов летных экипажей, обязаны платить дополнительные пенсионные взносы. Дополнительный тариф равен 14 процентам. Начисляют его «по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг» (ст. 4 Федерального закона от 27.11.01 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

В теории все просто. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях возникают проблемы. Например, у сотрудника есть квалификационное свидетельство бортпроводника. То есть, его можно считать членом летного экипажа. Однако работает он в организации, не осуществляющей полетов. Или так: у работника нет квалификационного свидетельства, но он трудится в авиакомпании. Причем работа его напрямую связана с полетами – он занимается организацией обслуживания воздушного судна в аэропорту.

Нужно ли начислять дополнительные взносы с зарплаты таких служащих? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, будем исходить из следующего. Взносы в ПФР являются отчислениями на обязательное пенсионное страхование. А любое страхование, будь оно обязательным или добровольным, предполагает выплаты застрахованным лицам при возникновении страхового случая. Получается, что обязанность организации уплачивать дополнительные взносы зависит, прежде всего, от того, получат ли ее работники при выходе на пенсию право на специальную надбавку.

Кому положена надбавка

Посмотрим, кто же имеет право на такую доплату к пенсии. По статье 1 Федерального закона № 155-ФЗ, это работники, которые одновременно соответствуют трем условиям:

1) являются членами летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

2) имеют определенную выслугу лет;

3) имеют должность, которая входит в список, утвержденный правительством РФ.

Итак, для начала нужно определить, относится ли организация к предприятиям гражданской авиации, использующим труд членов летных экипажей. Эту информацию можно узнать в своем отделении ПФР. Дело в том, что именно Пенсионный фонд ежегодно получает список таких организаций от государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 14.03.03 № 155).

Выслуга лет и перечень должностей, при работе в которых сотрудники имеют право на доплату к пенсии, указаны в постановлении № 155. При этом важна не профессия, указанная в квалификационном свидетельстве, а именно должность согласно приказа о приеме на работу, в которой сотрудник работает в данное время.

Поэтому, если пилот работает в авиакомпании на должности менеджера, то начислять взносы по дополнительному тарифу не нужно. Ведь такой должности как «менеджер» в постановлении нет.

А вот если тот же пилот занимает должность инспектора по обеспечению полетов, то дополнительные 14 процентов в ПФР придется начислить. И неважно, что фактически организация полеты не осуществляет и пилот работает не по той профессии, которая указана в его квалификационном свидетельстве. Достаточно того, что его работодатель – организация гражданской авиации и его должность есть в списке, утвержденном постановлением № 155.

Нескончаемая командировка

Можно ли оформлять полеты членов летных экипажей как командировки? Это еще один вопрос, мучающий многих бухгалтеров авиакомпаний. Человеку со стороны он может показаться странным. Конечно, можно, – подумает он. Ведь летчик и стюардесса ничем не отличаются от других российских граждан. Ни один нормативный акт не исключает работников летного состава из числа лиц, имеющих право на компенсационные выплаты при командировках. А значит, оформив полет как командировку, организация ничего не нарушает.

Но это не совсем так. Строго говоря, осуществление полета вообще нельзя признать командировкой. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к самому понятию «служебная командировка».

Трудовой кодекс называет служебной командировкой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Как видим, существенный признак командировки в том, что работник выполняет некое служебное поручение. Правда, что считать таким поручением, трудовое законодательство умалчивает.

С одной стороны, очевидно, что поручение должно быть напрямую связано с функциями работника, прописанными в трудовом договоре. Ведь работодатель не вправе требовать от сотрудника, чтобы он выполнял работу, не предусмотренную договором (ст. 60 ТК РФ).

С другой стороны, это поручение нельзя полностью отождествлять с трудовой функцией работника. Поручение во время командировки сотрудник выполняет вне места работы. А экипаж самолета даже во время полета находится по месту основной работы. Это место иногда меняется (например, когда работник попадает на борт другого самолета). Но при этом сотрудники продолжают выполнять свою обычную трудовую функцию, прописанную в трудовом договоре, – осуществлять полеты.

Получается, что служебное поручение во время командировки не может состоять исключительно в выполнении своей основной работы. Поэтому признать полеты командировкой на первый взгляд было бы не правильно.

Что не запрещено, то разрешено

Если полет не является командировкой, то экипажу воздушного судна не положена и компенсация на проживание и питание. Однако, по нашему мнению, у организаций есть возможность оплачивать летному составу суточные и «квартирные». Дело в том, что в Трудовом кодексе нет запрета на выплату таких компенсаций. Наоборот, работодателю дана возможность самостоятельно устанавливать порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168 ТК РФ).

В трудовом договоре с членами летного экипажа нужно указать, что их место работы – аэропорт такой-то. А в положение об оплате труда включить пункт, согласно которому вылет в другие города является служебной командировкой. Там же следует указать порядок оформления командировки и нормы компенсации. В этом случае выплата командировочных будет законной. А значит, на их сумму не нужно будет начислять НДФЛ и ЕСН, как и на прочие компенсационные выплаты (п. 3 ст. 217 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Правда, налоговики могут с этим не согласиться. Тогда доказывать свою правоту придется в суде.

Опубликовано «Учет Налоги Право» №23


Другие юридические статьи:
Конец эпохи
Пережив советскую эпоху, полную запретов, мы категорически не хотели в чем-то ограничивать себя, а тем более - своих детей. Мы чурались ханжества - само слово "неприлично" ...

Передача техосмотра коммерческим фирмам борис алешин: вопрос открытый
Административная реформа, о которой говорят уже не первый год, снова привлекла к себе всеобщее внимание. Недавно вице-премьер Борис Алешин докладывал о ее ходе на заседании...

Объединенный оператор электросвязи региона – оао «северо-западный телеком» – вынужден выплатить более 52 млн рублей убытков, нанесенных оао «артелеком», ставшему филиалом петербургской компании.
Валютный кредит от ОАО «Инкомбанк» архангельский оператор получил в канун кризиса 1998 года. Аппликантом (заявителем) выст...

Алексей макаркин иванов и медведев "уравновесились"
Министра обороны РФ Сергея Иванова можно смело назвать одним из главных отечественных ньюсмейкеров прошлой недели. ...

Рожденная бунтом
Предложенное «АиФ-Петербург» название «льготный бунт» подходит к прокатившейся волне протестов больше, чем «ситцевая революция». Революции всегда зак...

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало" / Е.К. Петрова

При выплате вознаграждений членам летных экипажей бухгалтеры авиакомпаний сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, нужно ли на их заработную плату начислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд? И, во-вторых, можно ли оформлять полеты как командировку и выплачивать суточные? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

Не все так просто

Работодатели, использующие труд членов летных экипажей, обязаны платить дополнительные пенсионные взносы. Дополнительный тариф равен 14 процентам. Начисляют его «по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг» (ст. 4 Федерального закона от 27.11.01 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»).

В теории все просто. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях возникают проблемы. Например, у сотрудника есть квалификационное свидетельство бортпроводника. То есть, его можно считать членом летного экипажа. Однако работает он в организации, не осуществляющей полетов. Или так: у работника нет квалификационного свидетельства, но он трудится в авиакомпании. Причем работа его напрямую связана с полетами – он занимается организацией обслуживания воздушного судна в аэропорту.

Нужно ли начислять дополнительные взносы с зарплаты таких служащих? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, будем исходить из следующего. Взносы в ПФР являются отчислениями на обязательное пенсионное страхование. А любое страхование, будь оно обязательным или добровольным, предполагает выплаты застрахованным лицам при возникновении страхового случая. Получается, что обязанность организации уплачивать дополнительные взносы зависит, прежде всего, от того, получат ли ее работники при выходе на пенсию право на специальную надбавку.

Кому положена надбавка

Посмотрим, кто же имеет право на такую доплату к пенсии. По статье 1 Федерального закона № 155-ФЗ, это работники, которые одновременно соответствуют трем условиям:

1) являются членами летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

2) имеют определенную выслугу лет;

3) имеют должность, которая входит в список, утвержденный правительством РФ.

Итак, для начала нужно определить, относится ли организация к предприятиям гражданской авиации, использующим труд членов летных экипажей. Эту информацию можно узнать в своем отделении ПФР. Дело в том, что именно Пенсионный фонд ежегодно получает список таких организаций от государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ (п. 2 постановления Правительства РФ от 14.03.03 № 155).

Выслуга лет и перечень должностей, при работе в которых сотрудники имеют право на доплату к пенсии, указаны в постановлении № 155. При этом важна не профессия, указанная в квалификационном свидетельстве, а именно должность согласно приказа о приеме на работу, в которой сотрудник работает в данное время.

Поэтому, если пилот работает в авиакомпании на должности менеджера, то начислять взносы по дополнительному тарифу не нужно. Ведь такой должности как «менеджер» в постановлении нет.

А вот если тот же пилот занимает должность инспектора по обеспечению полетов, то дополнительные 14 процентов в ПФР придется начислить. И неважно, что фактически организация полеты не осуществляет и пилот работает не по той профессии, которая указана в его квалификационном свидетельстве. Достаточно того, что его работодатель – организация гражданской авиации и его должность есть в списке, утвержденном постановлением № 155.

Нескончаемая командировка

Можно ли оформлять полеты членов летных экипажей как командировки? Это еще один вопрос, мучающий многих бухгалтеров авиакомпаний. Человеку со стороны он может показаться странным. Конечно, можно, – подумает он. Ведь летчик и стюардесса ничем не отличаются от других российских граждан. Ни один нормативный акт не исключает работников летного состава из числа лиц, имеющих право на компенсационные выплаты при командировках. А значит, оформив полет как командировку, организация ничего не нарушает.

Но это не совсем так. Строго говоря, осуществление полета вообще нельзя признать командировкой. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к самому понятию «служебная командировка».

Трудовой кодекс называет служебной командировкой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Как видим, существенный признак командировки в том, что работник выполняет некое служебное поручение. Правда, что считать таким поручением, трудовое законодательство умалчивает.

С одной стороны, очевидно, что поручение должно быть напрямую связано с функциями работника, прописанными в трудовом договоре. Ведь работодатель не вправе требовать от сотрудника, чтобы он выполнял работу, не предусмотренную договором (ст. 60 ТК РФ).

С другой стороны, это поручение нельзя полностью отождествлять с трудовой функцией работника. Поручение во время командировки сотрудник выполняет вне места работы. А экипаж самолета даже во время полета находится по месту основной работы. Это место иногда меняется (например, когда работник попадает на борт другого самолета). Но при этом сотрудники продолжают выполнять свою обычную трудовую функцию, прописанную в трудовом договоре, – осуществлять полеты.

Получается, что служебное поручение во время командировки не может состоять исключительно в выполнении своей основной работы. Поэтому признать полеты командировкой на первый взгляд было бы не правильно.

Что не запрещено, то разрешено

Если полет не является командировкой, то экипажу воздушного судна не положена и компенсация на проживание и питание. Однако, по нашему мнению, у организаций есть возможность оплачивать летному составу суточные и «квартирные». Дело в том, что в Трудовом кодексе нет запрета на выплату таких компенсаций. Наоборот, работодателю дана возможность самостоятельно устанавливать порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168 ТК РФ).

В трудовом договоре с членами летного экипажа нужно указать, что их место работы – аэропорт такой-то. А в положение об оплате труда включить пункт, согласно которому вылет в другие города является служебной командировкой. Там же следует указать порядок оформления командировки и нормы компенсации. В этом случае выплата командировочных будет законной. А значит, на их сумму не нужно будет начислять НДФЛ и ЕСН, как и на прочие компенсационные выплаты (п. 3 ст. 217 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Правда, налоговики могут с этим не согласиться. Тогда доказывать свою правоту придется в суде.

Опубликовано «Учет Налоги Право» №23


Другие юридические статьи:
Конец эпохи
Пережив советскую эпоху, полную запретов, мы категорически не хотели в чем-то ограничивать себя, а тем более - своих детей. Мы чурались ханжества - само слово "неприлично" ...

Передача техосмотра коммерческим фирмам борис алешин: вопрос открытый
Административная реформа, о которой говорят уже не первый год, снова привлекла к себе всеобщее внимание. Недавно вице-премьер Борис Алешин докладывал о ее ходе на заседании...

Объединенный оператор электросвязи региона – оао «северо-западный телеком» – вынужден выплатить более 52 млн рублей убытков, нанесенных оао «артелеком», ставшему филиалом петербургской компании.
Валютный кредит от ОАО «Инкомбанк» архангельский оператор получил в канун кризиса 1998 года. Аппликантом (заявителем) выст...

Алексей макаркин иванов и медведев "уравновесились"
Министра обороны РФ Сергея Иванова можно смело назвать одним из главных отечественных ньюсмейкеров прошлой недели. ...

Рожденная бунтом
Предложенное «АиФ-Петербург» название «льготный бунт» подходит к прокатившейся волне протестов больше, чем «ситцевая революция». Революции всегда зак...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования