Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Когда к вам приходит инспектор труда
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Городу расскажут о частной электростанции
Сегодня в Смольном представят проект "Юго-Западная ТЭЦ" . Его реализуют на принципах частно-государс...

Юридические услуги

Михаил осеевский мы-то поумнее наших предков!

Бюджет-2006 принят в третьем чтении . Грядет очередное - на 24 млрд. руб. - увеличение доходной части и приближение к заветной цели - удвоению городской казны, а значит, как рассчитывает Смольный, и валового регионального продукта.

Верен ли расчет? Ведет ли финансово-экономическая политика Смольного к реальному росту всех секторов городской экономики?

На этот и другие вопросы в интервью "Делу" ответил куратор финансово-экономического блока в городском правительстве - вице-губернатор Михаил Осеевский.

- Иногда кажется, что в Петербурге власть ведет себя сегодня так же, как царское правительство в конце позапрошлого века: бюджет растет "в разы", а население меж тем обездоливается и озлобляется. В тот раз в итоге грянула революция 1905 года...

- Цели городского правительства зафиксированы в Программе социально-экономического развития . Этот проект говорит не об "удвоении бюджета любой ценой", а о решении задач, связанных с уровнем жизни петербуржцев: о среднедушевых доходах, о соотношении их с прожиточным минимумом и т.п. Для нас бюджет - всего лишь один из инструментов решения этих базовых задач.

Мы всегда говорим, что всех жителей нашего города условно можно разделить на три части. Первая - это собственники бизнеса, которым мы должны создать все условия для развития. Вторая часть - наемные служащие, которые являются в СПб основной частью трудоспособного населения. Им мы обязаны гарантировать возможность высокооплачиваемой и высококвалифицированной занятости. И третья часть - это те, за кого отвечает государство: работники бюджетной сферы, дети и пенсионеры. Об их достойной жизни должно заботиться государство. Что касается бюджета, то, помимо того, что он непосредственно отвечает за жизнь третьей группы, он еще должен помочь первой группе реализовывать ее задачи, а второй - дать возможность работать.

- В последнее время создается впечатление, что далеко не ко всем видам и уровням бизнеса городские власти одинаково лояльны. Крупным монополистам создаются "все условия", в том числе даются бюджетные льготы, но что касается малого и среднего бизнеса, то вместо того, чтобы помогать ему, его "душат". Зачем государство в Петербурге так жестко вторгается в жизнь хозяйствующих субъектов?

- Государство - это управляющий орган. Его главная задача - развивать город и двигаться по пути реформ, выгодных большинству жителей города. Другого критерия не существует. Однако это не означает, что мы не будем задевать ничьи интересы.

- А Вы не боитесь, что "недальновидные" люди, в конце концов, восстанут против "разумной и полезной" власти, которая, с их точки зрения, не дает им жить? На прошлой неделе у Смольного вовсю манифестировали малые предприниматели, возмущенные Вашей экономической политикой...

- И повторится ситуация 1905 года? Нет, не боюсь. Мы-то поумнее наших предков! У нас есть разные инструменты, которые позволяют определять, в правильном ли мы направлении движемся. Например, социологические исследования. Мы постоянно мониторим ситуацию и очень четко представляем, какие настроения царят в обществе. Сегодня более 70% населения СПб поддерживают нашу политику. Конечно, власть принимает решения, которые не могут нравиться абсолютно всем, и это нормально. Кому-то решения могут быть выгодны, а чьи-то интересы могут и задеть...

- Как выглядит вытеснение мелкорозничных предприятий крупными сетевыми структурами, с точки зрения роста доходов городского бюджета?

- Во всем мире давно наблюдается тенденция, когда крупный сетевой бизнес побеждает мелкую розницу. Так обстоят дела в Европе, в Америке, в Скандинавии. Мы ничем не хуже и не лучше. Мы такие же, как все. Поймите, вытеснить покупателя из мелкой розницы в гипермаркет - это не стратегия нашего правительства, а объективная экономика. За счет больших централизованных закупок и объема продаж гипермаркеты имеют возможность предложить более качественные услуги, более свежие продукты и больший выбор за меньшие деньги. Вот покупатель и идет к ним!

А с точки зрения налоговых отчислений в городскую казну, конечно же, крупные бизнес-единицы городу удобнее, потому как они прозрачней. Это разница между фирмой, в которой работают пять человек, и между компанией, где трудятся несколько сотен. В мелкой фирме руководство может оптимизировать налогообложение как угодно, в то время как большая компания находится под жесточайшим налоговым контролем и, дорожа своей репутацией, всегда стремится к максимально высоким стандартам отчетности...

- Помимо чисто фискального, есть и еще очень важный (о котором Вы сказали в самом начале) аспект проблемы - социальный. Около 50 тысяч людей, которые работали в мелкорозничной торговле, остаются без работы в результате Ваших решений (гипермаркеты, напомню, теснят мелкую розницу в СПб не за счет лучшего качества товаров и обслуживания, а за счет поддержки со стороны чиновников). Это, по-вашему, правильно?

- Да, мы же действуем в интересах большинства. К тому же люди не останутся без работы: на бирже труда масса вакансий!

- У Вас есть аналитические исследования, подтверждающие возможность для этих людей найти работу по квалификации и зарабатывать, по крайней мере, не меньше, чтобы прокормить свои семьи?

- Если эти люди не смогут найти работу обычными способами, можно прийти в службу занятости, где существуют серьезные программы переобучения для тех, кто имеет и не имеет высшее образование. Я сам был электриком, а стал финансистом! Сегодня такое время, когда каждый бьется за свою судьбу как может.

Вообще, мы не должны постоянно думать о том, что если кого-то устраивает его место работы, то никаких структурных изменений в экономике проводить не надо. Так не бывает! Приведу личный пример. До конца 80-х годов мы с глубоким энтузиазмом разрабатывали оборонное оружие - это был наш ответ Америке. А потом Америка с СССР договорились о разоружении, и нам сказали, что работать в данном направлении больше не надо. Лично для меня, может быть, это и было крайне невыгодно - у меня была хорошая зарплата и т.п., - но, с точки зрения большинства, это было разумно и правильно.

- Но тогда вся экономика была государственной, а сегодня чиновники репрессивно вмешиваются в жизнь частного сектора. Это принципиально иная ситуация...

- Мы совершенно честно говорим, что есть бизнес, а есть государство. И государство говорит, что оно готово на пять лет дать в аренду тот или иной участок земли...

- Краткосрочная аренда в СПб не пять лет, а три года...

- Я говорю условно...

- Но эта оговорка, увы, ставит под вопрос стройность Ваших рассуждений, касающихся судеб малого бизнеса...

- Хорошо, считайте, что я некомпетентен.

- Ваш младший коллега - председатель КЭРППиТ Владимир Бланк - не так давно на заседании Совета Федерации также допустил неточность, заявив, что остановочные павильоны стоят с 1994 года, хотя общеизвестно: в 2003 году, накануне 300-летия, все ларьки по указанию городских властей были заменены предпринимателями на павильоны нового образца...

- Это непринципиально. Не важно, на какой срок мы даем аренду. Если три года были бы невыгодны, предприниматель не стал бы арендовать землю.

- Когда нет иного выхода, люди соглашаются на любые условия. В том числе кабальные...

- Государство считает, что именно такая форма взаимодействия с бизнесом в данный момент оптимальна. Дальше может появиться другая форма. И у нас как у власти, отражающей мнение большинства жителей нашего города, совершенно нет обязательств на веки вечные оставлять ларьки с продуктами и прочими мелочами у метро. В метро можно купить прессу, билеты в театр и цветы. Остальное - пожалуйста, но на расстоянии 50 метров от метро ! Как уже не раз говорилось - из соображений безопасности.

- Но почему некоторые виды торговли все же решено в метро сохранить?

- Потому что на данном этапе такое решение соответствует интересам города. Остальная же торговля должна быть вне зоны метро. Большинство станций метро строились давно, и мест для торговли предусмотрено не было. Сегодня к ним просто не подойти...

- Парадокс в том, что на месте демонтированных ларьков зачастую тут же появляются новые торговые павильоны, принадлежащие, правда, уже другим хозяевам...

- В этом проблема действительно есть! Но таких фактов очень мало, и мы с ними боремся. Если Вы обнаружите такие случаи, скажите мне: я лично съезжу на место и разберусь. Вообще же, мелкорозничной торговле давно пора перемещаться из нестационарных уличных павильонов в капитальные строения и на первые этажи зданий.

- Но зачем тогда городская власть планирует повысить на 70% ставку за аренду нежилых помещений? Ведь это рубит на корню "бизнес первых этажей"...

- По этому поводу мы пока еще ничего не решили. Мы специально собирались вместе с Общественным советом по малому бизнесу при губернаторе и обсуждали данную проблему. Но согласитесь, что глупо, когда у двух соседних магазинов, один из которых принадлежит частнику, а другой - городу, арендная плата отличается в разы. Таким образом, получается, что мы как государство косвенным образом поддерживаем того, кому собственность досталась в силу исторических причин. Это экономически неправильно.

- Предприниматели говорят, что арендная ставка повысится даже не на 70%, а в некоторых случаях на 300% и даже больше...

- Все может быть. Если один магазин принадлежит нам, а соседний находится в частной собственности, но разница в арендных платежах в три раза, то мы уравняем эти ставки.

Поймите: у нас - конечное количество площадей. А тем, кто не смог арендовать, куда деться? Почему они должны платить по рыночной стоимости, арендуя участок у частника? Это неправильно! Условия должны быть для всех одинаковые.

- А какая у Вас методика сравнения? Нелепо, наверное, уравнивать арендные подходы к казино и, скажем, к булочной...

- Нигде на центральных авеню Вы не найдете бизнеса, который не является высокорентабельным. Это закон жизни! К тому же мы будем повышать ставки не скачком, а в течение года. Но поддерживать существующую диспропорцию мы категорически не будем.

Другое дело, что процесс выравнивания должен быть плавным, и здесь мы должны с бизнесом договориться. Для этого у нас есть институты гражданского общества: Общественный совет по малому бизнесу при губернаторе и районные советы.

- Вам кажется, что голоса людей, назначенных в эти советы самими же чиновниками, точнее отражают интересы бизнес-сообщества, чем голоса тех, кто митингует сегодня перед Смольным?

- Вы опять все сводите к тому, что малый бизнес Санкт-Петербурга - это исключительно ларьки. Причем либо те, которые стоят на автобусных остановках , либо те, которые находятся рядом со станциями метро. На самом деле ситуация кардинально иная. Наш малый бизнес - это огромное количество кафе, ресторанов и других предприятий питания, а также розничная торговля и всевозможный сервис. Количество единиц малого бизнеса в последнее время растет в геометрической прогрессии!..

В текущем номере мы публикуем часть беседы, посвященную проблемам малого бизнеса, в котором задействовано около 110 тысяч малых и средних предприятий (где трудятся более полумиллиона петербуржцев) и который обеспечивает сегодня почти треть поступлений в доходную часть городского бюджета. Продолжение интервью, где речь пойдет о связи бюджетной политики с развитием крупных городских предприятий, читайте в следующем номере "Дела".

Оксана Попова


Другие юридические статьи:
Даниил гранин и феликс кармазинов стали почетными гражданами
Вчера депутатам Законодательного собрания понадобилось всего 20 минут, чтобы назвать имена двух новых почетных граждан Петербурга. Претендовали на зв...

Смерть "налога на смерть" наследство теперь у нас не облагается
В англоязычных текстах (даже в экономических работах) налог на наследство часто называют "налогом на смерть". В России же этот налог сам оказался при смерти. И дата ее точн...

Минобороны россии ужесточит наказание за сокрытие неуставных отношений
Министр обороны России Сергей Иванов принял решение ужесточить наказание должностных лиц за сокрытие случаев неуставных взаимоотношений. "Министром обороны принято решение о внесении изменений ...

Обзор российского законодательства за 27.01.2006
Утверждено Положение о геральдическом знаке - эмблеме и флаге Федеральной службы судебных приставов Указом Президента РФ от 24 января 2006 года N 42 утверждено Полож...

Когда к вам приходит инспектор труда
Сотрудники инспекций труда обладают обширными правами как в сфере контроля, так и надзора. Однако некоторые бухгалтеры и руководители предприятий недооценивают значимость контролеров. Именно ...

Бюджет-2006 принят в третьем чтении . Грядет очередное - на 24 млрд. руб. - увеличение доходной части и приближение к заветной цели - удвоению городской казны, а значит, как рассчитывает Смольный, и валового регионального продукта.

Верен ли расчет? Ведет ли финансово-экономическая политика Смольного к реальному росту всех секторов городской экономики?

На этот и другие вопросы в интервью "Делу" ответил куратор финансово-экономического блока в городском правительстве - вице-губернатор Михаил Осеевский.

- Иногда кажется, что в Петербурге власть ведет себя сегодня так же, как царское правительство в конце позапрошлого века: бюджет растет "в разы", а население меж тем обездоливается и озлобляется. В тот раз в итоге грянула революция 1905 года...

- Цели городского правительства зафиксированы в Программе социально-экономического развития . Этот проект говорит не об "удвоении бюджета любой ценой", а о решении задач, связанных с уровнем жизни петербуржцев: о среднедушевых доходах, о соотношении их с прожиточным минимумом и т.п. Для нас бюджет - всего лишь один из инструментов решения этих базовых задач.

Мы всегда говорим, что всех жителей нашего города условно можно разделить на три части. Первая - это собственники бизнеса, которым мы должны создать все условия для развития. Вторая часть - наемные служащие, которые являются в СПб основной частью трудоспособного населения. Им мы обязаны гарантировать возможность высокооплачиваемой и высококвалифицированной занятости. И третья часть - это те, за кого отвечает государство: работники бюджетной сферы, дети и пенсионеры. Об их достойной жизни должно заботиться государство. Что касается бюджета, то, помимо того, что он непосредственно отвечает за жизнь третьей группы, он еще должен помочь первой группе реализовывать ее задачи, а второй - дать возможность работать.

- В последнее время создается впечатление, что далеко не ко всем видам и уровням бизнеса городские власти одинаково лояльны. Крупным монополистам создаются "все условия", в том числе даются бюджетные льготы, но что касается малого и среднего бизнеса, то вместо того, чтобы помогать ему, его "душат". Зачем государство в Петербурге так жестко вторгается в жизнь хозяйствующих субъектов?

- Государство - это управляющий орган. Его главная задача - развивать город и двигаться по пути реформ, выгодных большинству жителей города. Другого критерия не существует. Однако это не означает, что мы не будем задевать ничьи интересы.

- А Вы не боитесь, что "недальновидные" люди, в конце концов, восстанут против "разумной и полезной" власти, которая, с их точки зрения, не дает им жить? На прошлой неделе у Смольного вовсю манифестировали малые предприниматели, возмущенные Вашей экономической политикой...

- И повторится ситуация 1905 года? Нет, не боюсь. Мы-то поумнее наших предков! У нас есть разные инструменты, которые позволяют определять, в правильном ли мы направлении движемся. Например, социологические исследования. Мы постоянно мониторим ситуацию и очень четко представляем, какие настроения царят в обществе. Сегодня более 70% населения СПб поддерживают нашу политику. Конечно, власть принимает решения, которые не могут нравиться абсолютно всем, и это нормально. Кому-то решения могут быть выгодны, а чьи-то интересы могут и задеть...

- Как выглядит вытеснение мелкорозничных предприятий крупными сетевыми структурами, с точки зрения роста доходов городского бюджета?

- Во всем мире давно наблюдается тенденция, когда крупный сетевой бизнес побеждает мелкую розницу. Так обстоят дела в Европе, в Америке, в Скандинавии. Мы ничем не хуже и не лучше. Мы такие же, как все. Поймите, вытеснить покупателя из мелкой розницы в гипермаркет - это не стратегия нашего правительства, а объективная экономика. За счет больших централизованных закупок и объема продаж гипермаркеты имеют возможность предложить более качественные услуги, более свежие продукты и больший выбор за меньшие деньги. Вот покупатель и идет к ним!

А с точки зрения налоговых отчислений в городскую казну, конечно же, крупные бизнес-единицы городу удобнее, потому как они прозрачней. Это разница между фирмой, в которой работают пять человек, и между компанией, где трудятся несколько сотен. В мелкой фирме руководство может оптимизировать налогообложение как угодно, в то время как большая компания находится под жесточайшим налоговым контролем и, дорожа своей репутацией, всегда стремится к максимально высоким стандартам отчетности...

- Помимо чисто фискального, есть и еще очень важный (о котором Вы сказали в самом начале) аспект проблемы - социальный. Около 50 тысяч людей, которые работали в мелкорозничной торговле, остаются без работы в результате Ваших решений (гипермаркеты, напомню, теснят мелкую розницу в СПб не за счет лучшего качества товаров и обслуживания, а за счет поддержки со стороны чиновников). Это, по-вашему, правильно?

- Да, мы же действуем в интересах большинства. К тому же люди не останутся без работы: на бирже труда масса вакансий!

- У Вас есть аналитические исследования, подтверждающие возможность для этих людей найти работу по квалификации и зарабатывать, по крайней мере, не меньше, чтобы прокормить свои семьи?

- Если эти люди не смогут найти работу обычными способами, можно прийти в службу занятости, где существуют серьезные программы переобучения для тех, кто имеет и не имеет высшее образование. Я сам был электриком, а стал финансистом! Сегодня такое время, когда каждый бьется за свою судьбу как может.

Вообще, мы не должны постоянно думать о том, что если кого-то устраивает его место работы, то никаких структурных изменений в экономике проводить не надо. Так не бывает! Приведу личный пример. До конца 80-х годов мы с глубоким энтузиазмом разрабатывали оборонное оружие - это был наш ответ Америке. А потом Америка с СССР договорились о разоружении, и нам сказали, что работать в данном направлении больше не надо. Лично для меня, может быть, это и было крайне невыгодно - у меня была хорошая зарплата и т.п., - но, с точки зрения большинства, это было разумно и правильно.

- Но тогда вся экономика была государственной, а сегодня чиновники репрессивно вмешиваются в жизнь частного сектора. Это принципиально иная ситуация...

- Мы совершенно честно говорим, что есть бизнес, а есть государство. И государство говорит, что оно готово на пять лет дать в аренду тот или иной участок земли...

- Краткосрочная аренда в СПб не пять лет, а три года...

- Я говорю условно...

- Но эта оговорка, увы, ставит под вопрос стройность Ваших рассуждений, касающихся судеб малого бизнеса...

- Хорошо, считайте, что я некомпетентен.

- Ваш младший коллега - председатель КЭРППиТ Владимир Бланк - не так давно на заседании Совета Федерации также допустил неточность, заявив, что остановочные павильоны стоят с 1994 года, хотя общеизвестно: в 2003 году, накануне 300-летия, все ларьки по указанию городских властей были заменены предпринимателями на павильоны нового образца...

- Это непринципиально. Не важно, на какой срок мы даем аренду. Если три года были бы невыгодны, предприниматель не стал бы арендовать землю.

- Когда нет иного выхода, люди соглашаются на любые условия. В том числе кабальные...

- Государство считает, что именно такая форма взаимодействия с бизнесом в данный момент оптимальна. Дальше может появиться другая форма. И у нас как у власти, отражающей мнение большинства жителей нашего города, совершенно нет обязательств на веки вечные оставлять ларьки с продуктами и прочими мелочами у метро. В метро можно купить прессу, билеты в театр и цветы. Остальное - пожалуйста, но на расстоянии 50 метров от метро ! Как уже не раз говорилось - из соображений безопасности.

- Но почему некоторые виды торговли все же решено в метро сохранить?

- Потому что на данном этапе такое решение соответствует интересам города. Остальная же торговля должна быть вне зоны метро. Большинство станций метро строились давно, и мест для торговли предусмотрено не было. Сегодня к ним просто не подойти...

- Парадокс в том, что на месте демонтированных ларьков зачастую тут же появляются новые торговые павильоны, принадлежащие, правда, уже другим хозяевам...

- В этом проблема действительно есть! Но таких фактов очень мало, и мы с ними боремся. Если Вы обнаружите такие случаи, скажите мне: я лично съезжу на место и разберусь. Вообще же, мелкорозничной торговле давно пора перемещаться из нестационарных уличных павильонов в капитальные строения и на первые этажи зданий.

- Но зачем тогда городская власть планирует повысить на 70% ставку за аренду нежилых помещений? Ведь это рубит на корню "бизнес первых этажей"...

- По этому поводу мы пока еще ничего не решили. Мы специально собирались вместе с Общественным советом по малому бизнесу при губернаторе и обсуждали данную проблему. Но согласитесь, что глупо, когда у двух соседних магазинов, один из которых принадлежит частнику, а другой - городу, арендная плата отличается в разы. Таким образом, получается, что мы как государство косвенным образом поддерживаем того, кому собственность досталась в силу исторических причин. Это экономически неправильно.

- Предприниматели говорят, что арендная ставка повысится даже не на 70%, а в некоторых случаях на 300% и даже больше...

- Все может быть. Если один магазин принадлежит нам, а соседний находится в частной собственности, но разница в арендных платежах в три раза, то мы уравняем эти ставки.

Поймите: у нас - конечное количество площадей. А тем, кто не смог арендовать, куда деться? Почему они должны платить по рыночной стоимости, арендуя участок у частника? Это неправильно! Условия должны быть для всех одинаковые.

- А какая у Вас методика сравнения? Нелепо, наверное, уравнивать арендные подходы к казино и, скажем, к булочной...

- Нигде на центральных авеню Вы не найдете бизнеса, который не является высокорентабельным. Это закон жизни! К тому же мы будем повышать ставки не скачком, а в течение года. Но поддерживать существующую диспропорцию мы категорически не будем.

Другое дело, что процесс выравнивания должен быть плавным, и здесь мы должны с бизнесом договориться. Для этого у нас есть институты гражданского общества: Общественный совет по малому бизнесу при губернаторе и районные советы.

- Вам кажется, что голоса людей, назначенных в эти советы самими же чиновниками, точнее отражают интересы бизнес-сообщества, чем голоса тех, кто митингует сегодня перед Смольным?

- Вы опять все сводите к тому, что малый бизнес Санкт-Петербурга - это исключительно ларьки. Причем либо те, которые стоят на автобусных остановках , либо те, которые находятся рядом со станциями метро. На самом деле ситуация кардинально иная. Наш малый бизнес - это огромное количество кафе, ресторанов и других предприятий питания, а также розничная торговля и всевозможный сервис. Количество единиц малого бизнеса в последнее время растет в геометрической прогрессии!..

В текущем номере мы публикуем часть беседы, посвященную проблемам малого бизнеса, в котором задействовано около 110 тысяч малых и средних предприятий (где трудятся более полумиллиона петербуржцев) и который обеспечивает сегодня почти треть поступлений в доходную часть городского бюджета. Продолжение интервью, где речь пойдет о связи бюджетной политики с развитием крупных городских предприятий, читайте в следующем номере "Дела".

Оксана Попова


Другие юридические статьи:
Даниил гранин и феликс кармазинов стали почетными гражданами
Вчера депутатам Законодательного собрания понадобилось всего 20 минут, чтобы назвать имена двух новых почетных граждан Петербурга. Претендовали на зв...

Смерть "налога на смерть" наследство теперь у нас не облагается
В англоязычных текстах (даже в экономических работах) налог на наследство часто называют "налогом на смерть". В России же этот налог сам оказался при смерти. И дата ее точн...

Минобороны россии ужесточит наказание за сокрытие неуставных отношений
Министр обороны России Сергей Иванов принял решение ужесточить наказание должностных лиц за сокрытие случаев неуставных взаимоотношений. "Министром обороны принято решение о внесении изменений ...

Обзор российского законодательства за 27.01.2006
Утверждено Положение о геральдическом знаке - эмблеме и флаге Федеральной службы судебных приставов Указом Президента РФ от 24 января 2006 года N 42 утверждено Полож...

Когда к вам приходит инспектор труда
Сотрудники инспекций труда обладают обширными правами как в сфере контроля, так и надзора. Однако некоторые бухгалтеры и руководители предприятий недооценивают значимость контролеров. Именно ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования