Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездно полученного имущества
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Мап россии оштрафовал на 20 тысяч рублей фирму-создателя рекламного ролика, спровоцировавшего массовые беспорядки футбольных фанатов в центре москвы
МАП России оштрафовал рекламное агентство «Атор» на 200 МРОТ за демонстрацию после футбольного матча Чемпионата мира на мо...

Юридические услуги

Зачет (возврат) излишне уплаченных налогов

Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или взысканными. Переплата может возникнуть не только у налогоплательщика, но и у налогового агента, а также плательщика сбора. Данную ситуацию призваны разрешить нормы главы 12 НК РФ, которая как раз регулирует отношения по возврату и зачету излишне уплаченных или взысканных сумм. Однако, при применении норм указанной главы Кодекса возникают некоторые проблемы, которым и посвящена работа.

Евгений Нафтаев,
налоговый юрист Консультационной группы "Баланс"

Сначала разберемся с ситуациями, при которых возникает переплата

Переплата может возникнуть в двух случаях:

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание). Этому в основном и посвящена упомянутая глава Кодекса;

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения. В этом случае тоже возникает возможность для возврата (зачета) со ссылкой на нормы общей части налогового кодекса (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А 42 - 2832 / 01 - 25 ) если только законодатель не устанавливает специальные правила по поводу переплаченных таким образом сумм. Например, при отмене ЕСН для предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде ЕНВД, переплаченные суммы налогов возможно было только зачесть, но не возместить из бюджета.

Переплачены могут быть суммы налога, сбора, пени или штрафов.

Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:

  • зачет
  • возврат излишне уплаченного либо взысканного налога.

Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства. Зачет по общему правилу осуществляется налоговым органом (ст. 45 , п. 2 ст. 78 НК РФ), но в некоторых случаях (отказ налогового органа в зачете, зачет штрафа) может быть осуществлен в судебном порядке. Налоговый орган может провести зачет самостоятельно либо по заявлению налогоплательщика. Причем по собственной инициативе налоговый орган вправе зачесть излишне уплаченную сумму только в отношении налоговых платежей, по которым имеется недоимка. В счет уплаты пени переплата по налогу может быть зачтена только по заявлению налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А 42 - 2832 / 01 - 25 ).

Зачету подлежит как сумма излишне уплаченного налога (п. 1 ст. 78 ), так и сбора, пени (п. 11 ст. 78 ). Следует обратить внимание на то, что допускается зачет только сумм излишне уплаченного налога, зачет уплаченных за определенный период сумм налога при наличии недоимок по другим периодам, пусть и предшествующим, недопустим (Постановление ФАС СЗО от 23.04.2002 № А 56 - 31835 / 01 ).

Возврат – возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.

Данный способ может быть использован только при соблюдении некоторых условий. Одним из таких условий является отсутствие недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата (п. 7 ст. 78 , п. 1 ст. 79 НК РФ). Здесь имеется в виду недоимка по всем налогам, подлежащим уплате в данный бюджет, а не только по тому налогу, по которому имеется переплата (Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2001 № Ф 04 / 360 - 56 /А 45 - 2001 ). Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган (Постановление ФАС ЗСО от 10.04.2002 № Ф 04 / 1208 - 215 /А 46 - 2002 ).

Однако положения о том, что возврат излишне взысканных налогов возможен только после зачета рассчитан на добросовестные действия взыскателя. Если же взыскание произведено с нарушением норм НК РФ, то такие действия не могут быть обеспечены защитой, а иск о возврате оспариваемых сумм может быть удовлетворен несмотря на наличие недоимки (Постановление ФАС СКО от 16.11.2000 № Ф 08 - 3163 / 2000 ).

Помимо того, недопустим возврат виртуально уплаченных сумм. Так, для возврата из бюджета сумм налога они должны реально поступить в бюджет (Постановлением ФАС ЗСО от 24.04.2002 № Ф 04 / 1408 - 248 /А 46 - 2002 ). Уплаченным налогом, подлежащим возврату в порядке ст. 78 НК РФ можно считать только тот налог, который уплачен денежными средствами (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф 04 / 3950 - 1364 /А 45 - 2001 ), в противном случае суммы переплаты могут быть зачтены только в счет недоимки и будущих платежей (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф 04 / 3953 - 1363 /А 45 - 2001 ). Однако последнее решение вынесено с учетом местного законодательства, устанавливающего запрет на возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных векселями. Потому представляется верным, что возврат излишне уплаченных неденежным способом сумм все же допустим. Другое дело, что данный способ расчетов в налоговом праве теперь практически не используется, и данное положение не найдет практического применения.

Возврат происходит за счет того бюджета, в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 15.04.2002 № Ф 04 / 1333 - 232 /А 46 - 2002 ) налоговым органом (п. 2 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 24.01.2001 № Ф 04 / 165 - 813 /А 70 - 2000 ). Попытки возместить излишне уплаченные налоги за счет иных органов государственной и местной власти не достигли своей цели (Постановления ФАС ЗСО от 4.10.2000 № Ф 04 / 2529 - 649 /А 46 - 2000 , от 22.11.2000 №Ф 04 / 3025 - 780 /А 27 - 2000 ). Осуществление возврата излишне уплаченных налогов и других платежей возложено на органы казначейства, которые наряду с налоговыми органами могут выступать ответчиками по спорам о возврате. Однако указанное положение хотя и нашло подтверждение в судебной практике (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф 04 / 3244 - 377 /А- 2001 , от 24.10.2001 № Ф 04 / 3219 - 367 /А 67 - 2001 ), все же было расценено судом как недостаточное основание для отмены судебного решения первой инстанции, где в иске к органу казначейства было отказано ввиду отсутствия полномочий кассационной инстанции по привлечению к участию в деле других лиц и исполнения исполнительного листа о взыскании.

Возвращает сумму излишне уплаченного налога инспекция по месту учета налогоплательщика. В случае если налогоплательщик подал заявление о возврате излишне уплаченного налога в одну инспекцию, но потом перешел на учет в другую инспекцию, то вопрос о том, какая инспекция будет осуществлять возврат разрешается судами по разному: «первой» (Постановление ФАС МО от 12.10.2001 № КА-А 40 / 5712 - 01 ), либо «второй» (Постановление АС НСО от 03.02.2003 № А 45 - 11648 / 02 -СА 12 / 91 ) инспекциями. Таким образом, не так уж и важно какой налоговый орган будет осуществлять возврат.

Применение к возмещению НДС. Отношения по зачету и возмещению НДС до 1 января 2001 г . регулируемые Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», а после 1.01.2001 главой 26 НК РФ имеют иную природу. Суммы возникают не в результате ошибочных действий налогоплательщика (излишняя уплата налога) или налогового органа (неправомерное взыскание излишней суммы), а в результате самой организации налога на добавленную стоимость, предполагающей, при определенных обстоятельствах, возмещение правильно уплаченных сумм налога. Таким образом, оснований для применения к указанным отношениям положений ст. 78 НК РФ нет (Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2001 №Ф 04 / 1190 - 327 /А 46 - 2001 ).

Порядок зачета и возврата

Срок. Заявление в налоговый орган о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога может быть подано только в течение 3 лет с момента переплаты (п. 8 ст .78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2001 № Ф 04 / 950 - 239 /А 46 - 2001 ). Указанный срок распространяется только на заявление о возврате, но не на сам возврат, который может быть осуществлен и по истечении указанного срока (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.01.2001 № 3646 / 01 ). Вместе с тем, заявление о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в суд подается по общим правилам о сроке исковой давности, предусмотренным ст. 200 ГК РФ – в течение 3 лет с момента, когда заинтересованному лицу стало известно о факте переплаты (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173 -О). При пропуске срока установленного налоговым законодательством необходимо заявить ходатайство в суд о применении п. 1 ст. 200 ГК РФ.

Зачет налоговым органом . Налоговый орган по заявлению налогоплательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей выносит решение в течение 5 дней. В любом случае, налогоплательщик должен быть проинформирован о принятом по его заявлению решении в течение двух недель с момента подачи заявления.

Возврат налоговым органом . Возврат налоговым органом может быть осуществлен при соблюдении ранее рассмотренных условий. Необходимо также иметь в виду, что не всякие суммы может вернуть налоговый орган. Так, вернуть суммы уплаченных (взысканных) штрафов возможно только в судебном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в месячный срок со дня подачи заявления о возврате. В данном пункте речь идет о сроке для возврата, а не сроке принятия решения налоговым органом о возврате, направляемом в казначейство (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф 04 / 3244 - 377 /А- 2001 , от 24.10.2001 № Ф 04 / 3219 - 367 /А 67 - 2001 ). Проведением налоговой проверки (выездной или камеральной) налоговый орган также не вправе оттянуть момент возврата (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2001 № Ф 04 / 3239 - 980 - 981 - 982 /А 27 - 2001 ). В случае просрочки возврата средств на них начисляются проценты по ставке рефинансирования.

Обращение в суд . Ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность подать заявление в налоговый орган о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Также законодательство установило обязанность налогового органа рассмотреть указанное заявление и принять по нему решение. Потому обращение в суд с требованием о возврате (зачете) указанных сумм допустимо только в том случае, когда налоговый орган отказал в возврате (зачете) указанных сумм, либо налогоплательщик не получил ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 ). Поскольку ст. 79 досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканных сумм не предусмотрен, заявление о возврате указанных сумм рассматривается арбитражным судом без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № А 44 - 2778 / 01 -С 3 -к, от 01.04.2002 № А 44 - 2779 / 01 -С 3 -к и др.).

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает несколько процедур возмещения излишне уплаченных в бюджет средств в счет погашения налоговых обязательств. Практика правоприменения по данному вопросу пусть и недостаточно большая и порой противоречивая, но уже есть. Радует, что налогоплательщики имеют некие гарантии ответственности государства за деятельность своих органов (налоговых) в форме возмещения убытков причиняемых при невозврате, либо несвоевременном возврате излишне уплаченных средств. Ранее мер по начислению процентов за просрочку возврата законодательство не предусматривало, а сейчас при должном усердии юристов организации и граждане в состоянии защитить свои права в налоговой сфере.


Другие юридические статьи:
Собственность на воду есть не везде
СПб. При разработке проекта Водного кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран. ...

Операция "антициклон" граждан хотят заставить страховать свои жилища
Борьба вокруг законопроекта об обязательном страховании жилья может стать заметной интригой предвыборного сезона. В дискуссию уже вступила тяжелая артиллерия: Госстрой и МЧ...

Президент избираем. и этого пока достаточно.
Смелыми мыслями о текущем моменте поделился в эксклюзивном интервью "Делу" помощник председателя правительства РФ Александр Починок, неизменный приверженец "правого дела" и...

Правительственная комиссия рассмотрит возможность введения комбинированных ставок импортных таможенных пошлин на полиметилакрилат, шины и олово
Правительственная комиссия на заседании 6 сентября 2002 года рассмотрит возможность введения комбинированных ставок импорт...

Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездно полученного имущества
Войтов В.Р.   Опубликовано в номере: Консультант бухгалтера №10 / 2004 Безвозмездная ...

Даже при беспрекословном соблюдении налогоплательщиком норм налогового права суммы налога, пени и штрафов могут оказаться излишне уплаченными или взысканными. Переплата может возникнуть не только у налогоплательщика, но и у налогового агента, а также плательщика сбора. Данную ситуацию призваны разрешить нормы главы 12 НК РФ, которая как раз регулирует отношения по возврату и зачету излишне уплаченных или взысканных сумм. Однако, при применении норм указанной главы Кодекса возникают некоторые проблемы, которым и посвящена работа.

Евгений Нафтаев,
налоговый юрист Консультационной группы "Баланс"

Сначала разберемся с ситуациями, при которых возникает переплата

Переплата может возникнуть в двух случаях:

1. Совершение ошибочных действий самим налогоплательщиком (излишняя уплата), либо налоговым органом (излишнее взыскание). Этому в основном и посвящена упомянутая глава Кодекса;

2. Переплата может возникнуть и без ошибочных действий. Такая ситуации может возникнуть при признании нормативного акта, устанавливающего налог, недействительным, отмены нормативного акта принявшим его органом, либо изменении системы налогообложения. В этом случае тоже возникает возможность для возврата (зачета) со ссылкой на нормы общей части налогового кодекса (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А 42 - 2832 / 01 - 25 ) если только законодатель не устанавливает специальные правила по поводу переплаченных таким образом сумм. Например, при отмене ЕСН для предпринимателей, перешедших на систему налогообложения в виде ЕНВД, переплаченные суммы налогов возможно было только зачесть, но не возместить из бюджета.

Переплачены могут быть суммы налога, сбора, пени или штрафов.

Налоговое право содержит два пути разрешения ситуации, в которой возникла переплата:

  • зачет
  • возврат излишне уплаченного либо взысканного налога.

Зачет представляет собой способ исполнения обязанности по уплате налога или сбора при котором суммы, уплаченные изначально в счет одного налогового обязательства считаются уплаченными в счет иного обязательства. Зачет по общему правилу осуществляется налоговым органом (ст. 45 , п. 2 ст. 78 НК РФ), но в некоторых случаях (отказ налогового органа в зачете, зачет штрафа) может быть осуществлен в судебном порядке. Налоговый орган может провести зачет самостоятельно либо по заявлению налогоплательщика. Причем по собственной инициативе налоговый орган вправе зачесть излишне уплаченную сумму только в отношении налоговых платежей, по которым имеется недоимка. В счет уплаты пени переплата по налогу может быть зачтена только по заявлению налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС СЗО от 30.07.2001 № А 42 - 2832 / 01 - 25 ).

Зачету подлежит как сумма излишне уплаченного налога (п. 1 ст. 78 ), так и сбора, пени (п. 11 ст. 78 ). Следует обратить внимание на то, что допускается зачет только сумм излишне уплаченного налога, зачет уплаченных за определенный период сумм налога при наличии недоимок по другим периодам, пусть и предшествующим, недопустим (Постановление ФАС СЗО от 23.04.2002 № А 56 - 31835 / 01 ).

Возврат – возмещение из бюджета уплаченных в счет погашения налоговых обязательств сумм. Возврат осуществляется налоговым органом за счет средств соответствующего бюджета.

Данный способ может быть использован только при соблюдении некоторых условий. Одним из таких условий является отсутствие недоимки перед тем бюджетом, в который произошла переплата (п. 7 ст. 78 , п. 1 ст. 79 НК РФ). Здесь имеется в виду недоимка по всем налогам, подлежащим уплате в данный бюджет, а не только по тому налогу, по которому имеется переплата (Постановление ФАС ЗСО от 12.02.2001 № Ф 04 / 360 - 56 /А 45 - 2001 ). Наличие недоимки устанавливает налоговый орган и в случае решения вопроса о возврате излишне уплаченного налога в суде обязанность по доказыванию наличия недоимки ложится на налоговый орган (Постановление ФАС ЗСО от 10.04.2002 № Ф 04 / 1208 - 215 /А 46 - 2002 ).

Однако положения о том, что возврат излишне взысканных налогов возможен только после зачета рассчитан на добросовестные действия взыскателя. Если же взыскание произведено с нарушением норм НК РФ, то такие действия не могут быть обеспечены защитой, а иск о возврате оспариваемых сумм может быть удовлетворен несмотря на наличие недоимки (Постановление ФАС СКО от 16.11.2000 № Ф 08 - 3163 / 2000 ).

Помимо того, недопустим возврат виртуально уплаченных сумм. Так, для возврата из бюджета сумм налога они должны реально поступить в бюджет (Постановлением ФАС ЗСО от 24.04.2002 № Ф 04 / 1408 - 248 /А 46 - 2002 ). Уплаченным налогом, подлежащим возврату в порядке ст. 78 НК РФ можно считать только тот налог, который уплачен денежными средствами (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф 04 / 3950 - 1364 /А 45 - 2001 ), в противном случае суммы переплаты могут быть зачтены только в счет недоимки и будущих платежей (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2001 № Ф 04 / 3953 - 1363 /А 45 - 2001 ). Однако последнее решение вынесено с учетом местного законодательства, устанавливающего запрет на возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных векселями. Потому представляется верным, что возврат излишне уплаченных неденежным способом сумм все же допустим. Другое дело, что данный способ расчетов в налоговом праве теперь практически не используется, и данное положение не найдет практического применения.

Возврат происходит за счет того бюджета, в который произошла переплата (п. 9 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 15.04.2002 № Ф 04 / 1333 - 232 /А 46 - 2002 ) налоговым органом (п. 2 ст. 78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 24.01.2001 № Ф 04 / 165 - 813 /А 70 - 2000 ). Попытки возместить излишне уплаченные налоги за счет иных органов государственной и местной власти не достигли своей цели (Постановления ФАС ЗСО от 4.10.2000 № Ф 04 / 2529 - 649 /А 46 - 2000 , от 22.11.2000 №Ф 04 / 3025 - 780 /А 27 - 2000 ). Осуществление возврата излишне уплаченных налогов и других платежей возложено на органы казначейства, которые наряду с налоговыми органами могут выступать ответчиками по спорам о возврате. Однако указанное положение хотя и нашло подтверждение в судебной практике (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф 04 / 3244 - 377 /А- 2001 , от 24.10.2001 № Ф 04 / 3219 - 367 /А 67 - 2001 ), все же было расценено судом как недостаточное основание для отмены судебного решения первой инстанции, где в иске к органу казначейства было отказано ввиду отсутствия полномочий кассационной инстанции по привлечению к участию в деле других лиц и исполнения исполнительного листа о взыскании.

Возвращает сумму излишне уплаченного налога инспекция по месту учета налогоплательщика. В случае если налогоплательщик подал заявление о возврате излишне уплаченного налога в одну инспекцию, но потом перешел на учет в другую инспекцию, то вопрос о том, какая инспекция будет осуществлять возврат разрешается судами по разному: «первой» (Постановление ФАС МО от 12.10.2001 № КА-А 40 / 5712 - 01 ), либо «второй» (Постановление АС НСО от 03.02.2003 № А 45 - 11648 / 02 -СА 12 / 91 ) инспекциями. Таким образом, не так уж и важно какой налоговый орган будет осуществлять возврат.

Применение к возмещению НДС. Отношения по зачету и возмещению НДС до 1 января 2001 г . регулируемые Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», а после 1.01.2001 главой 26 НК РФ имеют иную природу. Суммы возникают не в результате ошибочных действий налогоплательщика (излишняя уплата налога) или налогового органа (неправомерное взыскание излишней суммы), а в результате самой организации налога на добавленную стоимость, предполагающей, при определенных обстоятельствах, возмещение правильно уплаченных сумм налога. Таким образом, оснований для применения к указанным отношениям положений ст. 78 НК РФ нет (Постановление ФАС ЗСО от 27.04.2001 №Ф 04 / 1190 - 327 /А 46 - 2001 ).

Порядок зачета и возврата

Срок. Заявление в налоговый орган о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога может быть подано только в течение 3 лет с момента переплаты (п. 8 ст .78 НК РФ, Постановление ФАС ЗСО от 02.04.2001 № Ф 04 / 950 - 239 /А 46 - 2001 ). Указанный срок распространяется только на заявление о возврате, но не на сам возврат, который может быть осуществлен и по истечении указанного срока (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.01.2001 № 3646 / 01 ). Вместе с тем, заявление о возврате сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в суд подается по общим правилам о сроке исковой давности, предусмотренным ст. 200 ГК РФ – в течение 3 лет с момента, когда заинтересованному лицу стало известно о факте переплаты (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173 -О). При пропуске срока установленного налоговым законодательством необходимо заявить ходатайство в суд о применении п. 1 ст. 200 ГК РФ.

Зачет налоговым органом . Налоговый орган по заявлению налогоплательщика о зачете переплаты в счет предстоящих платежей выносит решение в течение 5 дней. В любом случае, налогоплательщик должен быть проинформирован о принятом по его заявлению решении в течение двух недель с момента подачи заявления.

Возврат налоговым органом . Возврат налоговым органом может быть осуществлен при соблюдении ранее рассмотренных условий. Необходимо также иметь в виду, что не всякие суммы может вернуть налоговый орган. Так, вернуть суммы уплаченных (взысканных) штрафов возможно только в судебном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится в месячный срок со дня подачи заявления о возврате. В данном пункте речь идет о сроке для возврата, а не сроке принятия решения налоговым органом о возврате, направляемом в казначейство (Постановления ФАС ЗСО от 24.10.2001 № Ф 04 / 3244 - 377 /А- 2001 , от 24.10.2001 № Ф 04 / 3219 - 367 /А 67 - 2001 ). Проведением налоговой проверки (выездной или камеральной) налоговый орган также не вправе оттянуть момент возврата (Постановление ФАС ЗСО от 22.10.2001 № Ф 04 / 3239 - 980 - 981 - 982 /А 27 - 2001 ). В случае просрочки возврата средств на них начисляются проценты по ставке рефинансирования.

Обращение в суд . Ст. 21 и 78 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность подать заявление в налоговый орган о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога. Также законодательство установило обязанность налогового органа рассмотреть указанное заявление и принять по нему решение. Потому обращение в суд с требованием о возврате (зачете) указанных сумм допустимо только в том случае, когда налоговый орган отказал в возврате (зачете) указанных сумм, либо налогоплательщик не получил ответа в установленный законом срок (п. 22 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 ). Поскольку ст. 79 досудебный порядок урегулирования спора о возврате излишне взысканных сумм не предусмотрен, заявление о возврате указанных сумм рассматривается арбитражным судом без предварительного обращения налогоплательщика в налоговый орган (Постановление ФАС СЗО от 08.04.2002 № А 44 - 2778 / 01 -С 3 -к, от 01.04.2002 № А 44 - 2779 / 01 -С 3 -к и др.).

Таким образом, налоговое законодательство предусматривает несколько процедур возмещения излишне уплаченных в бюджет средств в счет погашения налоговых обязательств. Практика правоприменения по данному вопросу пусть и недостаточно большая и порой противоречивая, но уже есть. Радует, что налогоплательщики имеют некие гарантии ответственности государства за деятельность своих органов (налоговых) в форме возмещения убытков причиняемых при невозврате, либо несвоевременном возврате излишне уплаченных средств. Ранее мер по начислению процентов за просрочку возврата законодательство не предусматривало, а сейчас при должном усердии юристов организации и граждане в состоянии защитить свои права в налоговой сфере.


Другие юридические статьи:
Собственность на воду есть не везде
СПб. При разработке проекта Водного кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран. ...

Операция "антициклон" граждан хотят заставить страховать свои жилища
Борьба вокруг законопроекта об обязательном страховании жилья может стать заметной интригой предвыборного сезона. В дискуссию уже вступила тяжелая артиллерия: Госстрой и МЧ...

Президент избираем. и этого пока достаточно.
Смелыми мыслями о текущем моменте поделился в эксклюзивном интервью "Делу" помощник председателя правительства РФ Александр Починок, неизменный приверженец "правого дела" и...

Правительственная комиссия рассмотрит возможность введения комбинированных ставок импортных таможенных пошлин на полиметилакрилат, шины и олово
Правительственная комиссия на заседании 6 сентября 2002 года рассмотрит возможность введения комбинированных ставок импорт...

Бухгалтерский учет и налогообложение безвозмездно полученного имущества
Войтов В.Р.   Опубликовано в номере: Консультант бухгалтера №10 / 2004 Безвозмездная ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования