"нет смысла засорять кассационную инстанцию жалобами"
Месяц назад президент Владимир Путин назначил председателем
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее -- ФАС) бывшего
зампреда Высшего арбитражного суда Игоря Стрелова. Свое первое интервью в новой
должности господин Стрелов дал корреспонденту Ъ Дмитрию Маракулину.
-- Каковы ваши первые впечатления от нового места
работы?
-- Благодаря деятельности бывшего руководителя ФАСа Александра
Комарова суд представляет собой хорошо отлаженный механизм. Арбитражный суд
Северо-Запада вообще всегда был на хорошем счету в Высшем арбитражном суде, и
очень многие новшества начинались отсюда. Это и электронный документооборот
(участники процесса подают документы не только на бумажных носителях, но и на
дискетах. -- Ъ), и открытость правосудия. Любой из участников процесса может
проследить движение дела через Интернет на нашем сайте, имея лишь номер дела. И
третий момент, который бы я хотел отметить, это высокий стиль и качество
судебных актов. Этот суд оказался одним из первых, где была создана
редакторская группа.
-- Что вы намерены поменять?
-- Я по своей природе не сторонник коренного переустройства
государственных учреждений. Я за постепенные изменения и совершенствования
системы, за выявление проблем и их решение. Вот мой подход. А громкие
приказы... Они, может быть, производят эффект на внешний мир, но на работе суда
сказываются не очень хорошо. Из тех задач, что я себе наметил, главная --
сохранить высокий авторитет суда и обеспечить единообразную судебную практику в
условиях нестабильного законодательства. Кроме этого, требует внимания и само
здание: хотя его реконструкция была завершена, однако судебные залы не отвечают
необходимым требованиям. В залах судебных заседаний совещательные комнаты всего
по четыре квадратных метра, а в двух нет даже окон! Представьте себе, что в
течение дня судебный состав в этом замкнутом пространстве выносит решения. Это
создает психологические проблемы.
-- Что влияет сегодня на формирование судебной
практики?
-- Во-первых, недостаточно тщательная проработка
законодательных актов, которые при последующем применении требуют толкования.
Конечно, толкование всегда будет, но у всего должен быть предел. Во-вторых,
постоянные изменения в законодательстве. Я искренне сочувствую нашим судьям и
предпринимателям. То количество изменений, которое вносится в Налоговый кодекс
, просто не поддается осмыслению. Причем иногда изменения в одну и ту же
статью вносятся трижды за один год. Может быть, ее следовало принять один раз,
но надлежащим образом? Свои коррективы вносит апелляционная инстанция. Ведь у
нас кроме окружного суда есть еще два центра -- апелляционные инстанции. И наша
задача координировать их действия. Не влиять на решение судьи по конкретному
делу, а вырабатывать на совещаниях единую правовую позицию. Синхронизация и
есть наша задача.
-- Пока судебная практика не сформирована, разные
инстанции могут выносить прямо противоположные решения по одному и тому же
делу. Какие вопросы на сегодня являются самыми спорными?
-- Безусловно, очень острая проблема -- ликвидация
отсутствующих должников. В Российской Федерации насчитывается порядка 1,5 млн
недействующих юридических лиц. Уведомительный порядок регистрации и отсутствие
ответственности за последующую их ликвидацию приводят к тому, что бизнес просто
бросают, переоформив его на человека с улицы. Для ликвидации таких фирм
федеральная налоговая служба использует закон о банкротстве -- в результате
бюджет несет громадные потери (поскольку у указанных юрлиц нет ни денег на
счетах, ни имущества), а арбитражные суды первой инстанции "захлебываются" от
вала таких дел. На мой взгляд, спасти ситуацию могли бы изменения в закон о
регистрации юрлиц. Есть простая схема, зарекомендовавшая себя, к примеру, в той
же Швеции: налоговая служба выявляет "мертвые души", принимает решение об их
ликвидации и подает извещение о ликвидации в СМИ. Если есть хотя бы одно
возражение, эта процедура не применяется.
-- Насколько велика нагрузка на судей ФАСа? И как вы
намерены исправлять ситуацию?
-- Основную нагрузку -- до 40 процентов обращений в год --
создают государственные органы. В налоговой службе, к примеру, есть указание
обжаловать решение первой инстанции во всех последующих. Даже в тех случаях,
когда практика сформирована, а значит, все последующие инстанции будут
принимать аналогичное решение. Юристы налоговой службы заранее знают, как их
вопрос будет разрешен. Но есть указание руководства, и они его выполняют. В
этом случае суд выполняет механическую работу. Нет смысла засорять
апелляционную и кассационную инстанции жалобами. Вот с этим будем бороться.
-- С уходом прежнего главы Высшего арбитражного суда
(ВАС) Вениамина Яковлева и приходом Антона Иванова, как в самом ВАСе, так и в
арбитражных судах Петербурга появились новые люди. Идет формирование новой
команды?
-- Дело в том, что вопрос некорректно сформулирован. Судей
поменять в суде очень сложно, почти невозможно, так как они назначены
пожизненно. Но -- чем больше нагрузка, тем раньше человек уходит на пенсию. У
нынешнего главы ВАСа Антона Иванова, когда он занял пост председателя суда,
были три вакансии заместителей, он может принять новых людей на эти должности.
Конкуренция идет не на уровне поколений, а на уровне профессионализма.
-- Отставку прежнего председателя Арбитражного суда
Северо-Запада Александра Комарова связывали с якобы имевшимся конфликтом между
ним и новым главой ВАСа Антоном Ивановым. Что вы думаете об этом?
-- Я читал все эти публикации, и нахожу в них много
неточностей. К примеру, газеты писали что Александр Комаров покинул свой пост
накануне пенсии: но ему оставалось еще отработать четыре года. Могу сказать
одно: никакого давления со стороны господина Иванова не было. Об этом говорит
уже то, что Антон Иванов приехал на прощальный вечер господина Комарова и
пробыл на нем до конца. Что касается расхождений во взглядах председателей...
На что они могут влиять? Мне это неизвестно. Налицо только то, что показатели
работы Северо-Западного суда одни из лучших в стране. Какие еще могут быть
вопросы?
Другие юридические статьи:
В ближайшие 10 лет, по замыслу Смольного, в центре города
должны освободиться под инвестиционные проекты 500 га земель, занимаемых сейчас
производств...
В государственной Думе прошло первое публичное
обсуждение нового варианта Жилищного кодекса - главного закона, регулирующего
все правоотношения, возникающие при пользовании...
Первый замминистра финансов Сергей Шаталов не смог
рассказать вчера о налоговой реформе. Впервые за время своего премьерства
Михаил Касьянов не пустил докладчика на трибуну...
Материал предоставлен журналом Консультант / Наталия Курбатова и Ирина Сикачева,
независимые консультанты по управлению персонало...
Одной из главных забот нового правительства станет налоговая реформа. В
частности, предполагается изменить ставку и систему сбора Единого
социального
налога. О том, как это будет проис...
Месяц назад президент Владимир Путин назначил председателем
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (далее -- ФАС) бывшего
зампреда Высшего арбитражного суда Игоря Стрелова. Свое первое интервью в новой
должности господин Стрелов дал корреспонденту Ъ Дмитрию Маракулину.
-- Каковы ваши первые впечатления от нового места
работы?
-- Благодаря деятельности бывшего руководителя ФАСа Александра
Комарова суд представляет собой хорошо отлаженный механизм. Арбитражный суд
Северо-Запада вообще всегда был на хорошем счету в Высшем арбитражном суде, и
очень многие новшества начинались отсюда. Это и электронный документооборот
(участники процесса подают документы не только на бумажных носителях, но и на
дискетах. -- Ъ), и открытость правосудия. Любой из участников процесса может
проследить движение дела через Интернет на нашем сайте, имея лишь номер дела. И
третий момент, который бы я хотел отметить, это высокий стиль и качество
судебных актов. Этот суд оказался одним из первых, где была создана
редакторская группа.
-- Что вы намерены поменять?
-- Я по своей природе не сторонник коренного переустройства
государственных учреждений. Я за постепенные изменения и совершенствования
системы, за выявление проблем и их решение. Вот мой подход. А громкие
приказы... Они, может быть, производят эффект на внешний мир, но на работе суда
сказываются не очень хорошо. Из тех задач, что я себе наметил, главная --
сохранить высокий авторитет суда и обеспечить единообразную судебную практику в
условиях нестабильного законодательства. Кроме этого, требует внимания и само
здание: хотя его реконструкция была завершена, однако судебные залы не отвечают
необходимым требованиям. В залах судебных заседаний совещательные комнаты всего
по четыре квадратных метра, а в двух нет даже окон! Представьте себе, что в
течение дня судебный состав в этом замкнутом пространстве выносит решения. Это
создает психологические проблемы.
-- Что влияет сегодня на формирование судебной
практики?
-- Во-первых, недостаточно тщательная проработка
законодательных актов, которые при последующем применении требуют толкования.
Конечно, толкование всегда будет, но у всего должен быть предел. Во-вторых,
постоянные изменения в законодательстве. Я искренне сочувствую нашим судьям и
предпринимателям. То количество изменений, которое вносится в Налоговый кодекс
, просто не поддается осмыслению. Причем иногда изменения в одну и ту же
статью вносятся трижды за один год. Может быть, ее следовало принять один раз,
но надлежащим образом? Свои коррективы вносит апелляционная инстанция. Ведь у
нас кроме окружного суда есть еще два центра -- апелляционные инстанции. И наша
задача координировать их действия. Не влиять на решение судьи по конкретному
делу, а вырабатывать на совещаниях единую правовую позицию. Синхронизация и
есть наша задача.
-- Пока судебная практика не сформирована, разные
инстанции могут выносить прямо противоположные решения по одному и тому же
делу. Какие вопросы на сегодня являются самыми спорными?
-- Безусловно, очень острая проблема -- ликвидация
отсутствующих должников. В Российской Федерации насчитывается порядка 1,5 млн
недействующих юридических лиц. Уведомительный порядок регистрации и отсутствие
ответственности за последующую их ликвидацию приводят к тому, что бизнес просто
бросают, переоформив его на человека с улицы. Для ликвидации таких фирм
федеральная налоговая служба использует закон о банкротстве -- в результате
бюджет несет громадные потери (поскольку у указанных юрлиц нет ни денег на
счетах, ни имущества), а арбитражные суды первой инстанции "захлебываются" от
вала таких дел. На мой взгляд, спасти ситуацию могли бы изменения в закон о
регистрации юрлиц. Есть простая схема, зарекомендовавшая себя, к примеру, в той
же Швеции: налоговая служба выявляет "мертвые души", принимает решение об их
ликвидации и подает извещение о ликвидации в СМИ. Если есть хотя бы одно
возражение, эта процедура не применяется.
-- Насколько велика нагрузка на судей ФАСа? И как вы
намерены исправлять ситуацию?
-- Основную нагрузку -- до 40 процентов обращений в год --
создают государственные органы. В налоговой службе, к примеру, есть указание
обжаловать решение первой инстанции во всех последующих. Даже в тех случаях,
когда практика сформирована, а значит, все последующие инстанции будут
принимать аналогичное решение. Юристы налоговой службы заранее знают, как их
вопрос будет разрешен. Но есть указание руководства, и они его выполняют. В
этом случае суд выполняет механическую работу. Нет смысла засорять
апелляционную и кассационную инстанции жалобами. Вот с этим будем бороться.
-- С уходом прежнего главы Высшего арбитражного суда
(ВАС) Вениамина Яковлева и приходом Антона Иванова, как в самом ВАСе, так и в
арбитражных судах Петербурга появились новые люди. Идет формирование новой
команды?
-- Дело в том, что вопрос некорректно сформулирован. Судей
поменять в суде очень сложно, почти невозможно, так как они назначены
пожизненно. Но -- чем больше нагрузка, тем раньше человек уходит на пенсию. У
нынешнего главы ВАСа Антона Иванова, когда он занял пост председателя суда,
были три вакансии заместителей, он может принять новых людей на эти должности.
Конкуренция идет не на уровне поколений, а на уровне профессионализма.
-- Отставку прежнего председателя Арбитражного суда
Северо-Запада Александра Комарова связывали с якобы имевшимся конфликтом между
ним и новым главой ВАСа Антоном Ивановым. Что вы думаете об этом?
-- Я читал все эти публикации, и нахожу в них много
неточностей. К примеру, газеты писали что Александр Комаров покинул свой пост
накануне пенсии: но ему оставалось еще отработать четыре года. Могу сказать
одно: никакого давления со стороны господина Иванова не было. Об этом говорит
уже то, что Антон Иванов приехал на прощальный вечер господина Комарова и
пробыл на нем до конца. Что касается расхождений во взглядах председателей...
На что они могут влиять? Мне это неизвестно. Налицо только то, что показатели
работы Северо-Западного суда одни из лучших в стране. Какие еще могут быть
вопросы?
Другие юридические статьи:
В ближайшие 10 лет, по замыслу Смольного, в центре города
должны освободиться под инвестиционные проекты 500 га земель, занимаемых сейчас
производств...
В государственной Думе прошло первое публичное
обсуждение нового варианта Жилищного кодекса - главного закона, регулирующего
все правоотношения, возникающие при пользовании...
Первый замминистра финансов Сергей Шаталов не смог
рассказать вчера о налоговой реформе. Впервые за время своего премьерства
Михаил Касьянов не пустил докладчика на трибуну...
Материал предоставлен журналом Консультант / Наталия Курбатова и Ирина Сикачева,
независимые консультанты по управлению персонало...
Одной из главных забот нового правительства станет налоговая реформа. В
частности, предполагается изменить ставку и систему сбора Единого
социального
налога. О том, как это будет проис...
|