Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Автобус не спешит, автобус понимает
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
С 1 января не получившие паспорт рф граждане будут привлекаться к административной ответственности
Граждане, не поменявшие до 31 декабря 2003 года советский паспорт на паспорт гражданина РФ, будут привлекаться к администр...

Юридические услуги

Ответы на сложные вопросы

В прошлый четверг в гостях у редакции "Санкт-Петербургского Курьера" была глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Вера Анатольевна Дементьева. - Вера Анатольевна, 1 июля петербургские реставраторы впервые отметили свой профессиональный праздник. О проблемах, перед которыми стоят реставраторы, наша газета писала в прошлом номере. Насколько проблематично ваше ведомство?

- В Петербурге, как и во всех мегаполисах, охрана памятников всегда была одной из самых конфликтных "зон". Нам еще повезло. Город был так гениально организован, что триста лет жил, практически не нуждаясь в переделке пространств, в отличие от очень многих мегаполисов Европы, прошедших болезненный путь серьезных реконструкций. Петербург сохранился как уникальное градостроительное образование. Но время берет свое. Вопросы сохранения наследия часто вступают в противоречие с урбанистическими потребностями развития.

Вера Дементьева: "В Петербурге охрана памятников всегда была одной из самых конфликтных "зон"

- Какая проблема в обозримом будущем может стать самой острой?

- Прокладка новых трафиков. Пока нам удается избегать пробивки новых улиц в историческом центре. Вы знаете, что периодически возникает вопрос о необходимости "дублера" Невского проспекта. Да, наверное, он необходим, но идти на такие компромиссы можно, только когда исчерпаны остальные методы, а мы считаем, что собственные резервы города изучены еще не до конца, в данном случае - резервы уже сложившейся дорожной сети. Зачастую это всего-навсего вопрос грамотного разведения дорожных потоков.

Иногда с ностальгией вспоминаются времена СССР, когда на реставрацию государство выделяло немалые средства. Впрочем, их хватало лишь на крупнейшие, знаковые памятники. А что касается средовой городской застройки... Второй год в рамках программы "Фасады Петербурга" мы целыми улицами реставрируем фасады домов исторического центра и узнаем, насколько губительно проходила прежде так называемая реставрация исторической застройки: применялись штукатурные программы с высоким содержанием цемента, синтетические красочные материалы, разрушающие даже кирпичную кладку, сбивались исторические штукатурки.

- Извините, перебью. Характерная особенность петербургской реставрации - отреставрировать и уйти. Между тем памятник требует постоянного ухода.

- Да, замечание правильное. Более того - сегодня это наша самая острая проблема. До сих пор не существует специальной службы для поддержания отреставрированных памятников. Но мы начали включать в договора с реставраторами пункт обязательного семилетнего гарантийного срока, и более того - впредь согласно договорам реставраторы должны будут осуществлять и межсезонное обследование отреставрированных ими объектов. Ситуация не изменится, пока не появится бюджетная статья "Содержание памятника и последующий уход за ним". КГИОП не имеет права выделять средства на починку крыши, на замену водосточных труб и т. д. И все же с уже отреставрированных объектов мы теперь не уйдем. Если понадобится, будем применять систему штрафов - в этом году КГИОП получил право административных наказаний. Сейчас же мы чувствуем мощную поддержку властей и городского сообщества, которая основана на искреннем желании сохранить уникальность Петербурга. Однако не думаю, что в сфере охраны памятников наступят легкие времена. Вот скоро ТСЖ полностью возьмут на себя управление жилыми домами, в том числе и объектами культурного наследия. Уже есть примеры: те, кто раньше возражал против установки на крышах своих домов рекламных щитов, видят теперь в этом возможность хорошего заработка. Поступают предложения надстроить объекты. Это реальная угроза для городской исторической среды. Если раньше мы испытывали прессинг только со стороны инвесторов и застройщиков, то скоро мы столкнемся и с интересами горожан.

- Известно, что одним из первых действий КГИОПа, когда вы его возглавили, стало утверждение высотного регламента. Но очевидно, что необходима максимально детальная регламентация строительного процесса в Петербурге. В противном случае могут возникать проекты вроде торгово-развлекательного комплекса "Лиговский", который не нарушает высотного регламента, но его 230-метровый фасад вдоль Лиговского "убивает" проспект.

- То, что нам удалось добиться принятия временного высотного регламента , - большая удача, ведь он был разработан гораздо раньше, но при прежнем руководстве города "протащить" его было невозможно. До 2004 года параметры застройки определялись в процессе согласований в кабинетах чиновников.

Но вы абсолютно правы, необходим целый набор параметров, не только высотного регулирования - в том числе пропорций, цветности - всего, что определяет особенность петербургской архитектурной традиции. Долгое время мы охраняли отдельные памятники, а сегодня самая актуальная работа - сохранение городских пространств. Четкое определение параметров возможного строительства необходимо еще и потому, что застройщики, претендующие на центр города (и практически лишенные возможности строить новые здания - всего в исторической части Петербурга осталось около 200 объективных лакун, где теоретически возможно строительство), стремятся к реконструкции зданий и целых кварталов. Это значит, что здания будут расти либо вверх, либо вширь, либо вглубь, что не всегда является допустимой мерой приспособления памятника под современное использование.

- Несмотря на выработанный КГИОПом высотный регламент, линия Невы в ближайшее время будет нарушена 300-метровым небоскребом "Газпрома", известным как "Монблан".

- К сожалению, когда проект "Монблана" согласовывался, высотный регламент еще не действовал. Да, эти темы для КГИОПа болезненны. Высотные сооружения могут сильно влиять на сложившийся ландшафт. Конечно же, сегодня существуют технологии, позволяющие возводить такие здания. Однако в Петербурге отсутствует опыт строительства небоскребов, строительство на наших фунтах - высшая категория сложности. А небоскреб...

- И сегодня компромисс между застройщиками и КГИОПом невозможен?

- Сложный вопрос. Пожалуйста, говорят застройщики, мы готовы снести все верхние этажи. Компенсируйте наши потери.

В Дрездене я видела разборку этажей гостиницы, построенной во времена ГДР и признанной градостроительной ошибкой. С собственником здания заключили договор, в котором был рассчитан срок эксплуатации по выгоде, и по его истечении верхние этажи демонтируют.

Так что возможны разные способы компенсаций. Конечно же, эта практика приживется и у нас, поскольку градостроительные ошибки имеются, сегодня они общепризнаны. Думаю, рано или поздно, при очередном ремонте мы вернемся к отелю на Почтамтской, 4 (купол, нарушивший высотный регламент, вызвал бурю негодования среди общественности. - Прим. авт.). Конечно же, лучше не допускать ошибок, чем в дальнейшем мучительно искать возможность их устранения.

- Уже больше года действует программа "Фасады Петербурга". Но не менее важно и то, что за фасадами. В первую очередь я имею в виду дворы - особое петербургское пространство.

- Вы правы, эта программа - лишь верхушка комплексной программы. Дворы - малое городское пространство, наша общественная прихожая, в отличие от площадей и улиц, являющихся общественными гостиными.

В Москве проблемы решаются просто: оставляется фасад, внутри все разрушается и перестраивается. Получаются фальшстены, декорация. В Европе на это идут в самом крайнем случае. Как и в Петербурге.

- Вы сказали, что дворы нужно осваивать. Как найти компромисс между "городом Достоевского" и современным благоустройством дворов?

- Петербург Достоевского необходимо сохранить как заповедную зону. В памятных местах мера компромисса, связанного с реконструкцией, должна быть минимальна.

- Что это означает?

- Жить в этих дворах практически невозможно. Значит, надо предусмотреть иные варианты использования. Людям предоставлять новое жилье, а эти небольшие кварталы музеефицировать либо искать иные виды использования.

- Известно, что в Париже каждый житель исторической части города обязан регулярно оплачивать ремонт фасада. Не считаете ли вы, что пришло время и в Питере на законодательном уровне, а не только на ypoвне президентских и губернаторских программ, решать этот вопрос?

- Видите, я с вами все время coглашаюсь. Вы как будто в КГИОПе работаете... Проект подобного закона мы подготовили совместно с Жилищным комитетом, но пока он не может пройти юридическую экспертизу. Юристы считают, что мы вводим излишнее правовое регулирование. Там действительно прописано все, что касается порядка содержания недвижимости в историческом центре Петербурга. Этот проект закона мы будем отстаивать. Проблема есть, и другими способами она не решается.

- Не приведет ли это к вынужденной дифференциации населения? Не каждый сможет оплачивать жилье в центре, тем более, если после реконструкций питерские доходные дома будут "трансформироваться" в элитное жилье. Впрочем, может быть, подобная дифференциация и желательна?

- Ни в коем случае. Это одна из самых сложных тем в урбанистике. И с этим сейчас сталкиваются многие мегаполисы, в которых население группируется в социально однородные сообщества. Парижский пример, когда жители окраинных районов жгли машины, показал - социальная дифференциация по районам чревата конфликтами. В исторической части должно быть и супердорогое жилье, и жилье для среднего класса, и совсем дешевое, которое при этом должно быть стандартно качественным. В Париже дешевым жильем долго считались знаменитые мансарды. А сегодня они стали практически недоступны, они - предмет моды, престижа. Наш Генплан рассчитан именно на равновесие социальных слоев, на социальную гармонию.

- И все же возвращаясь к вопросу реконструкции, после которой появляются офисные центры, магазины, а люди мигрируют в спальные районы...

- Так тоже не должно быть. На Невском проспекте всегда существовал баланс между жильем, офисами и магазинами.

Вот, к примеру, недавно мы ознакомились с опытом Бедфорда, маленького городка в Великобритании. Каждый день город вымирал - население отправлялось работать в Лондон, и домой жители приезжали только ночевать. Власти Бедфорда сделали гениальный ход - пригласили художников, удивительным образом преобразивших городок. За 360 тысяч фунтов стерлингов был создан проект для привлечения туристов - "Огни Бедфорда", - благодаря которому город уже 15 лет процветает, в результате жители вернулись в свой город, потому что появились рабочие места.

Вот таким же должен стать Ломоносов, большая часть населения которого тоже уезжает на работу в Петербург. И тому послужит наш проект восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля "Ораниенбаум". Это не просто крупнейший реставрационный проект в Европе, он станет локомотивом изменения жизни города Ломоносова. Естественно, изменением к лучшему.

"Дворы - малое городское пространство, наша общественная прихожая, в отличие от площадей и улиц, являющихся общественными гостиными..."

Елена Боброва


Другие юридические статьи:
Прокурорское налогоизложение прокуратура сама видит, кто нарушает закон, и никакой другой закон ей не нужен
Вчера в Совет федерации РФ поступил ответ Генеральной прокуратуры на четкий официальный запрос о том, следует ли считать налоговую оптимизацию преступлением и какие коррект...

Граждан россии пронумеруют
Скоро у каждого гражданина России может появиться персональная ячейка во всероссийской электронной базе данных. Такое предложение Минэкономразвития об учете граждан завтра ...

Межбюджетный пасьянс
Правительство одобрило поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, связанные с реформой федеративных отношений и местного самоуправления. Необходимость принятия этих поправок...

Банкиры просят страховку чтобы свести к минимуму ипотечные риски
Национальная ассоциация участников ипотечного рынка разработала правила страхования ответственности заемщика за невозврат ипотечного кредита. Возможность создания системы с...

Автобус не спешит, автобус понимает
1 апреля в Петербурге началась решающая стадия транспортной реформы. Стадия прошла успешно: больше жаловаться на работу общественного транспорта горо...

В прошлый четверг в гостях у редакции "Санкт-Петербургского Курьера" была глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Вера Анатольевна Дементьева. - Вера Анатольевна, 1 июля петербургские реставраторы впервые отметили свой профессиональный праздник. О проблемах, перед которыми стоят реставраторы, наша газета писала в прошлом номере. Насколько проблематично ваше ведомство?

- В Петербурге, как и во всех мегаполисах, охрана памятников всегда была одной из самых конфликтных "зон". Нам еще повезло. Город был так гениально организован, что триста лет жил, практически не нуждаясь в переделке пространств, в отличие от очень многих мегаполисов Европы, прошедших болезненный путь серьезных реконструкций. Петербург сохранился как уникальное градостроительное образование. Но время берет свое. Вопросы сохранения наследия часто вступают в противоречие с урбанистическими потребностями развития.

Вера Дементьева: "В Петербурге охрана памятников всегда была одной из самых конфликтных "зон"

- Какая проблема в обозримом будущем может стать самой острой?

- Прокладка новых трафиков. Пока нам удается избегать пробивки новых улиц в историческом центре. Вы знаете, что периодически возникает вопрос о необходимости "дублера" Невского проспекта. Да, наверное, он необходим, но идти на такие компромиссы можно, только когда исчерпаны остальные методы, а мы считаем, что собственные резервы города изучены еще не до конца, в данном случае - резервы уже сложившейся дорожной сети. Зачастую это всего-навсего вопрос грамотного разведения дорожных потоков.

Иногда с ностальгией вспоминаются времена СССР, когда на реставрацию государство выделяло немалые средства. Впрочем, их хватало лишь на крупнейшие, знаковые памятники. А что касается средовой городской застройки... Второй год в рамках программы "Фасады Петербурга" мы целыми улицами реставрируем фасады домов исторического центра и узнаем, насколько губительно проходила прежде так называемая реставрация исторической застройки: применялись штукатурные программы с высоким содержанием цемента, синтетические красочные материалы, разрушающие даже кирпичную кладку, сбивались исторические штукатурки.

- Извините, перебью. Характерная особенность петербургской реставрации - отреставрировать и уйти. Между тем памятник требует постоянного ухода.

- Да, замечание правильное. Более того - сегодня это наша самая острая проблема. До сих пор не существует специальной службы для поддержания отреставрированных памятников. Но мы начали включать в договора с реставраторами пункт обязательного семилетнего гарантийного срока, и более того - впредь согласно договорам реставраторы должны будут осуществлять и межсезонное обследование отреставрированных ими объектов. Ситуация не изменится, пока не появится бюджетная статья "Содержание памятника и последующий уход за ним". КГИОП не имеет права выделять средства на починку крыши, на замену водосточных труб и т. д. И все же с уже отреставрированных объектов мы теперь не уйдем. Если понадобится, будем применять систему штрафов - в этом году КГИОП получил право административных наказаний. Сейчас же мы чувствуем мощную поддержку властей и городского сообщества, которая основана на искреннем желании сохранить уникальность Петербурга. Однако не думаю, что в сфере охраны памятников наступят легкие времена. Вот скоро ТСЖ полностью возьмут на себя управление жилыми домами, в том числе и объектами культурного наследия. Уже есть примеры: те, кто раньше возражал против установки на крышах своих домов рекламных щитов, видят теперь в этом возможность хорошего заработка. Поступают предложения надстроить объекты. Это реальная угроза для городской исторической среды. Если раньше мы испытывали прессинг только со стороны инвесторов и застройщиков, то скоро мы столкнемся и с интересами горожан.

- Известно, что одним из первых действий КГИОПа, когда вы его возглавили, стало утверждение высотного регламента. Но очевидно, что необходима максимально детальная регламентация строительного процесса в Петербурге. В противном случае могут возникать проекты вроде торгово-развлекательного комплекса "Лиговский", который не нарушает высотного регламента, но его 230-метровый фасад вдоль Лиговского "убивает" проспект.

- То, что нам удалось добиться принятия временного высотного регламента , - большая удача, ведь он был разработан гораздо раньше, но при прежнем руководстве города "протащить" его было невозможно. До 2004 года параметры застройки определялись в процессе согласований в кабинетах чиновников.

Но вы абсолютно правы, необходим целый набор параметров, не только высотного регулирования - в том числе пропорций, цветности - всего, что определяет особенность петербургской архитектурной традиции. Долгое время мы охраняли отдельные памятники, а сегодня самая актуальная работа - сохранение городских пространств. Четкое определение параметров возможного строительства необходимо еще и потому, что застройщики, претендующие на центр города (и практически лишенные возможности строить новые здания - всего в исторической части Петербурга осталось около 200 объективных лакун, где теоретически возможно строительство), стремятся к реконструкции зданий и целых кварталов. Это значит, что здания будут расти либо вверх, либо вширь, либо вглубь, что не всегда является допустимой мерой приспособления памятника под современное использование.

- Несмотря на выработанный КГИОПом высотный регламент, линия Невы в ближайшее время будет нарушена 300-метровым небоскребом "Газпрома", известным как "Монблан".

- К сожалению, когда проект "Монблана" согласовывался, высотный регламент еще не действовал. Да, эти темы для КГИОПа болезненны. Высотные сооружения могут сильно влиять на сложившийся ландшафт. Конечно же, сегодня существуют технологии, позволяющие возводить такие здания. Однако в Петербурге отсутствует опыт строительства небоскребов, строительство на наших фунтах - высшая категория сложности. А небоскреб...

- И сегодня компромисс между застройщиками и КГИОПом невозможен?

- Сложный вопрос. Пожалуйста, говорят застройщики, мы готовы снести все верхние этажи. Компенсируйте наши потери.

В Дрездене я видела разборку этажей гостиницы, построенной во времена ГДР и признанной градостроительной ошибкой. С собственником здания заключили договор, в котором был рассчитан срок эксплуатации по выгоде, и по его истечении верхние этажи демонтируют.

Так что возможны разные способы компенсаций. Конечно же, эта практика приживется и у нас, поскольку градостроительные ошибки имеются, сегодня они общепризнаны. Думаю, рано или поздно, при очередном ремонте мы вернемся к отелю на Почтамтской, 4 (купол, нарушивший высотный регламент, вызвал бурю негодования среди общественности. - Прим. авт.). Конечно же, лучше не допускать ошибок, чем в дальнейшем мучительно искать возможность их устранения.

- Уже больше года действует программа "Фасады Петербурга". Но не менее важно и то, что за фасадами. В первую очередь я имею в виду дворы - особое петербургское пространство.

- Вы правы, эта программа - лишь верхушка комплексной программы. Дворы - малое городское пространство, наша общественная прихожая, в отличие от площадей и улиц, являющихся общественными гостиными.

В Москве проблемы решаются просто: оставляется фасад, внутри все разрушается и перестраивается. Получаются фальшстены, декорация. В Европе на это идут в самом крайнем случае. Как и в Петербурге.

- Вы сказали, что дворы нужно осваивать. Как найти компромисс между "городом Достоевского" и современным благоустройством дворов?

- Петербург Достоевского необходимо сохранить как заповедную зону. В памятных местах мера компромисса, связанного с реконструкцией, должна быть минимальна.

- Что это означает?

- Жить в этих дворах практически невозможно. Значит, надо предусмотреть иные варианты использования. Людям предоставлять новое жилье, а эти небольшие кварталы музеефицировать либо искать иные виды использования.

- Известно, что в Париже каждый житель исторической части города обязан регулярно оплачивать ремонт фасада. Не считаете ли вы, что пришло время и в Питере на законодательном уровне, а не только на ypoвне президентских и губернаторских программ, решать этот вопрос?

- Видите, я с вами все время coглашаюсь. Вы как будто в КГИОПе работаете... Проект подобного закона мы подготовили совместно с Жилищным комитетом, но пока он не может пройти юридическую экспертизу. Юристы считают, что мы вводим излишнее правовое регулирование. Там действительно прописано все, что касается порядка содержания недвижимости в историческом центре Петербурга. Этот проект закона мы будем отстаивать. Проблема есть, и другими способами она не решается.

- Не приведет ли это к вынужденной дифференциации населения? Не каждый сможет оплачивать жилье в центре, тем более, если после реконструкций питерские доходные дома будут "трансформироваться" в элитное жилье. Впрочем, может быть, подобная дифференциация и желательна?

- Ни в коем случае. Это одна из самых сложных тем в урбанистике. И с этим сейчас сталкиваются многие мегаполисы, в которых население группируется в социально однородные сообщества. Парижский пример, когда жители окраинных районов жгли машины, показал - социальная дифференциация по районам чревата конфликтами. В исторической части должно быть и супердорогое жилье, и жилье для среднего класса, и совсем дешевое, которое при этом должно быть стандартно качественным. В Париже дешевым жильем долго считались знаменитые мансарды. А сегодня они стали практически недоступны, они - предмет моды, престижа. Наш Генплан рассчитан именно на равновесие социальных слоев, на социальную гармонию.

- И все же возвращаясь к вопросу реконструкции, после которой появляются офисные центры, магазины, а люди мигрируют в спальные районы...

- Так тоже не должно быть. На Невском проспекте всегда существовал баланс между жильем, офисами и магазинами.

Вот, к примеру, недавно мы ознакомились с опытом Бедфорда, маленького городка в Великобритании. Каждый день город вымирал - население отправлялось работать в Лондон, и домой жители приезжали только ночевать. Власти Бедфорда сделали гениальный ход - пригласили художников, удивительным образом преобразивших городок. За 360 тысяч фунтов стерлингов был создан проект для привлечения туристов - "Огни Бедфорда", - благодаря которому город уже 15 лет процветает, в результате жители вернулись в свой город, потому что появились рабочие места.

Вот таким же должен стать Ломоносов, большая часть населения которого тоже уезжает на работу в Петербург. И тому послужит наш проект восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля "Ораниенбаум". Это не просто крупнейший реставрационный проект в Европе, он станет локомотивом изменения жизни города Ломоносова. Естественно, изменением к лучшему.

"Дворы - малое городское пространство, наша общественная прихожая, в отличие от площадей и улиц, являющихся общественными гостиными..."

Елена Боброва


Другие юридические статьи:
Прокурорское налогоизложение прокуратура сама видит, кто нарушает закон, и никакой другой закон ей не нужен
Вчера в Совет федерации РФ поступил ответ Генеральной прокуратуры на четкий официальный запрос о том, следует ли считать налоговую оптимизацию преступлением и какие коррект...

Граждан россии пронумеруют
Скоро у каждого гражданина России может появиться персональная ячейка во всероссийской электронной базе данных. Такое предложение Минэкономразвития об учете граждан завтра ...

Межбюджетный пасьянс
Правительство одобрило поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, связанные с реформой федеративных отношений и местного самоуправления. Необходимость принятия этих поправок...

Банкиры просят страховку чтобы свести к минимуму ипотечные риски
Национальная ассоциация участников ипотечного рынка разработала правила страхования ответственности заемщика за невозврат ипотечного кредита. Возможность создания системы с...

Автобус не спешит, автобус понимает
1 апреля в Петербурге началась решающая стадия транспортной реформы. Стадия прошла успешно: больше жаловаться на работу общественного транспорта горо...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования