Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Акт оказания услуг: зачем он нужен?
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Правительство рф до конца 2002 года определит размеры индексации тарифов и приоритеты инвестиционных программ естественных монополий на 2003 год.
Правительство РФ до конца текущего года определит размеры индексации тарифов на продукцию и услуги естественных монополий ...

Юридические услуги

Конец игры в монополию? госдума в третьем чтении приняла наконец новый закон "о защите конкуренции"

В первом чтении закон был принят ровно год назад - 8 июля 2005-го. Тогда предполагали, что второе чтение пройдет в октябре, но процесс сильно затянулся: закону было оказано сильнейшее противодействие...

"На фоне сокращения присутствия государства в экономике остаются две сферы, где государство должно активно участвовать. Одна из них - антимонопольная политика". Это сказал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Не стоит удивляться, что попытки такого воздействия наталкиваются на сопротивление.

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева (его ведомство было главным разработчиком закона), еще два года назад, когда работа только началась, очень многие советовали начать его с фразы: "настоящий закон не распространяется на естественные монополии".

"Если бы согласились, - говорит Артемьев, - скорее всего, закон уже давно вступил бы в силу. Но это во многом лишило бы его смысла. Мы настаивали и настаиваем на своем: естественные монополии должны быть в сфере действия этого закона, они должны быть под контролем ФАС, в них должны выполняться все антимонопольные требования и все требования к "прозрачности" процедур их работы. Однако ряд депутатов Госдумы, как мы в общем-то и предполагали, проявили на этапе подготовки поправок трогательную заботу о естественных монополиях".

Сопротивление закону в этой части оказывала и Федеральная тарифная служба. Ее руководитель Сергей Новиков не раз заявлял, что распространение антимонопольных требований на естественные монополии "создает реальную опасность дестабилизации системы регулирования тарифов".

По словам председателя думского Комитета по экономической политике Валерия Драганова, представлявшего законопроект во втором чтении, "особую дискуссию в Комитете вызвал вопрос, связанный с возложением на субъектов естественных монополий обязанности отбирать финансовые организации по открытому конкурсу или на аукционе". Проще говоря, речь идет о банках, где естественные монополии держат свои счета, структурах, при помощи которых они выпускают и распространяют свои ценные бумаги, и так далее.

По мнению Драганова, такая обязанность вполне целесообразна, поскольку "позволит сделать прозрачным формирование издержек субъектов естественных монополий в части оплаты услуг финансовых организаций, а следовательно, позволит обоснованней подходить к расчету тарифов и предоставит возможности развития конкуренции в соответствующих секторах финансового рынка".

Ко второму чтению проекта были поданы 573 (!) поправки.

В результате 418 поправок были отклонены, а 155 приняты. Среди принятых поправок наиболее существенные те, где устанавливается исчерпывающий и не подлежащий расширению перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, определяются процедуры и критерии принятия решений антимонопольным ведомством и четко расписывается, как антимонопольные органы должны рассматривать заявления граждан.

- Наш пакет законодательных инициатив на самом деле включает три закона, - говорит Артемьев. - Во-первых, это закон о защите конкуренции, который устанавливает новые правовые основы антимонопольной политики в стране. По сути, это закон, очень близкий к европейским нормам, но при этом основанный на наилучшей российской практике. Во-вторых, изменения к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) , которыми вводится повышение штрафных санкций в отношении нарушителей-монополистов примерно в 10 тысяч раз. Санкции, которые применялись раньше, были совершенно неэффективны и совершенно несопоставимы с тем ущербом, который наносили злоупотребления монопольным положением экономике страны. Поправки в КоАП уже внесены в Госдуму от имени правительства. Нам необходимо, чтобы оба эти закона вступили в силу в пределах 2006 года.

Третий закон, который мы внесем в конце года, - изменения в Уголовный кодекс , которые введут суровые наказания, например, за картельный сговор. Но это будет обсуждаться, наверное, уже в 2007 году...

Схитрить не удастся?

Возможно, эти меры помогут изменить к лучшему ситуацию с ценами на бензин, которые сейчас проявляют очередные признаки роста. Правда, доказать соответствующие ценовые сговоры очень и очень нелегко. Другая сфера, которая будет еще пристальнее находиться под наблюдением антимонопольщиков, - общественный транспорт. Не секрет, что все чаще и чаще из регионов приходят сообщения о вытеснении малого и среднего бизнеса с рынка пассажирских перевозок: идет его передел в пользу больших компаний, связанных с местными властями. Результат - монополизация рынка и увеличение платы за проезд. - Это - одно из самых серьезных направлений нашей работы, - говорит Артемьев. - Только за 2005 год мы возбудили несколько десятков дел в связи с проведением конкурсов на пассажирское обслуживание населения в крупных городах. Причиной тому были допущенные там нарушения. Чиновники предпочитают выставлять абсурдные условия участия в таких конкурсах, заранее "отсекая" ненужных конкурентов, после чего выбор из компаний, приближенным к этим чиновникам, становится техническим. Это приводит к крупным социальным потрясениям и массовым протестам, как, например, произошло в Омске, Тюмени и Петербурге.

Сейчас мы ведем судебные процессы по целому ряду дел, в том числе рассматриваем такую возможность и по последнему конкурсу в Петербурге. Мы вместе с Минтрансом работали над законом о пассажирском транспорте, сейчас он уже находится в Госдуме. Там есть специальная глава - антимонопольные требования к конкурсам. Предлагается запретить предъявлять какие-либо требования, связанные с обязательными правами собственности на определенное количество транспорта, наличием собственной автобазы, собственных остановок, мест размещения и парковки, требованиями по сроку службы этого транспорта и так далее. То есть большая часть ухищрений и уловок, которые обычно применялись чиновниками в интересах "близких" им компаний, будет запрещена. Мы рассчитываем, что таким путем будет пресечено около 80% нарушений, которые обычно имели место в этой системе. Кроме того, с 1 января 2006 года на все конкурсы по распределению социальных маршрутов должна распространяться четкая система госзакупок, установленная федеральным законом N 94-ФЗ . А это означает, что вся та "химия", которая была раньше, становится невозможной. Хотя желающих заниматься этим будет много. Поэтому и нужны такие серьезные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, о которых мы говорим, чтобы отрезвить людей, которые пытаются его нарушать.

Игорь Артемьев: "Наш пакет законодательных инициатив включает три закона"

Антимонопольщики будут еще пристальнее наблюдать за общественным транспортом

Борис Вишневский


Другие юридические статьи:
Министры займутся концепцией
Сегодня, 13 июня, Правительство РФ рассмотрит основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2003 год и на период до 2005 года и основные характери...

В.путин подписал закон, устраняющий неточности в законодательстве о воинском призыве
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменения в федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Об этом сообщила пресс-служба главы Российского госуд...

Налог с продаж в 2002 году
ToT / НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИКУМ Владимир МАЛЫШКО Эксперт "ПБУ"...

Для таможни партия важна
Учет, налоги, право / С марта этого года компании-импортеры могут растаможивать ввезенные товары по упрощенной процедуре. М...

Акт оказания услуг: зачем он нужен?
ИА «Федеральное агентство финансовой информации» / А. Смирнов, юрист, для «Федерального агентства финансовой информации» ...

В первом чтении закон был принят ровно год назад - 8 июля 2005-го. Тогда предполагали, что второе чтение пройдет в октябре, но процесс сильно затянулся: закону было оказано сильнейшее противодействие...

"На фоне сокращения присутствия государства в экономике остаются две сферы, где государство должно активно участвовать. Одна из них - антимонопольная политика". Это сказал заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Не стоит удивляться, что попытки такого воздействия наталкиваются на сопротивление.

По словам руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева (его ведомство было главным разработчиком закона), еще два года назад, когда работа только началась, очень многие советовали начать его с фразы: "настоящий закон не распространяется на естественные монополии".

"Если бы согласились, - говорит Артемьев, - скорее всего, закон уже давно вступил бы в силу. Но это во многом лишило бы его смысла. Мы настаивали и настаиваем на своем: естественные монополии должны быть в сфере действия этого закона, они должны быть под контролем ФАС, в них должны выполняться все антимонопольные требования и все требования к "прозрачности" процедур их работы. Однако ряд депутатов Госдумы, как мы в общем-то и предполагали, проявили на этапе подготовки поправок трогательную заботу о естественных монополиях".

Сопротивление закону в этой части оказывала и Федеральная тарифная служба. Ее руководитель Сергей Новиков не раз заявлял, что распространение антимонопольных требований на естественные монополии "создает реальную опасность дестабилизации системы регулирования тарифов".

По словам председателя думского Комитета по экономической политике Валерия Драганова, представлявшего законопроект во втором чтении, "особую дискуссию в Комитете вызвал вопрос, связанный с возложением на субъектов естественных монополий обязанности отбирать финансовые организации по открытому конкурсу или на аукционе". Проще говоря, речь идет о банках, где естественные монополии держат свои счета, структурах, при помощи которых они выпускают и распространяют свои ценные бумаги, и так далее.

По мнению Драганова, такая обязанность вполне целесообразна, поскольку "позволит сделать прозрачным формирование издержек субъектов естественных монополий в части оплаты услуг финансовых организаций, а следовательно, позволит обоснованней подходить к расчету тарифов и предоставит возможности развития конкуренции в соответствующих секторах финансового рынка".

Ко второму чтению проекта были поданы 573 (!) поправки.

В результате 418 поправок были отклонены, а 155 приняты. Среди принятых поправок наиболее существенные те, где устанавливается исчерпывающий и не подлежащий расширению перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, определяются процедуры и критерии принятия решений антимонопольным ведомством и четко расписывается, как антимонопольные органы должны рассматривать заявления граждан.

- Наш пакет законодательных инициатив на самом деле включает три закона, - говорит Артемьев. - Во-первых, это закон о защите конкуренции, который устанавливает новые правовые основы антимонопольной политики в стране. По сути, это закон, очень близкий к европейским нормам, но при этом основанный на наилучшей российской практике. Во-вторых, изменения к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) , которыми вводится повышение штрафных санкций в отношении нарушителей-монополистов примерно в 10 тысяч раз. Санкции, которые применялись раньше, были совершенно неэффективны и совершенно несопоставимы с тем ущербом, который наносили злоупотребления монопольным положением экономике страны. Поправки в КоАП уже внесены в Госдуму от имени правительства. Нам необходимо, чтобы оба эти закона вступили в силу в пределах 2006 года.

Третий закон, который мы внесем в конце года, - изменения в Уголовный кодекс , которые введут суровые наказания, например, за картельный сговор. Но это будет обсуждаться, наверное, уже в 2007 году...

Схитрить не удастся?

Возможно, эти меры помогут изменить к лучшему ситуацию с ценами на бензин, которые сейчас проявляют очередные признаки роста. Правда, доказать соответствующие ценовые сговоры очень и очень нелегко. Другая сфера, которая будет еще пристальнее находиться под наблюдением антимонопольщиков, - общественный транспорт. Не секрет, что все чаще и чаще из регионов приходят сообщения о вытеснении малого и среднего бизнеса с рынка пассажирских перевозок: идет его передел в пользу больших компаний, связанных с местными властями. Результат - монополизация рынка и увеличение платы за проезд. - Это - одно из самых серьезных направлений нашей работы, - говорит Артемьев. - Только за 2005 год мы возбудили несколько десятков дел в связи с проведением конкурсов на пассажирское обслуживание населения в крупных городах. Причиной тому были допущенные там нарушения. Чиновники предпочитают выставлять абсурдные условия участия в таких конкурсах, заранее "отсекая" ненужных конкурентов, после чего выбор из компаний, приближенным к этим чиновникам, становится техническим. Это приводит к крупным социальным потрясениям и массовым протестам, как, например, произошло в Омске, Тюмени и Петербурге.

Сейчас мы ведем судебные процессы по целому ряду дел, в том числе рассматриваем такую возможность и по последнему конкурсу в Петербурге. Мы вместе с Минтрансом работали над законом о пассажирском транспорте, сейчас он уже находится в Госдуме. Там есть специальная глава - антимонопольные требования к конкурсам. Предлагается запретить предъявлять какие-либо требования, связанные с обязательными правами собственности на определенное количество транспорта, наличием собственной автобазы, собственных остановок, мест размещения и парковки, требованиями по сроку службы этого транспорта и так далее. То есть большая часть ухищрений и уловок, которые обычно применялись чиновниками в интересах "близких" им компаний, будет запрещена. Мы рассчитываем, что таким путем будет пресечено около 80% нарушений, которые обычно имели место в этой системе. Кроме того, с 1 января 2006 года на все конкурсы по распределению социальных маршрутов должна распространяться четкая система госзакупок, установленная федеральным законом N 94-ФЗ . А это означает, что вся та "химия", которая была раньше, становится невозможной. Хотя желающих заниматься этим будет много. Поэтому и нужны такие серьезные санкции за нарушение антимонопольного законодательства, о которых мы говорим, чтобы отрезвить людей, которые пытаются его нарушать.

Игорь Артемьев: "Наш пакет законодательных инициатив включает три закона"

Антимонопольщики будут еще пристальнее наблюдать за общественным транспортом

Борис Вишневский


Другие юридические статьи:
Министры займутся концепцией
Сегодня, 13 июня, Правительство РФ рассмотрит основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2003 год и на период до 2005 года и основные характери...

В.путин подписал закон, устраняющий неточности в законодательстве о воинском призыве
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменения в федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Об этом сообщила пресс-служба главы Российского госуд...

Налог с продаж в 2002 году
ToT / НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИКУМ Владимир МАЛЫШКО Эксперт "ПБУ"...

Для таможни партия важна
Учет, налоги, право / С марта этого года компании-импортеры могут растаможивать ввезенные товары по упрощенной процедуре. М...

Акт оказания услуг: зачем он нужен?
ИА «Федеральное агентство финансовой информации» / А. Смирнов, юрист, для «Федерального агентства финансовой информации» ...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования