Сергей гончаров: "единый государственный экзамен убивает креативность"
СПб. Пятый год эксперимента с Единым госэкзаменом (ЕГЭ) так и
не дал ответа, хороша новая система или плоха.
Проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена Сергей
Гончаров подвел итоги завершившейся недавно второй, "университетской" волны
ЕГЭ.
- Как изменилась ситуация с приемом ЕГЭ в этом году по
сравнению с прошлым?
- Во-первых, эксперимент существенно расширился как по перечню
ЕГЭ (к русскому языку и математике прибавились иностранный язык (английский),
история, биология и информатика), так и по количеству сдававших. Во-вторых, в
этом году значительно больше абитуриентов сдавало экзамен во вторую волну, то
есть не в школе, а на базе университетов. Это конечно же принесло последним ряд
неудобств и дополнительных затрат, в том числе - финансовых. Вузы, естественно,
предпочли бы принимать абитуриентов уже с готовыми результатами, а не
предоставлять им свои услуги по проведению того, что мыслится на стадии
завершения общего образования.
- Как Вы в целом оцениваете саму систему проведения
ЕГЭ?
- Я не могу ответить однозначно, потому что в ней на данный
момент слишком много недоработок разного плана. Одна из главных проблем -
содержание заданий, особенно по гуманитарным дисциплинам, например по
литературе. Вопросы и задания ориентированы преимущественно на воспроизведение
знаний, на однозначность ответа. Пространства для размышления, для обнаружения
своей образованности, способности мыслить и понимать мало. А это недопустимо, в
особенности в гуманитарной области. С одной стороны, мы говорим о развитии
творческого (креативного) начала у молодых людей, а с другой - мы формируем
шаблонное мышление. Как и в ближайшей истории, мы все делаем с показателями и
процентами, поэтому и школы, и учителя будут бороться за улучшение результатов
сдачи тестовых заданий, а это будет существенно менять образовательное поле и,
думаю, не в лучшую сторону. Зачем тогда школе наука и сложности познания? Надо
отметить, что с начала перестройки качество образования значительно снизилось,
и вузы это ощущают. Так что технология ЕГЭ будет серьезным испытанием не только
для школы, но и для высшего образования.
- В чем Вы видите выход из этой ситуации?
- Мне кажется, должен быть выбор, несмотря на определение
"единый", - выбор формы экзамена. Необходимо постоянно вносить поправки в
технологию проведения экзамена, учитывая все прошлые ошибки, необходимо
кардинально изменить подход к "измерителям" и определить, что же все-таки мы
пытаемся проверить/измерить и чему мы учим. Уверен, что по некоторым
гуманитарным предметам обязательно нужны устные экзамены, творческие письменные
работы, профориентационные собеседования, которые позволят определить готовность
выпускника сделать шаг к выбору профессии. Вузы должны иметь возможность
проведения таких креативных испытаний.
- Одной из основных задач введения Единого
государственного экзамена было повышение объективности в оценке знаний. Как Вы
считаете, выполняется ли это на самом деле?
- Опять же не могу ответить однозначно. С одной стороны, ЕГЭ
лишает школьных педагогов возможности предвзято выставлять оценки, но, с
другой, надо понимать, что результаты теста показывают большей частью хорошую
память, а не образованность и развитие. Предметоцентризм и старый "знаньевский"
подход может оставить за бортом много интересных ребят.
- В таком случае есть ли вообще сегодня необходимость
в таком экзамене?
- Потребность в таких формах экзаменов, безусловно, есть. Мы
все же живем с вами в информационную эпоху, требующую от нас универсальных
способов мониторинга за всеми процессами, в том числе и обучением. Таким
образом, весь мир находится в поиске объективных, быстрых и разнообразных
измерителей (например тест на IQ). Сегодня мир стремится все измерить, сравнить
и выстроить рейтинг. И к этому необходимо относиться с пониманием, не теряя
главного - ради чего и ради кого все это делается, развивает ли это школу или
ведет к стагнации. Систему ЕГЭ необходимо усовершенствовать, делая ее
многомерной. Сегодня она, наверное, соответствует школе и под нее подогнана. Но
ведь и школа сегодня нуждается в кардинальных изменениях, адекватных
времени.
Почитайте объявления - на ЕГЭ можно "натаскать" за
месяц-другой
Сергей Гончаров видит выход из сложной ситуации с ЕГЭ в
сохранении за вузами права на выбор формы экзамена.
На заметку
- В августе 2006 г. Правительство России решило доработать
проект федерального закона "О внесении изменений в закон РФ об образовании и
закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения
Единого государственного экзамена.
- Согласно поправкам, предложенным Минобрнауки РФ,
повсеместное введение ЕГЭ планируется с 2009 г.
Клименко Елена
Другие юридические статьи:
СПб. Федеральные власти нанесли очередной удар по мелким и
средним банкам.
С 1 января 2007 г. тем из...
Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства РФ (МАП) намерено ужесточить контроль за рынком
коммунальных услуг.
До ко...
Ведомство Германа Грефа предлагает отнять у
законодателей право определять полномочия государственных контролеров, передав
его правительству или президенту. Сами контролеры...
По случаю Международного дня охраны памятников и
исторических мест, который отмечается 18 апреля, КГИОП, как и в предыдущие
годы, устроил для горожан в минувшие выходные м...
Вчера Институт проблем предпринимательства представил
концепцию развития зоны "Московская-Товарная". Складской комплекс в самом
центре Петербурга пре...
СПб. Пятый год эксперимента с Единым госэкзаменом (ЕГЭ) так и
не дал ответа, хороша новая система или плоха.
Проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена Сергей
Гончаров подвел итоги завершившейся недавно второй, "университетской" волны
ЕГЭ.
- Как изменилась ситуация с приемом ЕГЭ в этом году по
сравнению с прошлым?
- Во-первых, эксперимент существенно расширился как по перечню
ЕГЭ (к русскому языку и математике прибавились иностранный язык (английский),
история, биология и информатика), так и по количеству сдававших. Во-вторых, в
этом году значительно больше абитуриентов сдавало экзамен во вторую волну, то
есть не в школе, а на базе университетов. Это конечно же принесло последним ряд
неудобств и дополнительных затрат, в том числе - финансовых. Вузы, естественно,
предпочли бы принимать абитуриентов уже с готовыми результатами, а не
предоставлять им свои услуги по проведению того, что мыслится на стадии
завершения общего образования.
- Как Вы в целом оцениваете саму систему проведения
ЕГЭ?
- Я не могу ответить однозначно, потому что в ней на данный
момент слишком много недоработок разного плана. Одна из главных проблем -
содержание заданий, особенно по гуманитарным дисциплинам, например по
литературе. Вопросы и задания ориентированы преимущественно на воспроизведение
знаний, на однозначность ответа. Пространства для размышления, для обнаружения
своей образованности, способности мыслить и понимать мало. А это недопустимо, в
особенности в гуманитарной области. С одной стороны, мы говорим о развитии
творческого (креативного) начала у молодых людей, а с другой - мы формируем
шаблонное мышление. Как и в ближайшей истории, мы все делаем с показателями и
процентами, поэтому и школы, и учителя будут бороться за улучшение результатов
сдачи тестовых заданий, а это будет существенно менять образовательное поле и,
думаю, не в лучшую сторону. Зачем тогда школе наука и сложности познания? Надо
отметить, что с начала перестройки качество образования значительно снизилось,
и вузы это ощущают. Так что технология ЕГЭ будет серьезным испытанием не только
для школы, но и для высшего образования.
- В чем Вы видите выход из этой ситуации?
- Мне кажется, должен быть выбор, несмотря на определение
"единый", - выбор формы экзамена. Необходимо постоянно вносить поправки в
технологию проведения экзамена, учитывая все прошлые ошибки, необходимо
кардинально изменить подход к "измерителям" и определить, что же все-таки мы
пытаемся проверить/измерить и чему мы учим. Уверен, что по некоторым
гуманитарным предметам обязательно нужны устные экзамены, творческие письменные
работы, профориентационные собеседования, которые позволят определить готовность
выпускника сделать шаг к выбору профессии. Вузы должны иметь возможность
проведения таких креативных испытаний.
- Одной из основных задач введения Единого
государственного экзамена было повышение объективности в оценке знаний. Как Вы
считаете, выполняется ли это на самом деле?
- Опять же не могу ответить однозначно. С одной стороны, ЕГЭ
лишает школьных педагогов возможности предвзято выставлять оценки, но, с
другой, надо понимать, что результаты теста показывают большей частью хорошую
память, а не образованность и развитие. Предметоцентризм и старый "знаньевский"
подход может оставить за бортом много интересных ребят.
- В таком случае есть ли вообще сегодня необходимость
в таком экзамене?
- Потребность в таких формах экзаменов, безусловно, есть. Мы
все же живем с вами в информационную эпоху, требующую от нас универсальных
способов мониторинга за всеми процессами, в том числе и обучением. Таким
образом, весь мир находится в поиске объективных, быстрых и разнообразных
измерителей (например тест на IQ). Сегодня мир стремится все измерить, сравнить
и выстроить рейтинг. И к этому необходимо относиться с пониманием, не теряя
главного - ради чего и ради кого все это делается, развивает ли это школу или
ведет к стагнации. Систему ЕГЭ необходимо усовершенствовать, делая ее
многомерной. Сегодня она, наверное, соответствует школе и под нее подогнана. Но
ведь и школа сегодня нуждается в кардинальных изменениях, адекватных
времени.
Почитайте объявления - на ЕГЭ можно "натаскать" за
месяц-другой
Сергей Гончаров видит выход из сложной ситуации с ЕГЭ в
сохранении за вузами права на выбор формы экзамена.
На заметку
- В августе 2006 г. Правительство России решило доработать
проект федерального закона "О внесении изменений в закон РФ об образовании и
закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения
Единого государственного экзамена.
- Согласно поправкам, предложенным Минобрнауки РФ,
повсеместное введение ЕГЭ планируется с 2009 г.
Клименко Елена
Другие юридические статьи:
СПб. Федеральные власти нанесли очередной удар по мелким и
средним банкам.
С 1 января 2007 г. тем из...
Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства РФ (МАП) намерено ужесточить контроль за рынком
коммунальных услуг.
До ко...
Ведомство Германа Грефа предлагает отнять у
законодателей право определять полномочия государственных контролеров, передав
его правительству или президенту. Сами контролеры...
По случаю Международного дня охраны памятников и
исторических мест, который отмечается 18 апреля, КГИОП, как и в предыдущие
годы, устроил для горожан в минувшие выходные м...
Вчера Институт проблем предпринимательства представил
концепцию развития зоны "Московская-Товарная". Складской комплекс в самом
центре Петербурга пре...
|