Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Учет спецовки и формы: неясности устранены
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Профильный комитет госдумы выступает за введение природной ренты
Комитет Госдумы по природным ресурсам и природопользования выступает за введение природной ренты. Об этом заявил сегодня п...

Юридические услуги

Привлечение к административной ответственности

Даже когда у контролирующих органов есть безусловные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов.

На практике часто возникают вопросы по поводу защиты прав организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в случае привлечения их к административной ответственности. В главах 14 и 15 КоАП РФ установлен широкий перечень правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и финансов, за которые на организацию могут быть наложены довольно крупные штрафы. Самые распространенные нарушения в указанной сфере: нарушение прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ), нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), нарушение порядка работы с денежной наличностью (ст. 15.1 КоАП РФ), грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП РФ), нарушение требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ) и т. п.

Обжалование административных актов

Уполномоченные органы при выявлении перечисленных нарушений проводят процедуры, связанные с привлечением к административной ответственности виновных лиц. Итогом таких процедур является вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Часто, организации, привлеченные к ответственности, не обжалуют вынесенные постановления, безропотно уплачивают наложенные штрафы в бюджет. Причины такого поведения различны: боязнь судебной волокиты и дополнительных расходов, уверенность в правоте уполномоченных органов, нежелание портить отношения с контролирующими органами и т. п.

Однако, в подавляющем большинстве случаев у предпринимателей есть веские основания для обжалования вынесенных определений в арбитражном суде и неплохая перспектива удовлетворения заявленных требования и признания постановления о наложении штрафа незаконным. Даже когда у контролирующих органов есть безусловные материальные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов по формальным основаниям (нарушение процедуры).

Пример

При обжаловании таких постановлений о наложении административного наказания следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. По смыслу ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть подписан только руководителем исполнительного органа организации либо единоличным исполнительным органом непосредственно в момент составления протокола. Протокол не может быть подписан представителем организации по доверенности, независимо от ее содержания или работником организации независимо от его должности. Правильность указанной позиции подтверждается и актами Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №2 от 27.01.03 , Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.04 №1790/04 ).

Во-вторых, в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (т. е. безотлагательно после выявления правонарушения). Только в том случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Следовательно, уполномоченный орган имеет право отложить составление протокола только по основаниям, установленным в КоАП РФ и обязан указать на такое отложение прямо в протоколе. Практика составления протоколов об административном правонарушении по истечении нескольких дней после проведения проверки соблюдения законодательства незаконна, что подтверждается и сложившейся судебной практикой (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.04 , Постановление ФАС СЗО от 19.01.04 №А56-19257/03 ).

В-третьих, многие административные правонарушения могут быть квалифицированы как малозначительные. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Так, например, такое нарушение как отсутствие печати собственника на справке к грузовой таможенной декларации на алкогольную продукцию при наличии товарных накладных может расцениваться как малозначительное нарушение. В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.04 установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения суда.

Все указанные выше процессуальные нарушения могут стать основанием для отмены постановления о назначении административного наказания. В соответствии со ст. 30.2 и 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии соответствующего постановления и государственной пошлиной не облагается. Обжалование постановления препятствует его вступлению в законную силу и, соответственно, до вынесения решения суда не может быть исполнено (штраф не может быть взыскан).

В статье использованы документы:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.01). В ред. от 27.07.06 .


Другие юридические статьи:
Наркосиловики госсовет посоветует президенту создать еще одно силовое ведомство
Сегодня президенту Владимиру Путину предложат собрать в одном ведомстве полномочия всех силовых структур по борьбе с наркотиками. Рабочая группа, готовившая материалы к зас...

Прогноз на послезавтра каким будет закс в 2007 году?
До выборов в петербургское Законодательное собрание еще полтора года. Однако прогнозы о том, каким будет новый состав парламента, делают уже сейчас. ...

Никто не хотел умирать потребность льготников в лекарствах удовлетворяется лишь на треть
Состоялись очередные депутатские слушания, организованные постоянной комиссией Законодательного собрания по здравоохранению и экологии, посвященные проблеме оказания фармац...

Прокурорские топчут ногами почтальоны просто не успевают их разносить
Почтовая реформа в Петербурге в самом разгаре. Наглядное тому подтверждение - многомесячные задержки, с которыми петербуржцы получают долгожданные пи...

Учет спецовки и формы: неясности устранены
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / В Налоговый кодекс внесены изменения, которые позволили решит...

Даже когда у контролирующих органов есть безусловные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов.

На практике часто возникают вопросы по поводу защиты прав организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в случае привлечения их к административной ответственности. В главах 14 и 15 КоАП РФ установлен широкий перечень правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и финансов, за которые на организацию могут быть наложены довольно крупные штрафы. Самые распространенные нарушения в указанной сфере: нарушение прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ), нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ), нарушение порядка работы с денежной наличностью (ст. 15.1 КоАП РФ), грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП РФ), нарушение требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ) и т. п.

Обжалование административных актов

Уполномоченные органы при выявлении перечисленных нарушений проводят процедуры, связанные с привлечением к административной ответственности виновных лиц. Итогом таких процедур является вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Часто, организации, привлеченные к ответственности, не обжалуют вынесенные постановления, безропотно уплачивают наложенные штрафы в бюджет. Причины такого поведения различны: боязнь судебной волокиты и дополнительных расходов, уверенность в правоте уполномоченных органов, нежелание портить отношения с контролирующими органами и т. п.

Однако, в подавляющем большинстве случаев у предпринимателей есть веские основания для обжалования вынесенных определений в арбитражном суде и неплохая перспектива удовлетворения заявленных требования и признания постановления о наложении штрафа незаконным. Даже когда у контролирующих органов есть безусловные материальные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов по формальным основаниям (нарушение процедуры).

Пример

При обжаловании таких постановлений о наложении административного наказания следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. По смыслу ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Таким образом, протокол об административном правонарушении должен быть подписан только руководителем исполнительного органа организации либо единоличным исполнительным органом непосредственно в момент составления протокола. Протокол не может быть подписан представителем организации по доверенности, независимо от ее содержания или работником организации независимо от его должности. Правильность указанной позиции подтверждается и актами Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №2 от 27.01.03 , Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.04 №1790/04 ).

Во-вторых, в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (т. е. безотлагательно после выявления правонарушения). Только в том случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Следовательно, уполномоченный орган имеет право отложить составление протокола только по основаниям, установленным в КоАП РФ и обязан указать на такое отложение прямо в протоколе. Практика составления протоколов об административном правонарушении по истечении нескольких дней после проведения проверки соблюдения законодательства незаконна, что подтверждается и сложившейся судебной практикой (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.04 , Постановление ФАС СЗО от 19.01.04 №А56-19257/03 ).

В-третьих, многие административные правонарушения могут быть квалифицированы как малозначительные. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Так, например, такое нарушение как отсутствие печати собственника на справке к грузовой таможенной декларации на алкогольную продукцию при наличии товарных накладных может расцениваться как малозначительное нарушение. В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.04 установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения суда.

Все указанные выше процессуальные нарушения могут стать основанием для отмены постановления о назначении административного наказания. В соответствии со ст. 30.2 и 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии соответствующего постановления и государственной пошлиной не облагается. Обжалование постановления препятствует его вступлению в законную силу и, соответственно, до вынесения решения суда не может быть исполнено (штраф не может быть взыскан).

В статье использованы документы:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.01). В ред. от 27.07.06 .


Другие юридические статьи:
Наркосиловики госсовет посоветует президенту создать еще одно силовое ведомство
Сегодня президенту Владимиру Путину предложат собрать в одном ведомстве полномочия всех силовых структур по борьбе с наркотиками. Рабочая группа, готовившая материалы к зас...

Прогноз на послезавтра каким будет закс в 2007 году?
До выборов в петербургское Законодательное собрание еще полтора года. Однако прогнозы о том, каким будет новый состав парламента, делают уже сейчас. ...

Никто не хотел умирать потребность льготников в лекарствах удовлетворяется лишь на треть
Состоялись очередные депутатские слушания, организованные постоянной комиссией Законодательного собрания по здравоохранению и экологии, посвященные проблеме оказания фармац...

Прокурорские топчут ногами почтальоны просто не успевают их разносить
Почтовая реформа в Петербурге в самом разгаре. Наглядное тому подтверждение - многомесячные задержки, с которыми петербуржцы получают долгожданные пи...

Учет спецовки и формы: неясности устранены
Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / В Налоговый кодекс внесены изменения, которые позволили решит...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования