Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Доступ к ценностям уточнят
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Правила постановки целей
Материал предоставлен журналом Кадровое дело / Вспомним старый анекдот: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство с...

Юридические услуги

В россии по-английски не уходят прощание государства со своими предприятиями будет продолжено до часа "х"

Около 100 тысяч государственных и муниципальных предприятий России ждут решения своей судьбы. Ожидание затягивается. До 1 июля 2003 года все они должны были привести свои уставы в соответствие с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года. При этом предполагалось, что государственные унитарные предприятия (ГУПы) либо будут реорганизованы в казенные, получающие имущество только в оперативное управление (и никакого хозяйственного ведения), либо акционированы.

Но работа эта в регионах только-только начата. Для того чтобы принять решение, во что преобразовать ГУП, каждому федеральному ведомству и субъекту Федерации необходимо сперва провести обследование предприятий. Плюс - перезаключить контракты с директорами. Все это - процессы довольно длительные, особенно если учесть, что в некоторых субъектах Федерации число государственных предприятий измеряется сотнями (в Москве, к примеру, около полутора тысяч унитарных предприятий, в Татарстане - более тысячи). Поэтому Президент 5 марта 2003 года направил в Госдуму поправки к Закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", продлевающие срок изменения уставов до 1 января 2004 года.

Думцы 25 апреля приняли законопроект о поправках в первом чтении, а дальше дело не двинулось. В итоге сложилась любопытная ситуация: закон никто не отменял, но и не выполняет. Вернее, на местах считают, что изменения уже приняты, и не спешат пересматривать уставы своих ГУПов. К примеру, в Ленинградской области постановление "О Примерном уставе государственного предприятия" появилось только 1 августа. Соответственно, с этого времени многие местные ГУПы и начали разрабатывать свои уставы. То же - с перезаключением контрактов с директорами. Вполне естественно, ГУПы в Санкт-Петербурге и области продолжают жить по-старому. Что, по большому счету, устраивает руководство предприятий.

- Мы не заметили пока никаких изменений, - говорит генеральный директор ГУП "Леноблпассажиравтотранс" Николай Горлачев. - Мне велели подготовить проект устава к 20 августа - я это сделал. Теперь он какое-то время будет рассматриваться наверху.

- Я свой проект устава предложил еще в 2000 году, - вспоминает начальник ГП "Бокситогорское ДРСУ" Игорь Маслов. - Так он и застрял где-то. А теперь примерный устав для всех дорожно-строительных управлений разрабатывает Дорожный комитет области. Нам остается только ждать.

Директора сходятся на том, что новый закон (а в еще большей степени новые требования к контракту с руководителем государственного унитарного предприятия) совершенно свяжет их, лишив любой самостоятельности. По их мнению, когда новые нормативные акты вступят в полную силу, руководитель государственного предприятия станет не хозяйственником, а завхозом, простым исполнителем распоряжений "собственника".

Представители же собственника (то есть чиновники комитетов по управлению имуществом) считают, что как раз так и нужно.

- Опасность существования нынешних ГУПов для нормального хозяйственного оборота очевидна, - говорит председатель Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области Александр Дрозденко. - Не случайно их не знает законодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Имеющиеся там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с полным или достаточно весомым участием государства-учредителя.

На территории области сегодня 95 федеральных и 57 областных государственных муниципальных предприятий. Так вот, когда мы начали анализировать их работу, продолжает Дрозденко, выяснили, что половина из них - убыточны. При этом полторы сотни ГУПов дают работу только 4,5 тысячам человек. То есть и с точки зрения обеспечения занятости особой роли они не играют. Встает вопрос: зачем их содержать?

В КУГИ Ленинградской области не только ждут вступления в полную силу закона, но и озабочены возможностью дальнейшего контроля за деятельностью тех предприятий, которые останутся в государственной собственности. В связи с этим глава Леноблкомимущества настойчиво подчеркивал, что считает необходимым внести ряд изменений в нормативные акты, регулирующие проведение ежегодных аудиторских проверок (ФЗ "Об аудиторской деятельности" и постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"). По его мнению, слишком большое значение в этих документах придается тому, чтобы сделать проведение аудита дешевым. В результате аудиторским организациям, чтобы получить право на проведение аудита, выгодно устанавливать низкие цены, а потом отдельно договариваться с руководством предприятия о дополнительных услугах. Таким образом, объективность оценок состояния предприятия оказывается под вопросом. К тому же в конкурсной комиссии два человека из шести представляют само проверяемое предприятие. Если учесть, что далеко не всегда на заседание комиссии приходят все ее члены, то выбор аудитора на практике во многом зависит от мнения руководителя предприятия.

Областники, которые ревизию своих госпредприятий еще только начали, больше обеспокоены пока вопросами контроля. Горожан же волнуют другие проблемы. Ревизию ГУПов они уже завершили. Это заняло весь прошлый год. При этом выяснился ряд крайне интересных подробностей. Оказалось, к примеру, что данные Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ) о численности унитарных предприятий существенно отличаются oт информации Пeтepбypгкoмcтaтa. По словам заместителя председателя комитета Екатерины Голоулиной, если верить статистике, то получится, что в Петербурге на 212 (!) ГУПов больше, чем есть на самом деле.

- В большинстве своем это были пустые оболочки, оставшиеся на месте неких, государственных по названию, предприятий, - говорит она. - Иногда трудно было даже определить, к кому, какому отраслевому комитету они принадлежат. Того комитета, который их когда-то создавал, теперь, после многочисленных структурных преобразований, уже нет, а никому другому их так и не передали.

В итоге специалисты КЭРППТ поделили имеющиеся на 1 января 2003 года 472 питерских ГУПа на три группы. 119 предлагается сохранить за государством в виде унитарных или казенных предприятий. Это те предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность города (водоканал, теплосети, городской транспорт), удовлетворяют жизненно важные потребности всех жителей (аптеки, кладбища) и цены на товары и услуги которых регулирует государство. Для таких предприятий специалисты КЭРППТ разработали бизнес-планы с жесткими критериями работы (для предприятий-монополистов типа водоканала - вплоть до четкого определения номенклатуры услуг).

Тут специалисты КЭРППТ и КУГИ, которому, как представителю собственника, предстоит реализовывать рекомендации по реформе госпредприятий, столкнулись с еще одним вопросом. По словам Екатерины Голоулиной, до сих пор так и неясно: может ли образовывать казенные предприятия субъект Федерации или это прерогатива федеральных властей? По первоначальному тексту закона - да. Но в проекте изменений право создания казенного предприятия у субъектов Федерации и муниципальных образований изымается.

111 предприятий предлагается акционировать. При этом в управлении у органов государственной власти смогут оставаться различные по размерам пакеты акций (или не оставаться акций вообще). В принципе сохранить участие в таких предприятиях для государства, может быть, и выгодно, поскольку они-то как раз прибыль приносят (убыточное предприятие вряд ли кто захочет купить, так что под акционирование их никто и не собирается пускать).

Наконец, 242 государственных предприятия Санкт-Петербурга решено ликвидировать. Это либо те самые "пустые оболочки", либо совершенно убыточные и в то же время абсолютно не нужные для нормального функционирования города ГУПы.

Как видим, два соседних субъекта Федерации - Петербург и Ленинградская область- находятся на совершенно разных полюсах исполнения Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Однако уже сейчас достаточно очевидно, что даже до 1 января 2004 года реорганизация ГУПов завершена не будет. В первую очередь этому препятствует наличие непринятых поправок к закону. Сам же факт возникновения таких поправок через полгода после принятия закона говорит о том, что важные нормативные акты, касающиеся судьбы все еще немалого государственного сектора экономики, принимались в спешке, без тщательной проработки.

Юрий Звягин Санкт-Петербург


Другие юридические статьи:
Руководство оао «сибур» выступает за скорейшее принятие закона о попутном газе
Руководство ОАО «Сибур» выступает за скорейшее принятие закона о попутном газе. Об этом сегодня на конференции "Неделя неф...

Счетная палата направила фонду социального страхования россии предписание с требованием незамедлительно устранить нарушения в организации хранения денежных средств
Счетная палата РФ направила Фонду социального страхования (ФСС) России предписание с требованием незамедлительно устранить...

Налоги скостят бизнесу станет легче. а государству?
Вчера, по словам источника в правительстве, премьер-министр Михаил Касьянов предложил Министерству экономического развития и торговли просчитать возможности снижения налого...

Госдума приняла в первом чтении законопроект, снимающий противоречия в действующем законодательстве в связи с введением есн
Госдума приняла сегодня в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Р...

Доступ к ценностям уточнят
СПб. Скандал вокруг кражи из Эрмитажа обострил вопрос о возможной приватизации музеев. Скорей всего,...

Около 100 тысяч государственных и муниципальных предприятий России ждут решения своей судьбы. Ожидание затягивается. До 1 июля 2003 года все они должны были привести свои уставы в соответствие с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года. При этом предполагалось, что государственные унитарные предприятия (ГУПы) либо будут реорганизованы в казенные, получающие имущество только в оперативное управление (и никакого хозяйственного ведения), либо акционированы.

Но работа эта в регионах только-только начата. Для того чтобы принять решение, во что преобразовать ГУП, каждому федеральному ведомству и субъекту Федерации необходимо сперва провести обследование предприятий. Плюс - перезаключить контракты с директорами. Все это - процессы довольно длительные, особенно если учесть, что в некоторых субъектах Федерации число государственных предприятий измеряется сотнями (в Москве, к примеру, около полутора тысяч унитарных предприятий, в Татарстане - более тысячи). Поэтому Президент 5 марта 2003 года направил в Госдуму поправки к Закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", продлевающие срок изменения уставов до 1 января 2004 года.

Думцы 25 апреля приняли законопроект о поправках в первом чтении, а дальше дело не двинулось. В итоге сложилась любопытная ситуация: закон никто не отменял, но и не выполняет. Вернее, на местах считают, что изменения уже приняты, и не спешат пересматривать уставы своих ГУПов. К примеру, в Ленинградской области постановление "О Примерном уставе государственного предприятия" появилось только 1 августа. Соответственно, с этого времени многие местные ГУПы и начали разрабатывать свои уставы. То же - с перезаключением контрактов с директорами. Вполне естественно, ГУПы в Санкт-Петербурге и области продолжают жить по-старому. Что, по большому счету, устраивает руководство предприятий.

- Мы не заметили пока никаких изменений, - говорит генеральный директор ГУП "Леноблпассажиравтотранс" Николай Горлачев. - Мне велели подготовить проект устава к 20 августа - я это сделал. Теперь он какое-то время будет рассматриваться наверху.

- Я свой проект устава предложил еще в 2000 году, - вспоминает начальник ГП "Бокситогорское ДРСУ" Игорь Маслов. - Так он и застрял где-то. А теперь примерный устав для всех дорожно-строительных управлений разрабатывает Дорожный комитет области. Нам остается только ждать.

Директора сходятся на том, что новый закон (а в еще большей степени новые требования к контракту с руководителем государственного унитарного предприятия) совершенно свяжет их, лишив любой самостоятельности. По их мнению, когда новые нормативные акты вступят в полную силу, руководитель государственного предприятия станет не хозяйственником, а завхозом, простым исполнителем распоряжений "собственника".

Представители же собственника (то есть чиновники комитетов по управлению имуществом) считают, что как раз так и нужно.

- Опасность существования нынешних ГУПов для нормального хозяйственного оборота очевидна, - говорит председатель Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области Александр Дрозденко. - Не случайно их не знает законодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Имеющиеся там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с полным или достаточно весомым участием государства-учредителя.

На территории области сегодня 95 федеральных и 57 областных государственных муниципальных предприятий. Так вот, когда мы начали анализировать их работу, продолжает Дрозденко, выяснили, что половина из них - убыточны. При этом полторы сотни ГУПов дают работу только 4,5 тысячам человек. То есть и с точки зрения обеспечения занятости особой роли они не играют. Встает вопрос: зачем их содержать?

В КУГИ Ленинградской области не только ждут вступления в полную силу закона, но и озабочены возможностью дальнейшего контроля за деятельностью тех предприятий, которые останутся в государственной собственности. В связи с этим глава Леноблкомимущества настойчиво подчеркивал, что считает необходимым внести ряд изменений в нормативные акты, регулирующие проведение ежегодных аудиторских проверок (ФЗ "Об аудиторской деятельности" и постановление Правительства РФ "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"). По его мнению, слишком большое значение в этих документах придается тому, чтобы сделать проведение аудита дешевым. В результате аудиторским организациям, чтобы получить право на проведение аудита, выгодно устанавливать низкие цены, а потом отдельно договариваться с руководством предприятия о дополнительных услугах. Таким образом, объективность оценок состояния предприятия оказывается под вопросом. К тому же в конкурсной комиссии два человека из шести представляют само проверяемое предприятие. Если учесть, что далеко не всегда на заседание комиссии приходят все ее члены, то выбор аудитора на практике во многом зависит от мнения руководителя предприятия.

Областники, которые ревизию своих госпредприятий еще только начали, больше обеспокоены пока вопросами контроля. Горожан же волнуют другие проблемы. Ревизию ГУПов они уже завершили. Это заняло весь прошлый год. При этом выяснился ряд крайне интересных подробностей. Оказалось, к примеру, что данные Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ) о численности унитарных предприятий существенно отличаются oт информации Пeтepбypгкoмcтaтa. По словам заместителя председателя комитета Екатерины Голоулиной, если верить статистике, то получится, что в Петербурге на 212 (!) ГУПов больше, чем есть на самом деле.

- В большинстве своем это были пустые оболочки, оставшиеся на месте неких, государственных по названию, предприятий, - говорит она. - Иногда трудно было даже определить, к кому, какому отраслевому комитету они принадлежат. Того комитета, который их когда-то создавал, теперь, после многочисленных структурных преобразований, уже нет, а никому другому их так и не передали.

В итоге специалисты КЭРППТ поделили имеющиеся на 1 января 2003 года 472 питерских ГУПа на три группы. 119 предлагается сохранить за государством в виде унитарных или казенных предприятий. Это те предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность города (водоканал, теплосети, городской транспорт), удовлетворяют жизненно важные потребности всех жителей (аптеки, кладбища) и цены на товары и услуги которых регулирует государство. Для таких предприятий специалисты КЭРППТ разработали бизнес-планы с жесткими критериями работы (для предприятий-монополистов типа водоканала - вплоть до четкого определения номенклатуры услуг).

Тут специалисты КЭРППТ и КУГИ, которому, как представителю собственника, предстоит реализовывать рекомендации по реформе госпредприятий, столкнулись с еще одним вопросом. По словам Екатерины Голоулиной, до сих пор так и неясно: может ли образовывать казенные предприятия субъект Федерации или это прерогатива федеральных властей? По первоначальному тексту закона - да. Но в проекте изменений право создания казенного предприятия у субъектов Федерации и муниципальных образований изымается.

111 предприятий предлагается акционировать. При этом в управлении у органов государственной власти смогут оставаться различные по размерам пакеты акций (или не оставаться акций вообще). В принципе сохранить участие в таких предприятиях для государства, может быть, и выгодно, поскольку они-то как раз прибыль приносят (убыточное предприятие вряд ли кто захочет купить, так что под акционирование их никто и не собирается пускать).

Наконец, 242 государственных предприятия Санкт-Петербурга решено ликвидировать. Это либо те самые "пустые оболочки", либо совершенно убыточные и в то же время абсолютно не нужные для нормального функционирования города ГУПы.

Как видим, два соседних субъекта Федерации - Петербург и Ленинградская область- находятся на совершенно разных полюсах исполнения Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Однако уже сейчас достаточно очевидно, что даже до 1 января 2004 года реорганизация ГУПов завершена не будет. В первую очередь этому препятствует наличие непринятых поправок к закону. Сам же факт возникновения таких поправок через полгода после принятия закона говорит о том, что важные нормативные акты, касающиеся судьбы все еще немалого государственного сектора экономики, принимались в спешке, без тщательной проработки.

Юрий Звягин Санкт-Петербург


Другие юридические статьи:
Руководство оао «сибур» выступает за скорейшее принятие закона о попутном газе
Руководство ОАО «Сибур» выступает за скорейшее принятие закона о попутном газе. Об этом сегодня на конференции "Неделя неф...

Счетная палата направила фонду социального страхования россии предписание с требованием незамедлительно устранить нарушения в организации хранения денежных средств
Счетная палата РФ направила Фонду социального страхования (ФСС) России предписание с требованием незамедлительно устранить...

Налоги скостят бизнесу станет легче. а государству?
Вчера, по словам источника в правительстве, премьер-министр Михаил Касьянов предложил Министерству экономического развития и торговли просчитать возможности снижения налого...

Госдума приняла в первом чтении законопроект, снимающий противоречия в действующем законодательстве в связи с введением есн
Госдума приняла сегодня в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Р...

Доступ к ценностям уточнят
СПб. Скандал вокруг кражи из Эрмитажа обострил вопрос о возможной приватизации музеев. Скорей всего,...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования