Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Как сэкономить на «черных ящиках»
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Убыток в $2 млрд показало в 2001 г. мпс
Министерство путей сообщения получило новый аргумент в пользу повышения своих тарифов на перевозки. Аудит МПС по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) зафик...

Юридические услуги

"авиагражданка" правительство рф в спешном порядке готовит запуск нового обязательного вида страхования

После череды крупных катастроф правительство России решило заменить обязательное страхование пассажиров обязательным страхованием ответственности перевозчиков. Это должно увеличить размер обязательных страховых выплат и потерпевшим, и родственникам погибших, но вместе с тем повлияет на рост цены билетов.

Обязательное страхование пассажиров в России действует с 1992 года и распространяется только на междугородные перевозки автомобильным, железнодорожным, авиатранспортом. Например, покупая билет на поезд, человек платит 2,3 рубля за страховку. Максимальное покрытие по такой страховке в случае гибели пассажира составляет 12 тыс. рублей. А если он получил травму, то страховщик выплатит еще меньше. В каждом конкретном случае страховая компания самостоятельно определяет размер выплаты. Бизнес этот весьма прибыльный, и занимаются им исключительно кэптивные компании. Так, один из крупнейших игроков на этом рынке -- родственная ОАО "РЖД" страховая компания ЖАСО. Она контролирует примерно половину рынка обязательного страхования пассажиров. Общая сумма страховых премий на этом рынке в прошлом году превысила отметку в 515 млн рублей. А объем выплат составил примерно 0,5% от этой суммы. Для сравнения: убыточность других видов страхования существенно выше -- около 55%. Такой низкий коэффициент вып лат объясняется достаточно просто. Одни пассажиры предпочитают попросту не связываться со страховой компанией из-за мизерной суммы возмещения. Другие, и таких большинство, не знают, как себя вести при наступлении страхового случая, кто должен зафиксировать происшествие и куда обращаться за выплатами. Поскольку страхование обязательное, входит в стоимость билета, перевозчики и страховщики даже не пытаются подробно информировать об этом страхователей. Тем более что основную нагрузку по компенсации пострадавшим в катастрофах до сих пор несет государство.

Платит казна

Как правило, сумма государственных выплат составляет 100 тыс. рублей из федерального бюджета и столько же из местного. "Государство идет на такие выплаты не потому, что обязано возмещать подобный вред, а чтобы снизить социальную напряженность, -- объясняет директор по страхованию СК "Класс" Сергей Богоявленский. -- Размер этих выплат зависит не только от фактической величины вреда, но и определяется политическими соображениями и возможностями бюджета".

Единой методики расчета выплат по возмещению вреда жизни и здоровью людей, учитывающей все обстоятельства, в России до сих пор нет. И наглядным примером этого стала история с компенсациями родственникам погибших в катастрофе самолета авиакомпании "Пулково" под Донецком. Сперва власти города объявили о том, что родственники погибших получат по 100 тыс. рублей. Однако после того, как администрация Краснодарского края пообещала заплатить по 300 тыс. рублей родственникам погибших в этой катастрофе жителей края, Петербург установил такую же сумму компенсации, договорившись с авиакомпанией "Пулково", что та заплатит эти деньги в дополнение к 100 тыс. рублей компенсации из бюджета страны и 100 тыс. рублей из казны города.

"На Западе методики расчета вреда, причиненного жизни и здоровью, более сложные и учитывают большее количество факторов. В частности, отдельно рассчитываются такие составляющие вреда, как боль и страдания потерпевшего, а также эстетический урон внешности. Если травма с точки зрения физиологии не тяжелая, но причинила серьезные страдания или обезобразила лицо, то жертва может получить вполне солидное возмещение, -- говорит господин Богоявленский. -- Если человек погибает по чьей-то вине, то наследники в ряде случаев могут претендовать на возмещение дохода, который умерший мог бы заработать за всю свою трудовую жизнь". При этом, отмечает эксперт, сумма возмещения, которую насчитает суд, в США, как правило, будет выше суммы, назначенной в аналогичной ситуации судом в континентальной Европе. Поэтому рассмотрение всех дел, связанных с гибелью американских граждан, адвокаты потерпевшей стороны стараются перенести в родной суд.

Но вне зависимости от того, в какой из развитых стран рассматривается дело, выплаты потерпевшим составляют миллионы долларов. И больше всего страхуют свою ответственность, перекладывая бремя выплат на страховые компании, авиаперевозчики.

Российские авиакомпании здесь уже не исключение, хотя страхуются они на значительно меньшие, чем их коллеги, суммы. "Лимит ответственности перевозчика может устанавливаться договором страхования. Например, общий лимит ответственности страховщика по одному судну составляет $1 млн, не более $5 тыс. на каждого пассажира. На международных рейсах лимит ответственности определяется в соответствии с международными соглашениями", -- говорит заместитель генерального директора страховой компании "Русский мир" Евгений Гуревич.

Всех застрахуют

С введением обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров суммы страховок, конечно, увеличатся. В проекте соответствующего федерального закона, который сейчас готовится в Минтрансе РФ, страховые суммы по нанесению вреда жизни и здоровью прописаны в размере 600 тыс. рублей на воздушном и 300 тыс. рублей на иных видах транспорта. Действие закона предполагается распространить на перевозки пассажиров в междугородном, пригородном, городском сообщении автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным, городским наземным электрическим пассажирским транспортом и метрополитеном. Предполагается, что размер страховой премии будет устанавливать правительство РФ. Для воздушного, морского, внутреннего водного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта премия будет рассчитываться как процент от годовой суммы эксплуатационных расходов транспортного средства. Для железнодорожного транспорта, метрополит ена, монорельсовой дороги, фуникулера размер премии предлагается рассчитывать как небольшой процент от суммы дохода перевозчика. Правда, и в том и в другом случае компании включат эти расходы в стоимость билета. И хотя дополнительные расходы на страховку вряд ли превысят 1%, под прикрытием введения нового вида обязательного страхования ответственности перевозчики могут повысить цены и более серьезно.

Страховщики, опрошенные Ъ, крайне рады появлению еще одного обязательного вида страхования ответственности. Хотя некоторые из них указывают на то, что в проекте есть целый ряд недочетов. По мнению президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева, в концепции не очень удачно сформулировано само понятие страхового случая. Чиновники предложили считать таковым факт наступления гражданской ответственности перевозчика по возмещению вреда, в том числе морального, при исполнении договорных обязательств по перевозке пассажиров. "Во-первых, моральный вред не возмещается ни по одному из существующих видов страхования, -- поясняет господин Исаев. -- Во-вторых, необходимо уточнить, что вред возмещается не просто при исполнении договорных обязательств, а в связи с эксплуатацией средства воздушного, железнодорожного, морского, водного или городского транспорта". Последнее уточнение необходимо внести для того, чтобы исключить из числа страховых случаев ситуации, к примеру, с задержкой выл ета самолета из-за плохих погодных условий. "Пассажир в ожидании вылета плохо питался, нервничал, и у него открылась язва. Если принимать трактовку страхового случая в предлагаемой редакции закона, то страховщик будет обязан признать его наступившим и произвести выплату", -- делится своими опасениями господин Исаев.

Между тем, как отмечают страховщики, вне зависимости от того, какова величина страховки ответственности перевозчика, компенсаций, сравнимых с западноевропейскими, можно добиваться уже и сейчас. "Хочу подчеркнуть, что указанные требования к страховым суммам не снимают ответственности с авиакомпании компенсировать вред сверх этих сумм. Например, если при выполнении рейса по России произошла катастрофа и действовал полис по ответственности с лимитом 100 тыс. рублей на пассажира, то лица, которым причинен вред, смогут получить возмещение от страховой компании в пределах 100 тыс. рублей, а сверх этой суммы ущерб будет компенсировать авиакомпания", -- отмечает заместитель директора управления авиационно-космического и морского страхования ОАО "Росно" Сергей Худяков. Правда, в этом случае при расчете суммы дополнительного возмещения ключевую роль играет "белый" доход пострадавшего пассажира. А учитывая тот факт, что у многих официальные доходы не задекларированы и не могут быть подтверждены документами, сумма страхового возмещения может оказаться незначительной. Впрочем, в последние годы после авиакатастроф между авиакомпанией, страховой компанией и родственниками погибших пассажиров все чаще стали заключаться мировые соглашения. "Так, например, по одной из катастроф, произошедших в России, средняя сумма возмещения за одного пассажира составила около $50 тыс.", -- уточнил господин Худяков.

И судя по всему, с введением нового закона эта практика может стать еще более распространенной. Точно так же, как большее распространение получило автокаско после принятия в России закона об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Александр Сологуб

В международной практике выплаты потерпевшим в авиакатастрофах регламентируются Варшавской конвенцией от 1929 года и более поздней Монреальской конвенцией. В 1934 году СССР ратифицировал Варшавскую конвенцию. Согласно этому документу ответственность компании-перевозчика за смерть пассажира или нанесение ему телесного вреда ограничивается суммой $8,3 тыс. В США сочли, что суммы, прописанные в Варшавской конвенции, малы, и в 1999 году на свет появилась Монреальская конвенция . Россия до сих пор не подписала этот документ. По нему пассажиры имеют право, независимо от того, виновен ли в аварии перевозчик, на компенсацию в размере до $135 тыс. Причем если перевозчику не удастся доказать свою невиновность в происшествии, то потерпевшие вправе требовать с него любые суммы возмещения вреда. Несмотря на то что Россия не подписала Монреальскую конвенцию, отечественные авиаперевозчики подпадают под ее нормы, но только в том случае, если полет выполняется в одну из присоединивш ихся к новой конвенции стран (или из нее), и только в отношении тех пассажиров, которые купили билет в присоединившейся к этой конвенции стране.


Другие юридические статьи:
Правительство беспокоят иномарки
Министерство экономического развития и торговли готовит проект постановления о повышении ввозной таможенной пошлины на иномарки, возраст которых превышает 7 лет. ...

Частнику зажигают "красный свет"
По центру Питера сегодня проехать сложно, и скоро может наступить коллапс: люди продолжают покупать новые машины. ...

Правительство рф утвердило положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Правительство РФ утвердило положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Соответству...

Блэр хочет изменить закон о правах человека?
Британское правительство намерено внести поправки в действующее в стране законодательство о правах человека, утверждают пресса и правозащитники. В частности, по данным газеты "Обсервер", редакц...

Как сэкономить на «черных ящиках»
"Вестник московского бухгалтера" / Алексей ПОПОВ Теперь налоговики не регистрируют кассовые аппараты, в...

После череды крупных катастроф правительство России решило заменить обязательное страхование пассажиров обязательным страхованием ответственности перевозчиков. Это должно увеличить размер обязательных страховых выплат и потерпевшим, и родственникам погибших, но вместе с тем повлияет на рост цены билетов.

Обязательное страхование пассажиров в России действует с 1992 года и распространяется только на междугородные перевозки автомобильным, железнодорожным, авиатранспортом. Например, покупая билет на поезд, человек платит 2,3 рубля за страховку. Максимальное покрытие по такой страховке в случае гибели пассажира составляет 12 тыс. рублей. А если он получил травму, то страховщик выплатит еще меньше. В каждом конкретном случае страховая компания самостоятельно определяет размер выплаты. Бизнес этот весьма прибыльный, и занимаются им исключительно кэптивные компании. Так, один из крупнейших игроков на этом рынке -- родственная ОАО "РЖД" страховая компания ЖАСО. Она контролирует примерно половину рынка обязательного страхования пассажиров. Общая сумма страховых премий на этом рынке в прошлом году превысила отметку в 515 млн рублей. А объем выплат составил примерно 0,5% от этой суммы. Для сравнения: убыточность других видов страхования существенно выше -- около 55%. Такой низкий коэффициент вып лат объясняется достаточно просто. Одни пассажиры предпочитают попросту не связываться со страховой компанией из-за мизерной суммы возмещения. Другие, и таких большинство, не знают, как себя вести при наступлении страхового случая, кто должен зафиксировать происшествие и куда обращаться за выплатами. Поскольку страхование обязательное, входит в стоимость билета, перевозчики и страховщики даже не пытаются подробно информировать об этом страхователей. Тем более что основную нагрузку по компенсации пострадавшим в катастрофах до сих пор несет государство.

Платит казна

Как правило, сумма государственных выплат составляет 100 тыс. рублей из федерального бюджета и столько же из местного. "Государство идет на такие выплаты не потому, что обязано возмещать подобный вред, а чтобы снизить социальную напряженность, -- объясняет директор по страхованию СК "Класс" Сергей Богоявленский. -- Размер этих выплат зависит не только от фактической величины вреда, но и определяется политическими соображениями и возможностями бюджета".

Единой методики расчета выплат по возмещению вреда жизни и здоровью людей, учитывающей все обстоятельства, в России до сих пор нет. И наглядным примером этого стала история с компенсациями родственникам погибших в катастрофе самолета авиакомпании "Пулково" под Донецком. Сперва власти города объявили о том, что родственники погибших получат по 100 тыс. рублей. Однако после того, как администрация Краснодарского края пообещала заплатить по 300 тыс. рублей родственникам погибших в этой катастрофе жителей края, Петербург установил такую же сумму компенсации, договорившись с авиакомпанией "Пулково", что та заплатит эти деньги в дополнение к 100 тыс. рублей компенсации из бюджета страны и 100 тыс. рублей из казны города.

"На Западе методики расчета вреда, причиненного жизни и здоровью, более сложные и учитывают большее количество факторов. В частности, отдельно рассчитываются такие составляющие вреда, как боль и страдания потерпевшего, а также эстетический урон внешности. Если травма с точки зрения физиологии не тяжелая, но причинила серьезные страдания или обезобразила лицо, то жертва может получить вполне солидное возмещение, -- говорит господин Богоявленский. -- Если человек погибает по чьей-то вине, то наследники в ряде случаев могут претендовать на возмещение дохода, который умерший мог бы заработать за всю свою трудовую жизнь". При этом, отмечает эксперт, сумма возмещения, которую насчитает суд, в США, как правило, будет выше суммы, назначенной в аналогичной ситуации судом в континентальной Европе. Поэтому рассмотрение всех дел, связанных с гибелью американских граждан, адвокаты потерпевшей стороны стараются перенести в родной суд.

Но вне зависимости от того, в какой из развитых стран рассматривается дело, выплаты потерпевшим составляют миллионы долларов. И больше всего страхуют свою ответственность, перекладывая бремя выплат на страховые компании, авиаперевозчики.

Российские авиакомпании здесь уже не исключение, хотя страхуются они на значительно меньшие, чем их коллеги, суммы. "Лимит ответственности перевозчика может устанавливаться договором страхования. Например, общий лимит ответственности страховщика по одному судну составляет $1 млн, не более $5 тыс. на каждого пассажира. На международных рейсах лимит ответственности определяется в соответствии с международными соглашениями", -- говорит заместитель генерального директора страховой компании "Русский мир" Евгений Гуревич.

Всех застрахуют

С введением обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров суммы страховок, конечно, увеличатся. В проекте соответствующего федерального закона, который сейчас готовится в Минтрансе РФ, страховые суммы по нанесению вреда жизни и здоровью прописаны в размере 600 тыс. рублей на воздушном и 300 тыс. рублей на иных видах транспорта. Действие закона предполагается распространить на перевозки пассажиров в междугородном, пригородном, городском сообщении автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным, городским наземным электрическим пассажирским транспортом и метрополитеном. Предполагается, что размер страховой премии будет устанавливать правительство РФ. Для воздушного, морского, внутреннего водного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта премия будет рассчитываться как процент от годовой суммы эксплуатационных расходов транспортного средства. Для железнодорожного транспорта, метрополит ена, монорельсовой дороги, фуникулера размер премии предлагается рассчитывать как небольшой процент от суммы дохода перевозчика. Правда, и в том и в другом случае компании включат эти расходы в стоимость билета. И хотя дополнительные расходы на страховку вряд ли превысят 1%, под прикрытием введения нового вида обязательного страхования ответственности перевозчики могут повысить цены и более серьезно.

Страховщики, опрошенные Ъ, крайне рады появлению еще одного обязательного вида страхования ответственности. Хотя некоторые из них указывают на то, что в проекте есть целый ряд недочетов. По мнению президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева, в концепции не очень удачно сформулировано само понятие страхового случая. Чиновники предложили считать таковым факт наступления гражданской ответственности перевозчика по возмещению вреда, в том числе морального, при исполнении договорных обязательств по перевозке пассажиров. "Во-первых, моральный вред не возмещается ни по одному из существующих видов страхования, -- поясняет господин Исаев. -- Во-вторых, необходимо уточнить, что вред возмещается не просто при исполнении договорных обязательств, а в связи с эксплуатацией средства воздушного, железнодорожного, морского, водного или городского транспорта". Последнее уточнение необходимо внести для того, чтобы исключить из числа страховых случаев ситуации, к примеру, с задержкой выл ета самолета из-за плохих погодных условий. "Пассажир в ожидании вылета плохо питался, нервничал, и у него открылась язва. Если принимать трактовку страхового случая в предлагаемой редакции закона, то страховщик будет обязан признать его наступившим и произвести выплату", -- делится своими опасениями господин Исаев.

Между тем, как отмечают страховщики, вне зависимости от того, какова величина страховки ответственности перевозчика, компенсаций, сравнимых с западноевропейскими, можно добиваться уже и сейчас. "Хочу подчеркнуть, что указанные требования к страховым суммам не снимают ответственности с авиакомпании компенсировать вред сверх этих сумм. Например, если при выполнении рейса по России произошла катастрофа и действовал полис по ответственности с лимитом 100 тыс. рублей на пассажира, то лица, которым причинен вред, смогут получить возмещение от страховой компании в пределах 100 тыс. рублей, а сверх этой суммы ущерб будет компенсировать авиакомпания", -- отмечает заместитель директора управления авиационно-космического и морского страхования ОАО "Росно" Сергей Худяков. Правда, в этом случае при расчете суммы дополнительного возмещения ключевую роль играет "белый" доход пострадавшего пассажира. А учитывая тот факт, что у многих официальные доходы не задекларированы и не могут быть подтверждены документами, сумма страхового возмещения может оказаться незначительной. Впрочем, в последние годы после авиакатастроф между авиакомпанией, страховой компанией и родственниками погибших пассажиров все чаще стали заключаться мировые соглашения. "Так, например, по одной из катастроф, произошедших в России, средняя сумма возмещения за одного пассажира составила около $50 тыс.", -- уточнил господин Худяков.

И судя по всему, с введением нового закона эта практика может стать еще более распространенной. Точно так же, как большее распространение получило автокаско после принятия в России закона об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Александр Сологуб

В международной практике выплаты потерпевшим в авиакатастрофах регламентируются Варшавской конвенцией от 1929 года и более поздней Монреальской конвенцией. В 1934 году СССР ратифицировал Варшавскую конвенцию. Согласно этому документу ответственность компании-перевозчика за смерть пассажира или нанесение ему телесного вреда ограничивается суммой $8,3 тыс. В США сочли, что суммы, прописанные в Варшавской конвенции, малы, и в 1999 году на свет появилась Монреальская конвенция . Россия до сих пор не подписала этот документ. По нему пассажиры имеют право, независимо от того, виновен ли в аварии перевозчик, на компенсацию в размере до $135 тыс. Причем если перевозчику не удастся доказать свою невиновность в происшествии, то потерпевшие вправе требовать с него любые суммы возмещения вреда. Несмотря на то что Россия не подписала Монреальскую конвенцию, отечественные авиаперевозчики подпадают под ее нормы, но только в том случае, если полет выполняется в одну из присоединивш ихся к новой конвенции стран (или из нее), и только в отношении тех пассажиров, которые купили билет в присоединившейся к этой конвенции стране.


Другие юридические статьи:
Правительство беспокоят иномарки
Министерство экономического развития и торговли готовит проект постановления о повышении ввозной таможенной пошлины на иномарки, возраст которых превышает 7 лет. ...

Частнику зажигают "красный свет"
По центру Питера сегодня проехать сложно, и скоро может наступить коллапс: люди продолжают покупать новые машины. ...

Правительство рф утвердило положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Правительство РФ утвердило положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Соответству...

Блэр хочет изменить закон о правах человека?
Британское правительство намерено внести поправки в действующее в стране законодательство о правах человека, утверждают пресса и правозащитники. В частности, по данным газеты "Обсервер", редакц...

Как сэкономить на «черных ящиках»
"Вестник московского бухгалтера" / Алексей ПОПОВ Теперь налоговики не регистрируют кассовые аппараты, в...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования