Камеральная проверка: закон в помощь
Материал предоставлен журналом "Расчет" / Елена КОРЕЦКАЯ
Вопрос от Анны ГУРКОВОЙ, главного бухгалтера из Кургана, мы получили
весной 2006 года. Касался он статьи в октябрьском номере «Расчета» за 2005
год «Как отличить незаконный штраф». Должны ли налоговики по итогам проверки
составлять акт и имеет ли право фирма подготовить на него возражения? Четкий
ответ на этот вопрос недавно дали законодатели.
Наболевший вопрос
Возвращаясь к напечатанному, напомним, что материал по проверкам был
подготовлен по итогам семинара, на котором старший юрист компании «Пепеляев,
Гольцблат и партнеры» Мария Андреева рассказала о нарушениях, допускаемых
налоговыми инспекциями при взыскании штрафов с компаний.
Одно из перечисленных нарушений – это непредставление компаниям возможности
подготовить возражения по акту камеральной проверки. А зачастую, и
несоставление акта по результатам таких проверок в принципе. Ведь статья 88
Налогового кодекса «Камеральные проверки» ни о каком акте, и ни о каком сроке
для возражений на акт не говорит.
В выводах по этому случаю лектор посоветовала обращаться в суд, так как на
тот момент многие суды округов поддерживали позицию, что компаниям должны
предоставлять срок для возражений и при камеральных проверках (эту позицию
высказывал и Конституционный суд в своем определении от 18 января 2005 г. №
130-О). В то же время лектор отметила, что есть и другое мнение. Иначе говоря,
то, что фирме не дали времени представить возражения, само по себе не является
основанием, чтобы говорить о нарушении порядка привлечения к
ответственности.
Неудивительно, что у наших читателей в этой ситуации возникли вопросы. В
своем письме Анна указала, что работает главным бухгалтером достаточно крупной
компании. И, зачастую о том, что инспекция выявила нарушение при проверке
деклараций, фирма узнавала уже только из решения. Решения о привлечении к
ответственности.
«Конечно, многие решения наша фирма признает незаконными через суд, – пишет
Анна, – но многие замечания можно было бы снять и без суда, если бы мы
представили возражения в инспекцию». Читательница попросила все-таки дать
четкий ответ – должны налоговики составлять акт по итогам камеральной
проверки, имеет ли компания право представить возражения на этот акт до
вынесения решения или нет. На тот момент единственный совет «Расчета» – это
попытаться отстоять свою позицию в суде.
Законодатели встали на защиту
Положение изменилось после принятия Закона № 137-ФЗ от 27 июля 2006 г.,
внесшего изменения в обе части Налогового кодекса. Изменения коснулись
практически каждой статьи в первой части, в том числе и статей 88 и 100
Налогового кодекса.
По новой редакции кодекса, камеральные проверки проводятся как на основании
деклараций, так и на основании расчетов (расчетов авансовых платежей, расчетов,
предоставляемых налоговыми агентами). Вместе с декларациями представляются и
другие документы, установленные Налоговым кодексом. Используют при проверке и те
материалы, которые есть в инспекции.
Что же касается представления возражений компанией, в отношении которой
проводят камеральную проверку, то статья 88 в новой редакции предусматривает
сразу два «вида» возражений, направляемых в инспекцию.
Первый – это возражения (разъяснения) по ошибкам или противоречиям,
выявленным в декларации или в представленных документах. Налоговая инспекция в
этом случае направляет компании требование представить в течение пяти рабочих
дней необходимые пояснения или внести исправления в определенный срок. Компания
же при желании представляет пояснения по ошибкам и дополнительные документы:
выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и любые другие
документы, подтверждающие достоверность данных в декларации. Действует этот
порядок и для деклараций, и для расчетов. Инспекция, по новым правилам,
обязана рассмотреть и пояснения, и документы.
Второй случай, когда налоговикам придется выслушать проверяемую компанию –
это при «выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах». В
статье 88 Налогового кодекса теперь прямо определено: в этом случае инспекцией
составляется акт по итогам проверки. В порядке, предусмотренном статьей 100
Налогового кодекса. Составить его нужно в течение 10 дней с даты окончания
проверки.
Это значит, что если есть акт, то есть и право представить на него
возражения. Ведь статья 100 указывает: компания, не согласная с выводами акта,
вправе представить свои письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня
его получения. При этом имеет право приложить к возражениям документы (их
заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Эти требования
распространяются на акты, составленные по результатам проверок – именно так
называется статья 100 – «оформление результатов налоговой проверки». Другими
словами, всех видов проверок, установленных Налоговым кодексом.
Статья 87 в новой редакции весьма лаконична – Налоговый кодекс определяет
два вида проверок, проводимых налоговыми органами – выездную и камеральную.
Ответ на вопрос Анны звучит теперь так. Да, налоговики должны составлять акт
по итогам камеральной проверки. Да, они должны «выслушивать» мнение компании
и при выявлении ошибок и неточностей в проверяемых документах, и при
выявлении признаков налогового нарушения. Единственное «но»: эти изменения
действуют для проверок, проводимых после 1 января 2007 года.
Порядок рассмотрения
«Законодатели упомянули камеральные проверки и в статье 100.1 – “Порядок
рассмотрения дел о налоговых правонарушениях», – комментирует Екатерина
Карасева, юрист компании “Гарант“, – По этой новой редакции статьи дело об
обнаруженных при камеральной проверке нарушениях рассматривается в том же
порядке, что и при выездных – по статье 101 кодекса. А именно:
- руководитель инспекции (или его заместитель) рассматривает материалы
проверки, возражения на акт и выводы акта в течение 10 дней после истечения
срока для представления возражений на акт.
- руководитель инспекции извещает компанию, когда и где будет проводиться
рассмотрение возражений.
- при рассмотрении материалов проверки, компания имеет право устно
высказывать свои возражения.
После этого руководитель налогового органа определяет, было ли налоговое
нарушение, его состав, вину компании или обстоятельства, исключающие вину, и
выносит решение, привлекать компанию к ответственности по материалам
камеральной проверки или нет (подробнее о порядке вынесения решений по новой
редакции налогового кодекса читайте на странице 97. – прим. ред.)».
 |
Компания
"Проф-Консультант" совместно с ФНС РФ и ФСКН РФ предоставляет возможность
руководителям предприятий, юристам, финансовым директорам, а также главным
бухгалтерам уже сейчас полностью подготовиться к любой налоговой проверке:
выездной, камеральной, встречной. 10 ноября на семинаре "НАЛОГОВЫЕ
ПРОВЕРКИ. Информация из первых рук: ФНС РФ и налоговые эксперты" лекторы
расскажут обо всех последствиях вступления в силу закона № 137-ФЗ о
совершенствовании налогового администрирования. Запись по телефону: (495)
657-85-33. |
Другие юридические статьи: В соответствии с постановлением областного
Правительства от 17 мая 2005 года N 135 "О задачах по подготовке объектов
жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области к...
МАП предлагает предоставить частным железнодорожным
операторам льготные тарифы. В ведомстве Ильи Южанова считают, что иначе
частники не смогут завоевать достаточную долю ры...
Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена проверять
деятельность предпринимателей за последние 5 лет, а не за 3, как
сейчас.
...
Госдума РФ отклонила поправки в Закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности".
Часть депутатов предлагала расширить сферу правового
регул...
Лесопромышленный холдинг "Илим Палп" лишился
контрольного пакета акций крупнейшего в России Котласского ЦБК. По решению
кемеровского суда 25% акций комбината были списаны в...
Материал предоставлен журналом "Расчет" / Елена КОРЕЦКАЯ
Вопрос от Анны ГУРКОВОЙ, главного бухгалтера из Кургана, мы получили
весной 2006 года. Касался он статьи в октябрьском номере «Расчета» за 2005
год «Как отличить незаконный штраф». Должны ли налоговики по итогам проверки
составлять акт и имеет ли право фирма подготовить на него возражения? Четкий
ответ на этот вопрос недавно дали законодатели.
Наболевший вопрос
Возвращаясь к напечатанному, напомним, что материал по проверкам был
подготовлен по итогам семинара, на котором старший юрист компании «Пепеляев,
Гольцблат и партнеры» Мария Андреева рассказала о нарушениях, допускаемых
налоговыми инспекциями при взыскании штрафов с компаний.
Одно из перечисленных нарушений – это непредставление компаниям возможности
подготовить возражения по акту камеральной проверки. А зачастую, и
несоставление акта по результатам таких проверок в принципе. Ведь статья 88
Налогового кодекса «Камеральные проверки» ни о каком акте, и ни о каком сроке
для возражений на акт не говорит.
В выводах по этому случаю лектор посоветовала обращаться в суд, так как на
тот момент многие суды округов поддерживали позицию, что компаниям должны
предоставлять срок для возражений и при камеральных проверках (эту позицию
высказывал и Конституционный суд в своем определении от 18 января 2005 г. №
130-О). В то же время лектор отметила, что есть и другое мнение. Иначе говоря,
то, что фирме не дали времени представить возражения, само по себе не является
основанием, чтобы говорить о нарушении порядка привлечения к
ответственности.
Неудивительно, что у наших читателей в этой ситуации возникли вопросы. В
своем письме Анна указала, что работает главным бухгалтером достаточно крупной
компании. И, зачастую о том, что инспекция выявила нарушение при проверке
деклараций, фирма узнавала уже только из решения. Решения о привлечении к
ответственности.
«Конечно, многие решения наша фирма признает незаконными через суд, – пишет
Анна, – но многие замечания можно было бы снять и без суда, если бы мы
представили возражения в инспекцию». Читательница попросила все-таки дать
четкий ответ – должны налоговики составлять акт по итогам камеральной
проверки, имеет ли компания право представить возражения на этот акт до
вынесения решения или нет. На тот момент единственный совет «Расчета» – это
попытаться отстоять свою позицию в суде.
Законодатели встали на защиту
Положение изменилось после принятия Закона № 137-ФЗ от 27 июля 2006 г.,
внесшего изменения в обе части Налогового кодекса. Изменения коснулись
практически каждой статьи в первой части, в том числе и статей 88 и 100
Налогового кодекса.
По новой редакции кодекса, камеральные проверки проводятся как на основании
деклараций, так и на основании расчетов (расчетов авансовых платежей, расчетов,
предоставляемых налоговыми агентами). Вместе с декларациями представляются и
другие документы, установленные Налоговым кодексом. Используют при проверке и те
материалы, которые есть в инспекции.
Что же касается представления возражений компанией, в отношении которой
проводят камеральную проверку, то статья 88 в новой редакции предусматривает
сразу два «вида» возражений, направляемых в инспекцию.
Первый – это возражения (разъяснения) по ошибкам или противоречиям,
выявленным в декларации или в представленных документах. Налоговая инспекция в
этом случае направляет компании требование представить в течение пяти рабочих
дней необходимые пояснения или внести исправления в определенный срок. Компания
же при желании представляет пояснения по ошибкам и дополнительные документы:
выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета и любые другие
документы, подтверждающие достоверность данных в декларации. Действует этот
порядок и для деклараций, и для расчетов. Инспекция, по новым правилам,
обязана рассмотреть и пояснения, и документы.
Второй случай, когда налоговикам придется выслушать проверяемую компанию –
это при «выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах». В
статье 88 Налогового кодекса теперь прямо определено: в этом случае инспекцией
составляется акт по итогам проверки. В порядке, предусмотренном статьей 100
Налогового кодекса. Составить его нужно в течение 10 дней с даты окончания
проверки.
Это значит, что если есть акт, то есть и право представить на него
возражения. Ведь статья 100 указывает: компания, не согласная с выводами акта,
вправе представить свои письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня
его получения. При этом имеет право приложить к возражениям документы (их
заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений. Эти требования
распространяются на акты, составленные по результатам проверок – именно так
называется статья 100 – «оформление результатов налоговой проверки». Другими
словами, всех видов проверок, установленных Налоговым кодексом.
Статья 87 в новой редакции весьма лаконична – Налоговый кодекс определяет
два вида проверок, проводимых налоговыми органами – выездную и камеральную.
Ответ на вопрос Анны звучит теперь так. Да, налоговики должны составлять акт
по итогам камеральной проверки. Да, они должны «выслушивать» мнение компании
и при выявлении ошибок и неточностей в проверяемых документах, и при
выявлении признаков налогового нарушения. Единственное «но»: эти изменения
действуют для проверок, проводимых после 1 января 2007 года.
Порядок рассмотрения
«Законодатели упомянули камеральные проверки и в статье 100.1 – “Порядок
рассмотрения дел о налоговых правонарушениях», – комментирует Екатерина
Карасева, юрист компании “Гарант“, – По этой новой редакции статьи дело об
обнаруженных при камеральной проверке нарушениях рассматривается в том же
порядке, что и при выездных – по статье 101 кодекса. А именно:
- руководитель инспекции (или его заместитель) рассматривает материалы
проверки, возражения на акт и выводы акта в течение 10 дней после истечения
срока для представления возражений на акт.
- руководитель инспекции извещает компанию, когда и где будет проводиться
рассмотрение возражений.
- при рассмотрении материалов проверки, компания имеет право устно
высказывать свои возражения.
После этого руководитель налогового органа определяет, было ли налоговое
нарушение, его состав, вину компании или обстоятельства, исключающие вину, и
выносит решение, привлекать компанию к ответственности по материалам
камеральной проверки или нет (подробнее о порядке вынесения решений по новой
редакции налогового кодекса читайте на странице 97. – прим. ред.)».
 |
Компания
"Проф-Консультант" совместно с ФНС РФ и ФСКН РФ предоставляет возможность
руководителям предприятий, юристам, финансовым директорам, а также главным
бухгалтерам уже сейчас полностью подготовиться к любой налоговой проверке:
выездной, камеральной, встречной. 10 ноября на семинаре "НАЛОГОВЫЕ
ПРОВЕРКИ. Информация из первых рук: ФНС РФ и налоговые эксперты" лекторы
расскажут обо всех последствиях вступления в силу закона № 137-ФЗ о
совершенствовании налогового администрирования. Запись по телефону: (495)
657-85-33. |
Другие юридические статьи: В соответствии с постановлением областного
Правительства от 17 мая 2005 года N 135 "О задачах по подготовке объектов
жилищно-коммунального хозяйства Ленинградской области к...
МАП предлагает предоставить частным железнодорожным
операторам льготные тарифы. В ведомстве Ильи Южанова считают, что иначе
частники не смогут завоевать достаточную долю ры...
Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена проверять
деятельность предпринимателей за последние 5 лет, а не за 3, как
сейчас.
...
Госдума РФ отклонила поправки в Закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности".
Часть депутатов предлагала расширить сферу правового
регул...
Лесопромышленный холдинг "Илим Палп" лишился
контрольного пакета акций крупнейшего в России Котласского ЦБК. По решению
кемеровского суда 25% акций комбината были списаны в...
|