Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Петербург обгоняет страну
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Кс: участники процесса могут подать кассацию на решения всех судов i инстанции
Конституционный суд подтвердил положение статьи 336 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которому на решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением решений миров...

Юридические услуги

Валентина матвиенко я верну выпавшие миллиарды

9 июня губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выступила с ежегодным посланием к Законодательному Собранию.

Среди "вызовов, перед которыми стоит город" и о которых шла речь в пространном губернаторском докладе, почему-то не был упомянут весьма актуальный - финансово-правовой вызов, исходящий сегодня со стороны федерального центра и адресованный регионам. Особенно регионам-донорам.

Умолчание было тем более странным, что незадолго перед тем Валентина Матвиенко довольно эмоционально поведала горожанам об этой проблеме, вернувшись с очередного заседания Госсовета.

Газета "Дело" попросила Валентину Ивановну прокомментировать данный парадокс.

В послании я об этом не сказала только потому, что его объем был ограничен. Кроме того, я хотела все же сконцентрироваться на программных документах, на тех шагах и действиях, которые будет предпринимать правительство Санкт-Петербурга. Что же касается проблемы межбюджетных отношений регионов и центра, то она имеет всероссийский масштаб. Я свою точку зрения откровенно высказала и на Госсовете, и в ходе рабочих встреч с представителями Минфина и Минэкономики. Она заключается в том, что сегодня межбюджетные отношения выстраиваются в стране некорректно.

-В чем, на Ваш взгляд, корень зла и в чем конкретно это зло проявляется?

- В свое время было принято решение о распределении налогов между регионами и центром в пропорции 50:50.

-Вы имеете в виду соответствующее положение Бюджетного кодекса РФ?

- Да. Такая схема давала субъектам федерации стимул к тому, чтобы лучше работать и больше зарабатывать. В последнее время пошел перекос, и с каждым годом все больше средств изымается из субъектов РФ и уходит в федеральный бюджет. В Петербурге, например, сегодня остается всего 40 процентов налоговых поступлений, а 60 процентов уходит в центр. При этом если регионам-реципиентам какая-то часть потом компенсируется, то регионам-донорам, как правило, не возвращается ничего. По итогам прошлого года, мы потеряли порядка 10 миллиардов рублей, из них примерно половину все же удалось правдами и неправдами получить в виде компенсаций. По тем законам, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, Петербург должен будет потерять, по предварительным расчетам, порядка 5,5 миллиардов рублей.

-Такая ситуация для новейшей истории Петербурга вполне типична. Хотя в Бюджетном кодексе и зафиксирована паритетная норма дележки налогов между центром и регионами, ежегодный закон о бюджете, который принимает Госдума, эту норму БК РФ всякий раз игнорирует. И "главнее" в итоге оказывается тот закон, который выгоднее федеральному центру. Не получится ли так, что, абсолютно правильно ставя проблему, Вы попросту окажетесь не в силах ее решить?

- Повторяю, это проблема общефедеральная. Понять федеральное правительство можно. Есть ряд общегосударственных функций - содержание армии, милиции, высшей школы и т.д., - на что они вправе аккумулировать средства в федеральном бюджете. Есть также тезис, с которым нам трудно согласиться, но который мы можем понять, - что федерация стремится к выравниванию средних социальных стандартов по всей стране. Ведь не виновата, например, Тыва, что производственные мощности сконцентрированы в Петербурге, а не в Тыве! Я как губернатор, естественно, буду защищать интересы города.

-Но как?

- Объясняю. Первое. Я так же, как и ряд других губернаторов, буду настаивать на изменении соотношения.

- Как? Подобно шахтерам, объявите голодовку?

- Повлиять на федеральное правительство можно, заняв позицию и отстаивая ее у президента, в правительстве, в Государственной Думе. Но если федеральный центр все же примет иное решение, то моя задача - добиться того, чтобы выпадающие доходы вернулись в виде федерального финансирования городских объектов и программ. И это реально! Я это могу, и мы это сделаем.

- И все же: каков механизм воздействия "снизу", со стороны регионов, на структуры - Госдуму, правительство, - на которые сегодня принято влиять исключительно "сверху"? Если я Вас верно понял, Вы - по умолчанию - обещаете петербуржцам, что сумеете убедить президента Путина в необходимости изменить бюджетную пропорцию в пользу регионов. Уверены ли Вы в том, что Вашего - бесспорно, колоссального - обаяния хватит для решения столь масштабной задачи?

- Я считаю, что если не в этом году, то через год, через два все равно мы этого добьемся! А что касается следующего года, то мы вернем выпадающие 5,5 миллиардов. Мы внесли предложения в федеральную Адресную инвестиционную программу, получили кредит в 100 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития, 61 миллион долларов город получит от федерального центра на реконструкцию. То есть за счет предметной работы с министерствами и соответствующей аргументации - я не просто хожу, прошу или там пользуюсь связями! - мы добиваемся выделения средств: на Кольцевую дорогу, на защитные сооружения, на реставрацию исторического центра...

- Иными словами, речь идет о бесконечных ходатайствах перед федеральными структурами?

- Это - временная тактика. Выступая на Госсовете, я заявила, что наступил новый этап в развитии федерации. В предыдущие четыре года сильны были сепаратистские настроения, сейчас этого нет. Но федерация по-прежнему тянет одеяло на себя, стремится выполнять те функции, которые должны быть переданы субъектам федерации. Но поскольку процесс изменения законов длительный, для начала нужно заключать соглашения с министерствами о делегировании регионам части функций.

- Выступая по итогам заседания Госсовета, Вы также подвергли критике засилье федеральных структур на уровне регионов. Это был камень в огород полпредства?

- Ни в коей мере! Я считаю, что полпредства как институт сегодня нужны. Я говорила о бесчисленных представительствах федеральных министерств и ведомств, находящихся на территории города и дублирующих соответствующие комитеты администрации города. Кроме того, в подражание полпредству расплодились еще и северо-западные филиалы федеральных структур, которые за пределами Петербурга практически ничего не делают. 13 тысяч человек работают в этих филиалах, 10 тысяч федеральных служащих! И я сказала: надо сократить федеральные представительства, передать их функции Петербургу.

- Выходит, появление полпредств спровоцировало массовое размножение чиновничества...

- Полпредство здесь ни при чем! Это правительство решило создать свои северо-западные филиалы, боясь, что полпредство перетянет канат на свою сторону.

- Не кажется ли Вам, что сама философия выдвигаемых Вами предложений приходит в противоречие с идеологией "вертикали власти", предусматривающей абсолютную административную проницаемость государства сверху донизу? Вы говорите о разграничении функций, об обретении субъектами федерации свободы для политического творчества...

- Россия все же федеративное государство. И многие, говоря о "вертикали власти", просто некорректно это понимают. Вообще, сейчас мы подошли к тому моменту, когда можем начать выстраивать цивилизованное федеративное государство, где четко и ясно понятно, что относится к функциям федерации, а что - к функциям субъектов.

- Не мешает ли этому выстраиванию разговор о "вертикали власти"?

- А это, скорее, журналистский сленг...

Как?! Это "сленг" вполне официальных лиц...

- Правового понятия "вертикаль власти" не существует. Да, на определенном этапе об этом говорили официальные лица: когда речь шла о необходимости создания правового пространства, не может быть федеративного государства с разными законами принципиального характера на разных территориях.

- То есть Вы за "вертикаль" правовую, а не административную.

- Конечно!

- То есть Вы против того, чтобы высшие должностные лица вторгались в собственно внутреннюю жизнь регионов?

- Конечно! Абсолютно против!

- В послании Вы заявили о том, что "основные цели и задачи Санкт-Петербурга неотделимы от целей и задач России". Однако нынешний разговор с Вами убеждает в том, что в чем-то очень важном интересы города и федерального центра расходятся. Может быть, имеет смысл начать говорить об этом вслух?

- Абсолютно не согласна с Вашим посылом. Не могут отличаться интересы Петербурга от общегосударственных интересов - таких, как развитие экономики, повышение благосостояния народа и т.д. Цели у нас совпадают...

- Вы же сами говорите: цель федерации - уравнять регионы, цель Петербурга - быть максимально богатым. Эти цели противоречат друг другу...

- Вы берете только одно направление, которое нельзя оценивать как "стратегические цели и задачи Петербурга". Если каждый регион начнет противостоять государству, толку не будет! Должна быть единая стратегическая политика - экономическая, социальная. А региональная специфика должна проявляться на ее фоне.

- И последний вопрос. Лейтмотив Вашего послания - достижение городом и горожанами европейских стандартов жизни. Но возможно ли достижение европейского качества жизни в условиях азиатской модели власти?

- Нет, конечно.

-Почему же Вы не ставите вопроса о превращении Петербурга в парламентскую республику европейского типа?

- Я не считаю, что для России и для Петербурга приемлема парламентская форма правления. И ментально, и исторически наша страна к этому не готова. У нас демократические институты только устанавливаются, и депутаты, к сожалению, вынуждены заниматься популизмом, чтобы нравиться избирателям, и они не всегда будут готовы к принятию необходимых решений. Вообще, я убеждена, что право избирать главу города должно принадлежать не депутатам, а петербуржцам. И каждый должен заниматься своим делом: законодатели - писать законы, правительство - их исполнять.

*** Шоу на 24 страницах? Депутатский комментарий

Наталия Евдокимова:

Это скорее было политическое шоу. Можно было высказаться гораздо короче и по существу: определить доходную, расходную часть и дефицит бюджета на следующий год, а также направления приоритетного финансирования. Что и было сделано на последних трех страницах двадцатичетырехстраничного доклада. Все остальное время госпожа губернатор высказала все свои мысли вслух. Впрочем, Валентина Матвиенко – публичный политик, и она имеет право на такое видение содержания своего послания. Но лично мои ожидания – не оправдались.

Ватаняр Ягья:

Положительный момент – то, что губернатор Санкт-Петербурга стал выполнять закон, который был принят Законодательным собранием относительно ежегодного послания. Хотелось бы отметить, что первый опыт не лишен некоторых недочетов. Во-первых, это излишний пафос и выспренность некоторых заявлений.

Ну и второй недочет – отсутствие четко очерченных хронологических рамок. В послании говорится о том, что власти города будут делать в течение энного количества лет, а не на год вперед, как предполагалось. В следующем году тоже будет послание и тогда получится, что губернатор будет повторять некоторые свои же предложения .

Константин Сухенко:

Я не уверен, что Вам будет интересно мое мнение, потому что на этот раз я – "за", мне послание понравилось, я ожидал намного худшего. О том, что ничего не было сказано о религиозных конфессиях и межнациональных отношениях, уже заметил депутат Игорь Риммер. Я также считаю, что этот вопрос важен для такого многонационального и многоконфессионального города, как Петербург – жаль, что он не нашел отражения в послании губернатора.


Другие юридические статьи:
Региональным брокерам придется уйти с рынка
С 1 января количество таможенных брокеров в Россия может уменьшиться более чем вдвое. К этому, по мнению экспертов, приведет вступление в силу нового Таможенного кодекса....

А тебя вообще не спрашивают - мала еще!
Мне 15 лет, но родители постоянно говорят что-то вроде "мала еще", "без тебя разберемся", "тебя спросить забыли" и тому подобное. Не разрешают ходить...

Россия вступит в вто не ранее 2005 года, считают в мтп
Россия сможет вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) не ранее 2005 года. Такое мнение высказала сегодня на пресс...

А тарифы растут
С 1 июля в Петербурге повышается стоимость жилищно-коммунальных услуг. Проект соответствующего закона принят на заседании городского правительства. Д...

Петербург обгоняет страну
Регионы начинают лечить от ксенофобии СПб. Из столицы ксенофобии Петербург превращается в столицу борьбы с ней. Неслучайно...

9 июня губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко выступила с ежегодным посланием к Законодательному Собранию.

Среди "вызовов, перед которыми стоит город" и о которых шла речь в пространном губернаторском докладе, почему-то не был упомянут весьма актуальный - финансово-правовой вызов, исходящий сегодня со стороны федерального центра и адресованный регионам. Особенно регионам-донорам.

Умолчание было тем более странным, что незадолго перед тем Валентина Матвиенко довольно эмоционально поведала горожанам об этой проблеме, вернувшись с очередного заседания Госсовета.

Газета "Дело" попросила Валентину Ивановну прокомментировать данный парадокс.

В послании я об этом не сказала только потому, что его объем был ограничен. Кроме того, я хотела все же сконцентрироваться на программных документах, на тех шагах и действиях, которые будет предпринимать правительство Санкт-Петербурга. Что же касается проблемы межбюджетных отношений регионов и центра, то она имеет всероссийский масштаб. Я свою точку зрения откровенно высказала и на Госсовете, и в ходе рабочих встреч с представителями Минфина и Минэкономики. Она заключается в том, что сегодня межбюджетные отношения выстраиваются в стране некорректно.

-В чем, на Ваш взгляд, корень зла и в чем конкретно это зло проявляется?

- В свое время было принято решение о распределении налогов между регионами и центром в пропорции 50:50.

-Вы имеете в виду соответствующее положение Бюджетного кодекса РФ?

- Да. Такая схема давала субъектам федерации стимул к тому, чтобы лучше работать и больше зарабатывать. В последнее время пошел перекос, и с каждым годом все больше средств изымается из субъектов РФ и уходит в федеральный бюджет. В Петербурге, например, сегодня остается всего 40 процентов налоговых поступлений, а 60 процентов уходит в центр. При этом если регионам-реципиентам какая-то часть потом компенсируется, то регионам-донорам, как правило, не возвращается ничего. По итогам прошлого года, мы потеряли порядка 10 миллиардов рублей, из них примерно половину все же удалось правдами и неправдами получить в виде компенсаций. По тем законам, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, Петербург должен будет потерять, по предварительным расчетам, порядка 5,5 миллиардов рублей.

-Такая ситуация для новейшей истории Петербурга вполне типична. Хотя в Бюджетном кодексе и зафиксирована паритетная норма дележки налогов между центром и регионами, ежегодный закон о бюджете, который принимает Госдума, эту норму БК РФ всякий раз игнорирует. И "главнее" в итоге оказывается тот закон, который выгоднее федеральному центру. Не получится ли так, что, абсолютно правильно ставя проблему, Вы попросту окажетесь не в силах ее решить?

- Повторяю, это проблема общефедеральная. Понять федеральное правительство можно. Есть ряд общегосударственных функций - содержание армии, милиции, высшей школы и т.д., - на что они вправе аккумулировать средства в федеральном бюджете. Есть также тезис, с которым нам трудно согласиться, но который мы можем понять, - что федерация стремится к выравниванию средних социальных стандартов по всей стране. Ведь не виновата, например, Тыва, что производственные мощности сконцентрированы в Петербурге, а не в Тыве! Я как губернатор, естественно, буду защищать интересы города.

-Но как?

- Объясняю. Первое. Я так же, как и ряд других губернаторов, буду настаивать на изменении соотношения.

- Как? Подобно шахтерам, объявите голодовку?

- Повлиять на федеральное правительство можно, заняв позицию и отстаивая ее у президента, в правительстве, в Государственной Думе. Но если федеральный центр все же примет иное решение, то моя задача - добиться того, чтобы выпадающие доходы вернулись в виде федерального финансирования городских объектов и программ. И это реально! Я это могу, и мы это сделаем.

- И все же: каков механизм воздействия "снизу", со стороны регионов, на структуры - Госдуму, правительство, - на которые сегодня принято влиять исключительно "сверху"? Если я Вас верно понял, Вы - по умолчанию - обещаете петербуржцам, что сумеете убедить президента Путина в необходимости изменить бюджетную пропорцию в пользу регионов. Уверены ли Вы в том, что Вашего - бесспорно, колоссального - обаяния хватит для решения столь масштабной задачи?

- Я считаю, что если не в этом году, то через год, через два все равно мы этого добьемся! А что касается следующего года, то мы вернем выпадающие 5,5 миллиардов. Мы внесли предложения в федеральную Адресную инвестиционную программу, получили кредит в 100 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития, 61 миллион долларов город получит от федерального центра на реконструкцию. То есть за счет предметной работы с министерствами и соответствующей аргументации - я не просто хожу, прошу или там пользуюсь связями! - мы добиваемся выделения средств: на Кольцевую дорогу, на защитные сооружения, на реставрацию исторического центра...

- Иными словами, речь идет о бесконечных ходатайствах перед федеральными структурами?

- Это - временная тактика. Выступая на Госсовете, я заявила, что наступил новый этап в развитии федерации. В предыдущие четыре года сильны были сепаратистские настроения, сейчас этого нет. Но федерация по-прежнему тянет одеяло на себя, стремится выполнять те функции, которые должны быть переданы субъектам федерации. Но поскольку процесс изменения законов длительный, для начала нужно заключать соглашения с министерствами о делегировании регионам части функций.

- Выступая по итогам заседания Госсовета, Вы также подвергли критике засилье федеральных структур на уровне регионов. Это был камень в огород полпредства?

- Ни в коей мере! Я считаю, что полпредства как институт сегодня нужны. Я говорила о бесчисленных представительствах федеральных министерств и ведомств, находящихся на территории города и дублирующих соответствующие комитеты администрации города. Кроме того, в подражание полпредству расплодились еще и северо-западные филиалы федеральных структур, которые за пределами Петербурга практически ничего не делают. 13 тысяч человек работают в этих филиалах, 10 тысяч федеральных служащих! И я сказала: надо сократить федеральные представительства, передать их функции Петербургу.

- Выходит, появление полпредств спровоцировало массовое размножение чиновничества...

- Полпредство здесь ни при чем! Это правительство решило создать свои северо-западные филиалы, боясь, что полпредство перетянет канат на свою сторону.

- Не кажется ли Вам, что сама философия выдвигаемых Вами предложений приходит в противоречие с идеологией "вертикали власти", предусматривающей абсолютную административную проницаемость государства сверху донизу? Вы говорите о разграничении функций, об обретении субъектами федерации свободы для политического творчества...

- Россия все же федеративное государство. И многие, говоря о "вертикали власти", просто некорректно это понимают. Вообще, сейчас мы подошли к тому моменту, когда можем начать выстраивать цивилизованное федеративное государство, где четко и ясно понятно, что относится к функциям федерации, а что - к функциям субъектов.

- Не мешает ли этому выстраиванию разговор о "вертикали власти"?

- А это, скорее, журналистский сленг...

Как?! Это "сленг" вполне официальных лиц...

- Правового понятия "вертикаль власти" не существует. Да, на определенном этапе об этом говорили официальные лица: когда речь шла о необходимости создания правового пространства, не может быть федеративного государства с разными законами принципиального характера на разных территориях.

- То есть Вы за "вертикаль" правовую, а не административную.

- Конечно!

- То есть Вы против того, чтобы высшие должностные лица вторгались в собственно внутреннюю жизнь регионов?

- Конечно! Абсолютно против!

- В послании Вы заявили о том, что "основные цели и задачи Санкт-Петербурга неотделимы от целей и задач России". Однако нынешний разговор с Вами убеждает в том, что в чем-то очень важном интересы города и федерального центра расходятся. Может быть, имеет смысл начать говорить об этом вслух?

- Абсолютно не согласна с Вашим посылом. Не могут отличаться интересы Петербурга от общегосударственных интересов - таких, как развитие экономики, повышение благосостояния народа и т.д. Цели у нас совпадают...

- Вы же сами говорите: цель федерации - уравнять регионы, цель Петербурга - быть максимально богатым. Эти цели противоречат друг другу...

- Вы берете только одно направление, которое нельзя оценивать как "стратегические цели и задачи Петербурга". Если каждый регион начнет противостоять государству, толку не будет! Должна быть единая стратегическая политика - экономическая, социальная. А региональная специфика должна проявляться на ее фоне.

- И последний вопрос. Лейтмотив Вашего послания - достижение городом и горожанами европейских стандартов жизни. Но возможно ли достижение европейского качества жизни в условиях азиатской модели власти?

- Нет, конечно.

-Почему же Вы не ставите вопроса о превращении Петербурга в парламентскую республику европейского типа?

- Я не считаю, что для России и для Петербурга приемлема парламентская форма правления. И ментально, и исторически наша страна к этому не готова. У нас демократические институты только устанавливаются, и депутаты, к сожалению, вынуждены заниматься популизмом, чтобы нравиться избирателям, и они не всегда будут готовы к принятию необходимых решений. Вообще, я убеждена, что право избирать главу города должно принадлежать не депутатам, а петербуржцам. И каждый должен заниматься своим делом: законодатели - писать законы, правительство - их исполнять.

*** Шоу на 24 страницах? Депутатский комментарий

Наталия Евдокимова:

Это скорее было политическое шоу. Можно было высказаться гораздо короче и по существу: определить доходную, расходную часть и дефицит бюджета на следующий год, а также направления приоритетного финансирования. Что и было сделано на последних трех страницах двадцатичетырехстраничного доклада. Все остальное время госпожа губернатор высказала все свои мысли вслух. Впрочем, Валентина Матвиенко – публичный политик, и она имеет право на такое видение содержания своего послания. Но лично мои ожидания – не оправдались.

Ватаняр Ягья:

Положительный момент – то, что губернатор Санкт-Петербурга стал выполнять закон, который был принят Законодательным собранием относительно ежегодного послания. Хотелось бы отметить, что первый опыт не лишен некоторых недочетов. Во-первых, это излишний пафос и выспренность некоторых заявлений.

Ну и второй недочет – отсутствие четко очерченных хронологических рамок. В послании говорится о том, что власти города будут делать в течение энного количества лет, а не на год вперед, как предполагалось. В следующем году тоже будет послание и тогда получится, что губернатор будет повторять некоторые свои же предложения .

Константин Сухенко:

Я не уверен, что Вам будет интересно мое мнение, потому что на этот раз я – "за", мне послание понравилось, я ожидал намного худшего. О том, что ничего не было сказано о религиозных конфессиях и межнациональных отношениях, уже заметил депутат Игорь Риммер. Я также считаю, что этот вопрос важен для такого многонационального и многоконфессионального города, как Петербург – жаль, что он не нашел отражения в послании губернатора.


Другие юридические статьи:
Региональным брокерам придется уйти с рынка
С 1 января количество таможенных брокеров в Россия может уменьшиться более чем вдвое. К этому, по мнению экспертов, приведет вступление в силу нового Таможенного кодекса....

А тебя вообще не спрашивают - мала еще!
Мне 15 лет, но родители постоянно говорят что-то вроде "мала еще", "без тебя разберемся", "тебя спросить забыли" и тому подобное. Не разрешают ходить...

Россия вступит в вто не ранее 2005 года, считают в мтп
Россия сможет вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) не ранее 2005 года. Такое мнение высказала сегодня на пресс...

А тарифы растут
С 1 июля в Петербурге повышается стоимость жилищно-коммунальных услуг. Проект соответствующего закона принят на заседании городского правительства. Д...

Петербург обгоняет страну
Регионы начинают лечить от ксенофобии СПб. Из столицы ксенофобии Петербург превращается в столицу борьбы с ней. Неслучайно...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования