Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Обзор российского законодательства за 29.09.2006
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Куги отсудил очередной особняк
Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) отсудил у Федерации профсоюзов (ФПС) Санкт-Петербурга и Ленобласти особняк инженера Чаева на Каменном острове. Таким образ...

Юридические услуги

Эх, мидас, мидас...

От способности властей генерировать необходимую обществу информацию, а также обеспечивать ее доступность зависит не только абстрактный уровень развития общества, но и инвестиционная привлекательность конкретной экономики

Легендарный царь Мидас все, к чему прикасался, превращал в золото. Так и отечественные чиновники - из всего, что делают, пытаются извлечь собственную выгоду, которая к тому же очень часто идет просто во вред общему развитию страны, региона или отдельно взятого района. На днях правительство Российской Федерации на своем заседании одобрило законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления". Основными целями законопроекта, заявляют его инициаторы, являются обеспечение открытости деятельности госорганов и органов местного самоуправления, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности органов исполнительной власти в РФ. Безусловно, нужное, полезное начинание, которое можно только приветствовать.

Принципы открытости информации были декларированы еще законом от 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации". Однако, несмотря на предписанную законом открытость, власть на всех ее уровнях так и не стала открытой для общества. Более того, по мнению многих экспертов, в сегодняшней российской действительности право гражданина на информацию продолжает оставаться самым нарушаемым (при том что иные чиновные структуры тратят гигантские суммы на PR-поддержку своей деятельности).

Кто из журналистов не сталкивался в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей с угрозами чиновников отлучить неугодное им СМИ от информации? "Вы в прошлый раз про моего шефа написали не то, что он хотел прочитать", - заявляет руководитель соответствующей пресс-службы. "Там что-то неправильно было написано?" - спрашивает журналист. "Да нет, все правильно, - отвечают в пресс-службе, - но не то, что мы хотели бы. Поэтому мы не будем отвечать на ваш запрос".

Если власти позволяют себе такое по отношению к журналистам, то что уж говорить о простых гражданах или предпринимателях средней руки, у которых зачастую просто нет возможности получить ответ на свой вопрос. Бюрократия бережет свою привилегию на доступ к информации. В итоге даже совсем маленький чиновник руководствуется известным принципом братьев Ротшильдов: "Кто владеет информацией, тот владеет миром".

Как считают специалисты, главная проблема предыдущего закона заключалась в том, что декларированные принципы не подкреплялись соответствующими процедурами. Новый проект закона как бы устраняет этот недостаток, устанавливая единый порядок предоставления госорганами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности, определяет перечень информации, размещаемой в информационных системах общего пользования. Одновременно Минэкономразвития предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие "усиление ответственности должностных лиц за нарушения права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления", а также изменения в закон "О средствах массовой информации". За нарушение правил доступа граждан и организаций к информации о деятельности госорганов соответствующих чиновников предлагается штрафовать.

Сегодня, когда основным источником общественно значимой информации является сама власть, казалось бы, можно только радоваться, что государство решило выйти из "подполья". Если бы не одно "но". В проекте закона содержится положение, согласно которому информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно, а может - и за плату. Нетрудно представить, какие широкие возможности открываются перед чиновниками в части зарабатывания денег для себя любимых. Чем закончил царь Мидас, всем известно: сдох, бедолага, с голоду. Нашим чиновникам такой конец не грозит.

Достаточно вспомнить, как Росстат из службы, основной задачей которой является "удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной информации", превратился в полукоммерческую организацию, торгующую статистической информацией за деньги. Кстати сказать, в уставе этой службы записано, что она не вправе заниматься оказанием платных услуг, но, во-первых, с оговорками, а во-вторых, чиновники быстро нашли выход, создав при Росстате ряд организаций, которые и занимаются торговлей информацией.

Дело доходит до того, что даже государственные органы вынуждены покупать необходимые им данные у этих организаций. Пусть порою эти деньги и невелики, но если учесть, что деятельность Росстата нацелена исключительно на обеспечение деятельности федеральных ведомств и выдаваемая им информация не годится для использования в предпринимательской деятельности, то понятно, что получение необходимой бизнесу статистики будет стоить значительно больше, чем суммы, указанные в прейскуранте информационно-издательского центра "Статистика России".

Между тем от способности властей генерировать необходимую обществу информацию, а также обеспечить ее доступность зависит не только абстрактный уровень развития общества, но и вполне конкретная инвестиционная привлекательность конкретной экономики. Как отметил глава Минэкономразвития Герман Греф, опыт других стран показывает, что открытость в деятельности госорганов приводит к росту ВВП на душу населения на 968 долларов в год, увеличению прямых иностранных инвестиций на 1% и снижению инфляции на 0,46%.

Сергей Агеев


Другие юридические статьи:
А вот кому кудрявого, от непьющей мамы?.. сирот взяла под защиту генпрокуратура
На рынке торговли детьми в ближайшее время грядут большие перемены. Генеральная прокуратура России наконец-то вынесла на рассмотрение Государственной думой предложения ввес...

Нужен ли печкину "стечкин"?
На прошлой неделе премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому определенным категориям работников почтовых служб м...

Налог критикуют всем миром енвд увеличится в среднем в 2-4 раза
Сегодня депутаты Законодательного собрания рассматривают поправки к закону о ЕНВД. Принимаемые коэффициенты поставят малые торговые фирмы в сложное положение. ...

Енвд: методика раздельного учета
"Учет в торговле" №2, 2005 В ситуации, когда часть деятельности облагается ЕНВД, а часть - нет, Налоговый кодекс пр...

Обзор российского законодательства за 29.09.2006
Обратите внимание! Утверждена форма справки о ДТП Приказом МВД России от 25 сентября 2006 года N 748 утверждена согласованная с Министерством финансов Российск...

От способности властей генерировать необходимую обществу информацию, а также обеспечивать ее доступность зависит не только абстрактный уровень развития общества, но и инвестиционная привлекательность конкретной экономики

Легендарный царь Мидас все, к чему прикасался, превращал в золото. Так и отечественные чиновники - из всего, что делают, пытаются извлечь собственную выгоду, которая к тому же очень часто идет просто во вред общему развитию страны, региона или отдельно взятого района. На днях правительство Российской Федерации на своем заседании одобрило законопроект "Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления". Основными целями законопроекта, заявляют его инициаторы, являются обеспечение открытости деятельности госорганов и органов местного самоуправления, объективное информирование граждан и структур гражданского общества о деятельности органов исполнительной власти в РФ. Безусловно, нужное, полезное начинание, которое можно только приветствовать.

Принципы открытости информации были декларированы еще законом от 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации". Однако, несмотря на предписанную законом открытость, власть на всех ее уровнях так и не стала открытой для общества. Более того, по мнению многих экспертов, в сегодняшней российской действительности право гражданина на информацию продолжает оставаться самым нарушаемым (при том что иные чиновные структуры тратят гигантские суммы на PR-поддержку своей деятельности).

Кто из журналистов не сталкивался в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей с угрозами чиновников отлучить неугодное им СМИ от информации? "Вы в прошлый раз про моего шефа написали не то, что он хотел прочитать", - заявляет руководитель соответствующей пресс-службы. "Там что-то неправильно было написано?" - спрашивает журналист. "Да нет, все правильно, - отвечают в пресс-службе, - но не то, что мы хотели бы. Поэтому мы не будем отвечать на ваш запрос".

Если власти позволяют себе такое по отношению к журналистам, то что уж говорить о простых гражданах или предпринимателях средней руки, у которых зачастую просто нет возможности получить ответ на свой вопрос. Бюрократия бережет свою привилегию на доступ к информации. В итоге даже совсем маленький чиновник руководствуется известным принципом братьев Ротшильдов: "Кто владеет информацией, тот владеет миром".

Как считают специалисты, главная проблема предыдущего закона заключалась в том, что декларированные принципы не подкреплялись соответствующими процедурами. Новый проект закона как бы устраняет этот недостаток, устанавливая единый порядок предоставления госорганами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности, определяет перечень информации, размещаемой в информационных системах общего пользования. Одновременно Минэкономразвития предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие "усиление ответственности должностных лиц за нарушения права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления", а также изменения в закон "О средствах массовой информации". За нарушение правил доступа граждан и организаций к информации о деятельности госорганов соответствующих чиновников предлагается штрафовать.

Сегодня, когда основным источником общественно значимой информации является сама власть, казалось бы, можно только радоваться, что государство решило выйти из "подполья". Если бы не одно "но". В проекте закона содержится положение, согласно которому информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно, а может - и за плату. Нетрудно представить, какие широкие возможности открываются перед чиновниками в части зарабатывания денег для себя любимых. Чем закончил царь Мидас, всем известно: сдох, бедолага, с голоду. Нашим чиновникам такой конец не грозит.

Достаточно вспомнить, как Росстат из службы, основной задачей которой является "удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной информации", превратился в полукоммерческую организацию, торгующую статистической информацией за деньги. Кстати сказать, в уставе этой службы записано, что она не вправе заниматься оказанием платных услуг, но, во-первых, с оговорками, а во-вторых, чиновники быстро нашли выход, создав при Росстате ряд организаций, которые и занимаются торговлей информацией.

Дело доходит до того, что даже государственные органы вынуждены покупать необходимые им данные у этих организаций. Пусть порою эти деньги и невелики, но если учесть, что деятельность Росстата нацелена исключительно на обеспечение деятельности федеральных ведомств и выдаваемая им информация не годится для использования в предпринимательской деятельности, то понятно, что получение необходимой бизнесу статистики будет стоить значительно больше, чем суммы, указанные в прейскуранте информационно-издательского центра "Статистика России".

Между тем от способности властей генерировать необходимую обществу информацию, а также обеспечить ее доступность зависит не только абстрактный уровень развития общества, но и вполне конкретная инвестиционная привлекательность конкретной экономики. Как отметил глава Минэкономразвития Герман Греф, опыт других стран показывает, что открытость в деятельности госорганов приводит к росту ВВП на душу населения на 968 долларов в год, увеличению прямых иностранных инвестиций на 1% и снижению инфляции на 0,46%.

Сергей Агеев


Другие юридические статьи:
А вот кому кудрявого, от непьющей мамы?.. сирот взяла под защиту генпрокуратура
На рынке торговли детьми в ближайшее время грядут большие перемены. Генеральная прокуратура России наконец-то вынесла на рассмотрение Государственной думой предложения ввес...

Нужен ли печкину "стечкин"?
На прошлой неделе премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому определенным категориям работников почтовых служб м...

Налог критикуют всем миром енвд увеличится в среднем в 2-4 раза
Сегодня депутаты Законодательного собрания рассматривают поправки к закону о ЕНВД. Принимаемые коэффициенты поставят малые торговые фирмы в сложное положение. ...

Енвд: методика раздельного учета
"Учет в торговле" №2, 2005 В ситуации, когда часть деятельности облагается ЕНВД, а часть - нет, Налоговый кодекс пр...

Обзор российского законодательства за 29.09.2006
Обратите внимание! Утверждена форма справки о ДТП Приказом МВД России от 25 сентября 2006 года N 748 утверждена согласованная с Министерством финансов Российск...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования