Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Отечество в дыму  экономический ущерб от курения ежегодно составляет 13,7 млрд рублей
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
Упрощенная система налогообложения: практика применения
Журнал "Российский налоговый курьер" 31 марта 2006 года в редакции журнала «Упрощенка» проводилась «горячая линия». Все желающие могл...

Юридические услуги

Налоговые вычеты по ндс и требования инспекции по налогам и сборам

ИМНС при проведении проверки правильности применения налоговых вычетов по НДС требует предоставить практически все документы, имеющие отношение к совершаемым операциям, в том числе -- не предусмотренные НК РФ. Правомерны ли требования ИМНС?

В соответствии с позицией существующей арбитражной практики по своей правовой природе полномочия налоговых органов по проведению проверки оснований для применения налоговых вычетов или возмещения НДС, закрепленные статьями 171, 172 и 176 Налогового кодекса РФ, рассматриваются как полномочия по проведению камеральной налоговой проверки -- статья 88 Налогового кодекса РФ. К примеру, данный вывод подтверждается следующими судебными актами:

- пунктом 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. 71;

- Решением ВАС РФ от 03.02.2004 г. 16125/03;

- Постановлением ФАС ВСО от 26.01.2004 г. А19-9579/ 03-15-Ф02-4646/03-С1;

- Постановлением ФАС СЗО от 29.12.2003 г. по делу А56 -9006/03.

Таким образом, правовой режим указанной проверки идентичен правовому режиму камеральной проверки с теми исключениями, которые специально установлены главой 21 НК РФ.

Разумеется, имеет место целый ряд исключений, существенно влияющих на правовой режим проверки правильности применения налоговых вычетов (возмещения НДС). Так, если в соответствии со статьями 87 и 88 НК РФ полномочие по проведению камеральной налоговой проверки является правом налогового органа, то исходя из статей 171, 172 и 176 НК РФ проверка оснований для предоставления налоговых вычетов (для возмещения налога) рассматривается уже как обязанность налогового органа, что следует, например, из пунктов 2 и 3 статьи 176 НК РФ, которые устанавливают сроки для зачета и возврата НДС по итогам проверки.

Вместе с тем в субсидиарном порядке применение к проверке правильности применения налоговых вычетов (оснований для возмещения НДС) абзаца 4 статьи 88 НК РФ возможно. В соответствии с указанной нормой: "При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов". Анализ приведенного положения в контексте с иными положениями НК РФ позволяет сделать несколько важных выводов.

Во-первых, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика лишь те документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Если налоговый орган требует какие-либо документы из числа не относящихся к правильности исчисления НДС (статья 173 НК РФ определяет условия, которые подлежат оценке при проверке правильности исчисления налога) и своевременности его уплаты. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. по делу А42-4921/01-27.

Во-вторых, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (абзац 3 статьи 88 НК РФ). Это счетная проверка представленных документов.

Их перечень установлен законами о конкретных налогах, о бухгалтерском учете и отчетности. Если камеральной проверкой в документах не выявлено ошибок и противоречий, то нет оснований устанавливать соответствие представленной отчетности первичным документам -- это предмет выездной налоговой проверки. Одна форма контроля не должна заменять другую. НК РФ разделяет предметы камеральной и выездной проверок.

Предмет камеральной проверки -- документы, представляемые налогоплательщиком в инспекцию по велению закона, объект проверки -- правильность заполнения налоговых форм. Предмет выездной проверки -- первичные документы, объект проверки -- соответствие заявленных данных фактическим. По расположению абзаца 4 в статье 88 НК РФ видно, что истребование документов возможно в случае, когда выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, о чем говорится в абзаце 3 данной статьи.

В случае отсутствия выявленных ошибок или противоречий в представленных налогоплательщиком документах оснований для истребований дополнительных документов нет, а в случае предъявления таких требований ИМНС должна обосновать, для устранения каких именно ошибок и противоречий указанные документы необходимы.Отметим, что аналогичная практика содержится и в актах федеральных арбитражных судов.

Перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиком для проверки оснований для налоговых вычетов (возмещения НДС), установлен императивно, и, что более важно, требовать иных документов налоговые органы не вправе в силу связанности законом.

Иван Ильюшихин, генеральный директор ЗАО "Юридический центр "Северо-Западный регион"


Другие юридические статьи:
Не облагаются налогом на прибыль дивиденды
Не облагаются налогом на прибыль дивиденды, выплаченные учредителям, работающим по упрощенной системе налогообложения. ...

Ответственность работника за хищение имущества организации
Какие меры ответственности можно применить к работнику, совершившему действия, выразившиеся в хищении денежных средств путем мошенничества с использованием своего служебног...

Контроль узаконили
Вчера на заседании ЗС Петербурга депутаты приняли за основу проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон "О порядке представления рассмотрения и утверждения отч...

Заправкам готовят почву размещать азс по новой схеме начнут уже через год
Администрация Петербурга вчера обсудила ход работ по формированию схемы размещения АЗС до 2010 г. Чиновники пообещали нефтетрейдерам новую нормативно-правовую базу для схем...

Отечество в дыму экономический ущерб от курения ежегодно составляет 13,7 млрд рублей
Вчерашний день в Петербурге - как, впрочем, и во всем мире - прошел под знаком борьбы с курением. В числе борцов с вредной привычкой поспешили отм...

ИМНС при проведении проверки правильности применения налоговых вычетов по НДС требует предоставить практически все документы, имеющие отношение к совершаемым операциям, в том числе -- не предусмотренные НК РФ. Правомерны ли требования ИМНС?

В соответствии с позицией существующей арбитражной практики по своей правовой природе полномочия налоговых органов по проведению проверки оснований для применения налоговых вычетов или возмещения НДС, закрепленные статьями 171, 172 и 176 Налогового кодекса РФ, рассматриваются как полномочия по проведению камеральной налоговой проверки -- статья 88 Налогового кодекса РФ. К примеру, данный вывод подтверждается следующими судебными актами:

- пунктом 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. 71;

- Решением ВАС РФ от 03.02.2004 г. 16125/03;

- Постановлением ФАС ВСО от 26.01.2004 г. А19-9579/ 03-15-Ф02-4646/03-С1;

- Постановлением ФАС СЗО от 29.12.2003 г. по делу А56 -9006/03.

Таким образом, правовой режим указанной проверки идентичен правовому режиму камеральной проверки с теми исключениями, которые специально установлены главой 21 НК РФ.

Разумеется, имеет место целый ряд исключений, существенно влияющих на правовой режим проверки правильности применения налоговых вычетов (возмещения НДС). Так, если в соответствии со статьями 87 и 88 НК РФ полномочие по проведению камеральной налоговой проверки является правом налогового органа, то исходя из статей 171, 172 и 176 НК РФ проверка оснований для предоставления налоговых вычетов (для возмещения налога) рассматривается уже как обязанность налогового органа, что следует, например, из пунктов 2 и 3 статьи 176 НК РФ, которые устанавливают сроки для зачета и возврата НДС по итогам проверки.

Вместе с тем в субсидиарном порядке применение к проверке правильности применения налоговых вычетов (оснований для возмещения НДС) абзаца 4 статьи 88 НК РФ возможно. В соответствии с указанной нормой: "При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов". Анализ приведенного положения в контексте с иными положениями НК РФ позволяет сделать несколько важных выводов.

Во-первых, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика лишь те документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Если налоговый орган требует какие-либо документы из числа не относящихся к правильности исчисления НДС (статья 173 НК РФ определяет условия, которые подлежат оценке при проверке правильности исчисления налога) и своевременности его уплаты. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2001 г. по делу А42-4921/01-27.

Во-вторых, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах (абзац 3 статьи 88 НК РФ). Это счетная проверка представленных документов.

Их перечень установлен законами о конкретных налогах, о бухгалтерском учете и отчетности. Если камеральной проверкой в документах не выявлено ошибок и противоречий, то нет оснований устанавливать соответствие представленной отчетности первичным документам -- это предмет выездной налоговой проверки. Одна форма контроля не должна заменять другую. НК РФ разделяет предметы камеральной и выездной проверок.

Предмет камеральной проверки -- документы, представляемые налогоплательщиком в инспекцию по велению закона, объект проверки -- правильность заполнения налоговых форм. Предмет выездной проверки -- первичные документы, объект проверки -- соответствие заявленных данных фактическим. По расположению абзаца 4 в статье 88 НК РФ видно, что истребование документов возможно в случае, когда выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, о чем говорится в абзаце 3 данной статьи.

В случае отсутствия выявленных ошибок или противоречий в представленных налогоплательщиком документах оснований для истребований дополнительных документов нет, а в случае предъявления таких требований ИМНС должна обосновать, для устранения каких именно ошибок и противоречий указанные документы необходимы.Отметим, что аналогичная практика содержится и в актах федеральных арбитражных судов.

Перечень документов, которые должны представляться налогоплательщиком для проверки оснований для налоговых вычетов (возмещения НДС), установлен императивно, и, что более важно, требовать иных документов налоговые органы не вправе в силу связанности законом.

Иван Ильюшихин, генеральный директор ЗАО "Юридический центр "Северо-Западный регион"


Другие юридические статьи:
Не облагаются налогом на прибыль дивиденды
Не облагаются налогом на прибыль дивиденды, выплаченные учредителям, работающим по упрощенной системе налогообложения. ...

Ответственность работника за хищение имущества организации
Какие меры ответственности можно применить к работнику, совершившему действия, выразившиеся в хищении денежных средств путем мошенничества с использованием своего служебног...

Контроль узаконили
Вчера на заседании ЗС Петербурга депутаты приняли за основу проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон "О порядке представления рассмотрения и утверждения отч...

Заправкам готовят почву размещать азс по новой схеме начнут уже через год
Администрация Петербурга вчера обсудила ход работ по формированию схемы размещения АЗС до 2010 г. Чиновники пообещали нефтетрейдерам новую нормативно-правовую базу для схем...

Отечество в дыму экономический ущерб от курения ежегодно составляет 13,7 млрд рублей
Вчерашний день в Петербурге - как, впрочем, и во всем мире - прошел под знаком борьбы с курением. В числе борцов с вредной привычкой поспешили отм...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования