Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Юридические услуги Анализ новых методических рекомендаций мнс рфпо применению главы 25
Юридические услуги

Наши услуги
Юридические услуги


Компания
Юридические услуги


Новости

Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ли государс ...



Статьи
В европе запретили спам
Европарламент принял проект постановления о защите данных электронных коммуникаций (Electronic Communications Data Protection Directive). Европарл...

Юридические услуги

Новая регистрация освободит от "вмененки"

Наше предприятие занимается розничной торговлей через несколько небольших торговых залов (каждый менее 150 м2), расположенных в разных районах Петербурга. Налоговый орган уверяет, что с 1 января 2004 г. мы должны в обязательном порядке перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Предварительные подсчеты показывают, что данный переход существенно увеличит налоговую нагрузку -- бизнес потеряет рентабельность. Я слышал, что, если бы наше юридическое лицо было создано недавно и являлось субъектом малого предпринимательства, переход на вмененку стал бы из обязательного добровольным. Правда ли это?

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Приведенная законодательная норма устанавливает так называемый "4-летний мораторий" на применение к субъектам малого предпринимательства изменений налогового законодательства, ухудшающих их положение.

Как известно, ранее, в 2001- 2002 гг., в Санкт-Петербурге уже действовал единый налог на вмененный доход. Однако тогда федеральный законодатель защитил интересы бюджета внесением в ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 г. №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" нормы, закрепляющей, что со дня вступления в силу данного закона и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не применяется абзац 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Данный закон прекратил свое действие с 1.01.2003 г. в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №104-ФЗ.

Таким образом, получается, что 1.01.2003 г. правило "4-летнего моратория" распространяется также и на плательщиков единого налога на вмененный доход. Следует иметь в виду, что применение "4-летнего моратория" имеет ряд важных, установленных законодателем юридических оговорок:

Он распространяется только на субъектов малого предпринимательства, критерии отнесения к которым перечислены в ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников субъекта малого предпринимательства за отчетный период не должна превышать предельного уровня, установленного законом (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения средняя численность работников не может быть более 30 человек). Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица -- индивидуальные предприниматели. При этом для данной категории лиц предельная численность работников не установлена.

Субъект малого предпринимательства должен быть готов доказать в судебном порядке, что не подлежащие применению изменения налогового законодательства создают для него менее благоприятные по сравнению с ранее действовавшими условия. Как показывает практика, данная задача может оказаться непростой. Примером удачи налогоплательщика в доказывании данного факта служит Постановление ФАС СЗО от 15.01.2002 г. по делу №А05-7569/01-397/13 (процесс доказывания в данном случае был облегчен, поскольку налогоплательщик находился на упрощенной системе налогообложения). Обосновывая свой вывод о неприменении единого налога на вмененный доход для налогообложения индивидуального предпринимателя, суд кассационной инстанции указал, что материалами дела подтверждено, что сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет за второе полугодие 1999 г. предпринимателем по виду деятельности "автомобильные перевозки", составила 90.120 рублей, тогда как стоимость патента от этой же деятельности в 1999 г. -- 4175 рублей, что свидетельствует о существенном ухудшении его положения как налогоплательщика.

Подводя итоги, следует сказать, что, действительно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подпадающие под действие правила "4-летнего моратория", установленного абзацем 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", при соблюдении вышеописанных условий могут избежать обязательного перехода на уплату единого налога на вмененный доход, установленного Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2003 г. №299-35 "О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Важно отметить, что применение налогоплательщиками правила "4-летнего моратория", исходя из смысла закона, носит не добровольный, а обязательный характер.

Выдержка из ст. 3 Федерального закона РФ

"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

Предельная средняя численность работников организации -- субъекта малого предпринимательства (чел.):

в промышленности 100

в строительстве 100

на транспорте 100

в сельском хозяйстве 60

в научно-технической сфере 60

в оптовой торговле 50

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Анатолий Цветов, Юрист АКГ «Что делать Консалт»


Другие юридические статьи:
Петербургскую недвижимость учтут по-местному регистрация сделок с недвижимостью продолжится в обычном режиме
Представители городских служб, отвечающих за инвентаризацию и регистрацию объектов недвижимости, заверили, что оба эти процесса не будут приостановлены. ...

Фкцб россии согласовала изменения и дополнения в правила торгов и расчетов в секции стандартных контрактов спвб
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг на заседании 23 июля приняла решение согласовать изменения и дополнения в прави...

Cуд запретил милиции проверять подписи избирателей
Суд Санкт-Петербурга отказался в четверг отменить регистрацию кандидата в губернаторы Алексея Тимофеева по жалобе его конк...

Современный рынок оффшорных услуг, основные черты
Информация от юридического центра "Взгляд". Оффшорная компания характеризуется особым организационно-юридическим статусом пре...

Анализ новых методических рекомендаций мнс рфпо применению главы 25 "налог на прибыль" нк рф
Discaimer: Методические рекомендации вышли всего несколько дней назад, так что здесь не могли быть учтены все нововведения. Впрочем, такая задача и не ставилась. Замечу также, что все изложе...

Наше предприятие занимается розничной торговлей через несколько небольших торговых залов (каждый менее 150 м2), расположенных в разных районах Петербурга. Налоговый орган уверяет, что с 1 января 2004 г. мы должны в обязательном порядке перейти на уплату единого налога на вмененный доход. Предварительные подсчеты показывают, что данный переход существенно увеличит налоговую нагрузку -- бизнес потеряет рентабельность. Я слышал, что, если бы наше юридическое лицо было создано недавно и являлось субъектом малого предпринимательства, переход на вмененку стал бы из обязательного добровольным. Правда ли это?

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Приведенная законодательная норма устанавливает так называемый "4-летний мораторий" на применение к субъектам малого предпринимательства изменений налогового законодательства, ухудшающих их положение.

Как известно, ранее, в 2001- 2002 гг., в Санкт-Петербурге уже действовал единый налог на вмененный доход. Однако тогда федеральный законодатель защитил интересы бюджета внесением в ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 г. №148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" нормы, закрепляющей, что со дня вступления в силу данного закона и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не применяется абзац 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Данный закон прекратил свое действие с 1.01.2003 г. в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №104-ФЗ.

Таким образом, получается, что 1.01.2003 г. правило "4-летнего моратория" распространяется также и на плательщиков единого налога на вмененный доход. Следует иметь в виду, что применение "4-летнего моратория" имеет ряд важных, установленных законодателем юридических оговорок:

Он распространяется только на субъектов малого предпринимательства, критерии отнесения к которым перечислены в ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников субъекта малого предпринимательства за отчетный период не должна превышать предельного уровня, установленного законом (в розничной торговле и бытовом обслуживании населения средняя численность работников не может быть более 30 человек). Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица -- индивидуальные предприниматели. При этом для данной категории лиц предельная численность работников не установлена.

Субъект малого предпринимательства должен быть готов доказать в судебном порядке, что не подлежащие применению изменения налогового законодательства создают для него менее благоприятные по сравнению с ранее действовавшими условия. Как показывает практика, данная задача может оказаться непростой. Примером удачи налогоплательщика в доказывании данного факта служит Постановление ФАС СЗО от 15.01.2002 г. по делу №А05-7569/01-397/13 (процесс доказывания в данном случае был облегчен, поскольку налогоплательщик находился на упрощенной системе налогообложения). Обосновывая свой вывод о неприменении единого налога на вмененный доход для налогообложения индивидуального предпринимателя, суд кассационной инстанции указал, что материалами дела подтверждено, что сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет за второе полугодие 1999 г. предпринимателем по виду деятельности "автомобильные перевозки", составила 90.120 рублей, тогда как стоимость патента от этой же деятельности в 1999 г. -- 4175 рублей, что свидетельствует о существенном ухудшении его положения как налогоплательщика.

Подводя итоги, следует сказать, что, действительно, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, подпадающие под действие правила "4-летнего моратория", установленного абзацем 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", при соблюдении вышеописанных условий могут избежать обязательного перехода на уплату единого налога на вмененный доход, установленного Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2003 г. №299-35 "О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Важно отметить, что применение налогоплательщиками правила "4-летнего моратория", исходя из смысла закона, носит не добровольный, а обязательный характер.

Выдержка из ст. 3 Федерального закона РФ

"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"

Предельная средняя численность работников организации -- субъекта малого предпринимательства (чел.):

в промышленности 100

в строительстве 100

на транспорте 100

в сельском хозяйстве 60

в научно-технической сфере 60

в оптовой торговле 50

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50

Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Анатолий Цветов, Юрист АКГ «Что делать Консалт»


Другие юридические статьи:
Петербургскую недвижимость учтут по-местному регистрация сделок с недвижимостью продолжится в обычном режиме
Представители городских служб, отвечающих за инвентаризацию и регистрацию объектов недвижимости, заверили, что оба эти процесса не будут приостановлены. ...

Фкцб россии согласовала изменения и дополнения в правила торгов и расчетов в секции стандартных контрактов спвб
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг на заседании 23 июля приняла решение согласовать изменения и дополнения в прави...

Cуд запретил милиции проверять подписи избирателей
Суд Санкт-Петербурга отказался в четверг отменить регистрацию кандидата в губернаторы Алексея Тимофеева по жалобе его конк...

Современный рынок оффшорных услуг, основные черты
Информация от юридического центра "Взгляд". Оффшорная компания характеризуется особым организационно-юридическим статусом пре...

Анализ новых методических рекомендаций мнс рфпо применению главы 25 "налог на прибыль" нк рф
Discaimer: Методические рекомендации вышли всего несколько дней назад, так что здесь не могли быть учтены все нововведения. Впрочем, такая задача и не ставилась. Замечу также, что все изложе...

 



Юридические услуги
Бесплатная юридическая консультация
Яндекс цитирования